Организация как функция управления
Для реализации принятых решений (планов) необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, т.е. этап организации. Понятие «организация» выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитательного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подразумевается качество проведения занятий, внеклассных мероприятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели, т.е. функция организации в управлении целостным педагогическим процессом.
По своей природе организаторская деятельность человека - деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.
Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, общественность. Поэтому при организации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При отборе содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможностями исполнителей. Под условиями понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, оказание помощи в процессе выполнения данной работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает также оценку хода и результатов конкретного дела.
Эта деятельность директора школы направлена на формирование педагогического коллектива, как коллектива единомышленников.
В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя - его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей, учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время свое и подчиненных. Директор школы кроме административных функций осуществляет еще и педагогическую деятельность, являясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей.
В числе важнейших организаторских форм управленческой деятельности необходимо прежде всего назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителе директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др.
Рассмотрим организационные функции педагогического совета школы.
Педсовет школы создается в соответствии с «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях РФ». Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Его работой руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Педсовет - это совет профессионалов, работающих в одном педколлективе. Он призван решать задачи и вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования.
Деятельность педсоветов проходит в условиях демократизации и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подготовке и проведению. Их проведению могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседания педсовета выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Периодичность - 1 раз в четверть и перед началом года.
Для того чтобы в какой-то степени разгрузить заседания педсовета, используется такая организационная форма, как совещание при директоре. Совещания при директоре являются обязательными для преподавателей, администрации школы, на них могут приглашаться и другие педагогические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса. Это вопросы успеваемости, соблюдения правил поведения, организации внеурочной деятельности. Может рассматриваться работа отдельных учителей, выполнение ими стандартов образования и т.д. Периодичность их устанавливается директором школы (не более 1 раза в месяц).
На совещаниях при заместителе директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на месяц или четверть.
Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров и т.д. Оперативная организаторская работа директора и его заместителей осуществляется в таких формах, как встречи с родителями, представителями общественности.
Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа - ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях учкома создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и ответственности у детей.
Эффективность использования организационных форм управления школой прежде всего определяется их подготовленностью и целенаправленностью.