Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы Казахстана
В советской этнографии понятие, объединяющее историческисложившиеся особенности культуры и хозяйства различных народов, находящихся на одинаковом уровнесоциально-экономического развития и живущих в сходных природных условиях. Выделение х.-к. Т. Позволяетпроводить этнографическую классификацию народов, выяснять причины сходства и различий в ихкультурах. Так, например, в северной сибири у коренного населения были выделены х.-к. Т. Таёжныхохотников и рыболовов, арктических охотников на морского зверя, рыболовов бассейнов крупных рек,охотников-оленеводов тайги, оленеводов тундры. Для каждого х.-к. Т. Характерны особенностиматериальной культуры, связанные с тем направлением хозяйства, которому благоприятствует даннаяприродная среда; так, добыча морских животных в постоянных местах их обитания создала у арктическихохотников возможность оседлой жизни в землянках. Недостаток дерева и особенности хозяйства обусловилииспользование ими жировой лампы для освещения и отопления, кожаных лодок, глухой меховой одежды.для таёжных охотников на пушного и мясного зверя характерны большая подвижность и соответствующаяэтому образу жизни материальная культура: чум, лёгкая распашная одежда и т.п. Одинаковые х.-к. Т. Могутсуществовать у различных по происхождению народов, обитающих на значительном расстоянии друг отдруга. В то же время у родственных народов могут быть различные х.-к. Т. Поэтому х.-к. Т. Необходимоучитывать при решении вопросов этногенеза. Советскими учёными разрабатывается проблемасоотношения х.-к. Т. И общественно-экономических формаций (см. Формация общественно-экономическая).если в охотничьих, собирательских (см. Собирательство) и отчасти рыболовческих х.-к. Т. Прибавочныйпродукт почти отсутствует и нет основы для эксплуатации и образования классов, то в земледельческих иживотноводческих х.-к. Т. Появляются классы. Пашенное земледелие было основой большинства классовыхобществ вплоть до возникновения капитализма. С понятием х.-к. Т. Связано представление об историко-этнографических областях, где в силу общности исторических судеб у разных народов сложилась общностьматериальной культуры (в прибалтике, средней азии, на кавказе и др.).
Особенности материальной культуры народов Казахстана.
У корейцев
Для Кореи характерен замкнутый характер застройки. Жилой дом строится, по традиции, в глубине двора, по обе его стороны располагаются хозяйственные постройки, сараи, зернохранилища, между которыми делаются крытые ворота. Очень часто в усадьбах имеется два жилых дома, в одном обычно живут старики, в другом семья старшего сына. Жилые дома располагаются или параллельно друг к другу, или под углом, образуя как бы букву «Г».
В старых корейских домах окна отсутствовали, если же они и имелись, то они ориентировались большей частью в сторону двора. Для освещения помещения двери устраивались решетчатыми и оклеивались специальной промасленной бумагой, которая хорошо пропускает свет.
Для Кореи характерна своеобразная система отопления жилища — ондол («теплый пол») При такой системе используется тепло кухонного очага, дымоход которого выкладывается по земле, занимая часть пола кухни и весь пол жилых комнат. Дымоход кладется в несколько параллельных рядов из кирпича или камня, вверху обмазывается толстым слоем глины, образуя пол помещения. Вытяжная труба располагается по диагонали от топки и выводится на некотором расстоянии от дома.
Основные элементы национального костюма были выработаны еще в первые века нашей эры. Характерной особенностью одежды является наличие короткой распашной кофты с узкими рукавами и широких штанов. Современная одежда проста и не имеет почти никаких украшений, хотя, как свидетельствуют китайские летописи, одежда древних корейцев была богато расшита серебром и золотом. Возможно, исчезновение золотошвейных украшений в современном костюме объясняется отчасти и тем, что в XVI в. был издан королевский указ, запрещающий простолюдинам ношение расшитых одежд из дорогих тканей, а также серебряных и золотых украшений.
Мужская одежда состоит из запашной куртки и широких штанов (пади). Костюм обычно делается из белой ткани (для зимы на вате). Штаны закрепляются у талии широким, длинным кушаком и у щиколоток завязываются тесемками и заправляются в белые матерчатые носки (посоп).
Женская одежда состоит из короткой кофты (чогори) с узкими, длинными рукавами, широких штанов и широкой распашной или сшитой в сборку юбки (чхима), подвязываемой выше талии широким, длинным кушаком, крепко стягивающим грудь. Интересно отметить, что в Корее до последнего времени существовал обычай бинтования груди. Только кормящие женщины не закрывали и не затягивали грудь. В настоящее время юбки делаются на лифе. В зимнее время поверх чогори носят теплый жилет на меху или длинный халат (турумаги).
У кыргызов
Основным материалом для изготовления одежды служило животноводческое сырье: шкуры овец и ягнят выделывались для верхней одежды, кожи верблюдов, коров, телят обрабатывались для обуви. Из шерсти овец и верблюдов изготовлялась высококачественная тонкая кошма, шедшая на шитье верхней нарядно мужской одежды и головных уборов. На примитивном станке (ор-мвк) ткались ткани (таар) различных видов.
Глубоко традиционными у киргизов были широкие в поясе и суживавшиеся книзу мужские овчинные штаны (шым). Нарядными считались штаны из замши или из выделанной кожи горного козла (кандагай), украшенные вышивкой. Они были очень прочными, поэтому их надевали также борцы во время состязаний (эциш, курвш). Летом носили штаны из кустарных тканей (таар) различного качества, а также из фабричных материалов.
Обычной верхней мужской одеждой служил нагольный овчинный тулуп (тон, постун). Использовали европейского покроя шубы (бущрмв-тон).
Одним из видов киргизской мужской верхней одежды являлся кементай. Шили его из тонких или грубых накатанных кошм естественных цветов. Белые тонкие кошмы шли на изготовление0 кементая для состоятельных лиц. Наряду с нагольным тулупом этот вид одежды - кементай, кебенек - имеет у киргизов наиболее давние истоки6.
Другую мужскую верхнюю одежду - чепкен, одинаковый по покрою с кементаем, шили из ткани таар. изготовляемой из верблюжьей и овечьей шерсти различных естественных цветов.
Разновидностью овчинных тулупов можно считать и крытые тканью шубы (ичик) из шкур ягнят, лицевая сторона которых покрывалась материей темных цветов; шуба имела большой шалевый воротник. Самые богатые шили шубы из дорогих мехов - волка, лисы и соболя.