Дидактические игры, занятия
«Умоем куклу Таню».
Цель:воспитывать потребность у детей мыть руки после посещения туалета, перед едой, учить умываться после сна и перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды, формировать навыки аккуратности в умывальной комнате, желание все делать самостоятельно, быстро.
Раздается стук в дверь:
- Входите, пожалуйста!
Но никто не входит, за дверью лежит посылка. Достаем из нее письмо от Мойдодыра:
"Дорогие ребята! Вчера я встретил девочку, которая мне сказала, что в вашем саду есть кукла, у которой руки и лицо чумазые. Вот я решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок душистое мыло. До свиданья. Ваш друг Мойдодыр".
Воспитатель:А какая же кукла у нас чумазая?
(Дети находят куклу Таню с испачканными руками и лицом).
Воспитатель:Помогите кукле Тане умыться, расскажите с чего надо начать?
Дети:Сначала надо закатать рукава, потом вымыть руки.
Воспитатель:Что еще осталось грязным?
Дети:Лицо.
Воспитатель:Милана возьми куклу и помоги ей умыться.
Милана берет куклу, сначала моет ей руки, затем лицо. Я слежу за выполнением действий. При необходимости поправляю. Потом я спрашиваю у детей: "Зачем мы умываем куклу Таню?"
Дети:Она испачкалась!
Воспитатель:А еще, когда мы моем руки и лицо?
Дети:После улицы, перед тем, как сесть кушать.
Воспитатель:Вот сейчас и мы все пойдем мыть руки перед едой.
"Оденем куклу после сна".
Цель:Сформировать навык последовательных действий одевания, умения аккуратно складывать и вешать свои вещи на стульчик.
Воспитатель:"Сегодня к нам обещал прийти Вова, но что-то его нет. Давайте вместе позовем Вову: Вова, Вова, иди к нам!" Вова не отвечает.
Воспитатель приносит кроватку, в ней спит Вова. Приносит стул, на котором лежит его одежда. "Вставай Вова, мы тебя оденем. Сядь Вова. Настя что это? - Это рубашка - Рубашку наденем на Вову; Саша, что это? Это туфли. Туфли наденем на Вову" и т.д.
После того, как Вову одели, воспитатель приносит разных кукол и их одежду. Раздает детям, и предлагает одеть кукол. При этом побуждает детей произносить слова, обозначающие названия одежды, и помогает им выполнять действия с разными видами одежды (надевать платье, рубашку, туфли).
"Научим куклу Машу раздеваться после прогулки".
Перед детьми, на столе воспитателя игрушечный шкаф и табуретка. Появляется кукла Маша. "Она вернулась с прогулки, поясняет воспитатель, - сейчас будем раздеваться".
"Уже раздеваюсь", говорит Маша и начинает снимать ботинки. "Маша, останавливает ее педагог, - не снимай ботинки" - "не снимай ботинки", - говорят дети.
"Вначале, Машенька, надо снять пальто", - продолжает воспитатель.
Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф.
"А что мне сейчас снимать?" - спрашивает у детей кукла - Подскажите мне, пожалуйста.
"Маша, снимай шапочку. Положи ее в шкаф", - советуют дети.
Затем Маша снимает и аккуратно вешает кофту (вещи обязательно должны быть на вешалках).
"Научим незнайку накрывать на стол".
Цель игры:помочь детям запомнить последовательность действий по сортировке стола к обеду и использовать свои навыки во время самостоятельных игр с куклами. Игру можно провести непосредственно в игровом уголке.
"Дети, Незнайка просит вас, - говорит воспитатель, - научить его накрывать на стол к обеду. Скоро к нам придут гости, и Незнайка хочет накрыть стол так, как это делают люди".
Воспитатель сажает Незнайку за игрушечный стол, просит его быть повнимательнее.
