Организация как функция управления

Для реализации принятых решений (планов) необходим этап созда­ния организационных отношений, обеспечивающих движение системы, т.е. этап организации. Понятие «организация» выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается каче­ство проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под ор­ганизацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, ор­ганов ученического самоуправления, направленная на выполнение наме­ченного плана, достижение поставленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.

По своей природе организаторская деятельность человека - деятель­ность практическая, основанная на оперативном использовании психоло­го-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимо­действие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Функция организации направлена на выполнение принятых реше­ний, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, об­щественность. Поэтому при организации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человече­ского фактора. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При отборе содер­жания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Под условия­ми понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного пору­чения, оказание помощи в процессе выполнения данной работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организатор­ская деятельность руководителя включает также оценку хода и результа­тов конкретного дела.

Эта деятельность директора школы направлена на формирование педагогического коллектива, как коллектива единомышленников.

В этой работе особую роль играют личностные качества руководи­теля - его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтере­сованность в делах школы, учителей, учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Одним из показателей организаторской культуры руководителя яв­ляется его умение рационально распределять время свое и подчиненных. Директор школы кроме административных функций осуществляет еще и педагогическую деятельность, являясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его пе­дагогическая деятельность должна быть примером для всех других препо­давателей.

В числе важнейших организаторских форм управленческой деятель­ности необходимо прежде всего назвать совет школы, педагогический со­вет, совещание при директоре, совещание при заместителе директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др.

Рассмотрим организационные функции педагогического совета школы.

Педсовет школы создается в соответствии с «Временным положени­ем о государственных общеобразовательных учебных заведениях РФ». Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Его работой руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Педсовет - это совет профессионалов, рабо­тающих в одном педколлективе. Он призван решать задачи и вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного про­цесса, определением путей его совершенствования.

Деятельность педсоветов проходит в условиях демократизации и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подго­товке и проведению. Их проведению могут предшествовать анкетирова­ние, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседания педсовета выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Периодичность - 1 раз в четверть и перед началом года.

Для того чтобы в какой-то степени разгрузить заседания педсовета, используется такая организационная форма, как совещание при директо­ре. Совещания при директоре являются обязательными для преподавате­лей, администрации школы, на них могут приглашаться и другие педаго­гические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосред­ственной организацией учебно-воспитательного процесса. Это вопросы успеваемости, соблюдения правил поведения, организации внеурочной деятельности. Может рассматриваться работа отдельных учителей, выпол­нение ими стандартов образования и т.д. Периодичность их устанавлива­ется директором школы (не более 1 раза в месяц).

На совещаниях при заместителе директора школы рассматрива­ются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы шко­лы на месяц или четверть.

Оперативные информационные совещания являются необходи­мой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания толь­ко для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управ­ленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров и т.д. Оперативная организа­торская работа директора и его заместителей осуществляется в таких фор­мах, как встречи с родителями, представителями общественности.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа - ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях учкома создает предпосылки для раз­вития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и от­ветственности у детей.

Эффективность использования организационных форм управления школой прежде всего определяется их подготовленностью и целенаправ­ленностью.

Наши рекомендации