"Итак, с чего мы начнем накрывать стол к обеду? - размышляет вслух педагог. "Надо принести салфетки или постелить скатерть", - говорят дети. Ребенок накрывает стол скатертью. Спрашивает у Незнайки: "Понятно. Что делать дальше?". Далее дети ставят перед Незнайкой глубокую тарелку для супа, кладут ложку лодочкой вверх, ставят хлебницу и салфетницу.
Воспитатель следит, чтобы они правильно называли предметы и действия, которые совершают. Незнайка уверяет детей, что все понял, начинает рассказывать что и как следует делать. Но иногда что-нибудь путает. Незнайка благодарит детей за помощь и приглашает их к столу.
"Мы едим".
Цель игры:воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.
Упражнения проводятся во время обеда. Перед тем как дети сядут за столы, воспитатель сев за стол говорит:
Посмотрите дети, как я сижу за столом: глубоко, на всем сидении стула, спина ровная, прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, правой - держать ложку. Ноги под столом ставлю рядом. А теперь сядьте также.
Затем говорит:
Я набираю неполную ложку супа, чтобы не разлить. Старайтесь хорошо все пережевывать с закрытым ртом. Дети приступают к еде.
Воспитатель следит за тем, как они едят, делает необходимые замечания.
Конспект занятия "Умоем куклу Машу".
Программное содержание:Воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета и игр на улице, загрязнения;
учить умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; формировать навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывать интерес к действиям, желание все делать самостоятельно, аккуратно, быстро, чтобы оставалось больше времени для игр.
Материал:Красочная "посылка" с мылом, полотенцем, письмом, кукла Маша, тазик с водой.
Ход занятия:Раздается стук в дверь.
-Кто-то стучит к нам? - спрашивает воспитатель (отворяет дверь) -Кто там? Входите, пожалуйста!
Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная "посылка". Воспитатель вносит ее в группу, дети рассматривают, предлагают открыть. Достают письмо.
Воспитатель читает:
"Дорогие, ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, которая мне рассказала, что в вашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил вас попросить показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок "мыло душистое и полотенце пушистое".
До свиданья. Ваш друг Мойдодыр.
Воспитатель:Спасибо. Мойдодыр! Понюхайте, ребята, как мыло пахнет.
Все с удовольствием нюхают мыло.
Воспитатель:А какая же кукла у нас чумазая? Поищите ее.
Дети обнаруживают куклу Машу в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке ягоды. Щеки и руки измазаны ягодным соком.
-Ой, какие у тебя грязные щеки и руки! Подвела ты нас, лакомка! – с укором говорит воспитатель - дети, расскажите кукле Маше, как правильно нужно умываться.
Все вспоминают правильные и последовательные действия умывания. Воспитатель предлагает кому-нибудь одному умыть куклу, следя за выполнением действий, при необходимости поправляет. Воспитатель может сам вымыть куклу, сопровождая комментариями:
-Сейчас я тебе сделаю из мыльной пены "перчатки". Затем смоем пену водой - вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы оно тоже было чистое.
Воспитатель делает вывод:
-Почему мы умываем куклу Машу? Верно, она испачкалась, стала некрасивой. А еще когда мы моем руки и умываемся? Правильно, по утрам, перед сном, после игр и перед едой. Вот и сейчас мы пойдем мыть руки перед обедом. (Переходят в умывальную комнату).
Воспитатель рассказывает детям маленький стишок Г. Лагздынь "Ладушки":
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!
Конспект занятия "Кукла Катя собирается в гости".
Программное содержание:Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать, вешать вещи в свой шкаф, приводить в порядок костюм перед зеркалом.
Подготовка к занятию:Постоянно в соответствии с программными задачами совершенствовать навыки одевания (после сна, при сборе на прогулку). Показать, как правильно расположить одежду в шкафу раздевальной комнаты. Поощрять аккуратность, воспитывать ответственность за порядок в своей секции шкафа. Показать место для сушки носков, варежек. "Комнату" куклы Кати перенести на демонстрационный стол. Проверить состояние комплекта одежды для нее. Оформить красочное приглашение в гости. Подготовить магнитофон или проигрыватель.
Ход занятия:Воспитатель привлекает внимание детей к "комнате" куклы Кати. Дети рассматривают уголок. Кукла Катя при помощи взрослого поет песенку, играет с мячом. Воспитатель предлагает детям взять стулья и расположиться поудобнее. Катя продолжает играть и петь, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец, нашла колготки, небрежно надела их. Нашла туфельку, обула, ищет вторую, не находит, плачет.
Воспитатель:Что случилось, дети? Почему Катя грустная? Давайте спросим у нее.
Дети: Катенька, что случилось?
Катя(сквозь слезы): Вот приглашение!
Воспитатель:Разреши прочитать нам: "Дорогая Катя, приглашаю тебя на день моего рождения, твоя подруга Таня". Дети, у Кати осталось мало времени, чтобы собраться. Давайте поможем ей.
Дети (по желанию) подходят к столу, начинают одевать Катю. Воспитатель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и последовательность действий, сохраняя непринужденность. Несколько детей принимают участие в одевании куклы. Воспитатель вспоминает четверостишие о Маше-растеряше, человеке рассеянном. Одев и причесав Катю, дети предлагают ей посмотреть в зеркало - понравится ли?
-Спасибо, ребята, теперь я, пожалуй, успею в гости к Тане. Разрешите мне прийти к вам завтра еще раз, поучиться, как нужно быстро одеваться, -говорит Катя.
-Конечно, Катя, приходи, мы будем ждать тебя! До свидания!
-Дружно прощаются дети с куклой.
Как только Катя ушла, воспитатель обратился к детям с вопросом:
-Дети, почему, как вы думаете, кукла волновалась?
Некоторые ребята ответили правильно, но несколько детей не смогли указать причину. Тогда воспитатель поясняет:
-Катины вещи были разбросаны в беспорядке. В результате она чуть было не опоздала в гости к Тане. И, конечно, Тане было бы очень обидно, что подруга опоздала на ее день рождения. Хорошо, что ребята помогли Кате быстро одеться. Это будет Кате уроком. Правильно, дети? Помните и вы об этом.
Конспект занятия "Угостим мишутку".
Программное содержание:Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.
Подготовка, материал:Сервировать столы. На столе воспитателя также столовый прибор.
Ход занятия:Занятие проводится в процессе обеда. Перед тем как дети сядут за столы, воспитатель, сев за стол, говорит:
-Посмотрите, дети, как я сижу: глубоко, на всем сиденье стула, спина прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, придерживать тарелку, правой -держать ложку. Ноги под столом ставлю рядом. А теперь вы все сядьте также.
Воспитатель проверяет, как сидят дети, напоминает правила спокойно и ласково. Затем говорит:
-Я набираю неполную ложку супа, чтобы не разлить. Есть удобно с широкого края ложки. Старайтесь хорошо все прожевывать с закрытым ртом.
Дети приступают к еде. Воспитатель следит за тем, как они едят, делает необходимые замечания. Когда они переходят к третьему блюду, раздается стук в дверь, няня вводит Мишутку. Воспитатель принимает его, подводит к столу, предлагает стул, усаживает, спрашивает, не голоден ли он.
-Спасибо, - отвечает Мишутка, - я сыт. Я пришел к вам в гости.
-Мы очень рады тебе, Мишутка, и хотим угостить тебя. Выпей с нами компот.
Воспитатель "угощает" медвежонка. Тот что-то говорит воспитателю шепотом.
-Дети, - обращается педагог к малышам, - Мишутке очень нравится что у нас так чисто. Он знает секрет: когда все съел, ложку надо класть на тарелку, и скатерть тогда останется чистой. Давайте скажем Мишутке спасибо. Это нам поможет. А ты посмотри, как красиво сидят наши дети: спина прямая, ноги поставили рядом.
Мишка хвалит детей, благодарит их за угощение и прощается.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5