Дневной формы обучения
По курсу «Педагогика» (ЭКЗАМЕН)
Для студентов ГИУСТ специальности Социальная работа
дневной формы обучения
1. Объект, предмет, основные категории педагогики.
2. Система педагогических наук, связь педагогики с другими науками.
3. Общекультурное значение педагогики.
4. Педагогическое самообеспечение жизненного успеха.
5. Педагогика обеспечения личной безопасности.
6. Педагогическая мысль в Древней Греции, Древнем Риме.
7. Средневековая система воспитания: система рыцарского воспитания, особенности женского воспитания.
8. Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV XVI).
9. Педагогическая теория Я.А. Коменского. Педагогическая мысль и школа Белоруссии в XVI XVIII вв.
10. Педагогические взгляды Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
11. Педагогическая теория И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта.
12. Педагогическое учение А. Дистервега.
13. Педагогическая мысль в России XIX в. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
14. Педагогические идеи 20-30-х гг. XX в. Система воспитания А.С.Макаренко.
15. Методология педагогики: ее сущность, уровни, функции, методологические подходы.
16. Характеристика методов исследования в педагогике.
17. Понятие цели воспитания. Иерархия воспитательных целей.
18. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе.
19. Основные психолого-педагогические концепции по проблеме развития личности.
20. Характеристика основных факторов развития личности.
21. Социализация личности: сущность и условия. Факторы социализации личности. Социализированность и воспитанность. Их соотношение.
22. Две основные функции образования и соответствующие им образовательные модели. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.
23. Основные мировые социокультурные тенденции и их влияние на развитие образования в Республике Беларусь.
24. Анализ состояния современной системы образования. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.
25. Целевые установки и положения новой образовательной парадигмы.
26. Сущность, структура и функции процесса обучения.
27. Закономерности и принципы обучения.
28. Содержание общего образования. Сущность, источники и факторы формирования содержания образования. Характеристика нормативных документов, проектирующих содержание образования.
29. Система и структура образования в Республике Беларусь.
30. Педагогические технологии: понятие, основные качества, классификация.
31. Современное традиционное обучение: целевые ориентации, концептуальные положения, особенности содержания и методики.
32. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества): целевые ориентации, концептуальные положения, особенности содержания и методики.
33. Проблемное обучение: целевые ориентации, концептуальные положения, особенности содержания и методики.
34. Игровые технологии в обучении.
35. Особенности модульного обучения и рейтингового контроля.
36. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора и применения методов обучения.
37. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (беседа, рассказ, объяснение, школьная лекция, работа с книгой).
38. Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности (упражнения, лабораторные работы, практические работы).
39. Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация). Связь наглядных и словесных методов обучения.
40. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
41. Активные методы обучения.
42. Средства обучения. Классификация и характеристика средств обучения.
43. Понятие о формах организации обучения, их возникновение и развитие. Общая характеристика форм организации обучения.
44. Другие формы организации обучения (экскурсии, домашняя работа и др.).
45. Проверка и оценка результатов обучения.
46. Тестирование в педагогической диагностике. Виды тестов и требования к ним.
47. Сущность воспитания, его особенности. Структурные элементы понятия «воспитания»; ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.
48. Гуманистическая парадигма воспитания.
49. Цель, общие закономерности и принципы воспитания.
50. Основные функции и задачи воспитания.
51. Содержание воспитания.
52. Воспитательная система как социальное психолого-педагогическое образование.
53. Психолого-педагогическая поддержка как основа воспитания.
54. Понятие и сущность метода воспитания. Классификация методов воспитания.
55. Методы убеждения. Методика внушения.
56. Методы организации жизнедеятельности учащихся (требование, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций).
57. Возвратно-оценочные методы воспитания (поощрение, наказание). Педагогические условия их применения.
58. Характеристика средств воспитания: понятие, многообразие, ключевые воспитательные функции, условия выбора и применения.
59. Гуманистическая технология воспитательного процесса. Условия ее эффективного применения.
60. Социальное пространство воспитательного процесса. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса.
61. Коллектив как субъект и объект воспитания.
62. Детское движение. Современные детско-юношеские организации.
63. Неформальные объединения детей и молодежи. Взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания.
64. Семья, ее роль и функции в развитии, воспитании и социализации личности.
65. Принципы семейного воспитания и его правовые основы.
66. Личностные и групповые предпосылки эффективности труда.
67. Мотивация труда. Подходы к мотивации.
68. Научная организация труда.
69. Педагогические основы управленческой деятельности.
70. Понятие о педагогической технике. Техника использования речевых и неречевых средств.
71. Техника выполнения основных педагогических действий.
72. Общение как психолого-педагогическая проблема. Функции, структура и стили педагогического общения.
73. Причины конфликтов в профессиональной деятельности. Виды конфликтов и их симптомы.
74. Способы разрешения конфликтов. Техника применения сотрудничества.
75. Акмеологические основы самосовершенствования личности: их природа и условия реализации. Самообразование, его источники и функции.
76. Карьера человека как условие и уровень его самореализации. Виды карьеры.
77. Алгоритм построения карьеры (по Г.С.Альтшуллеру).
78. Творчество как педагогическое явление. Субъективное и объективное творчество.
79. Личностные качества творческой личности. Творческий потенциал личности.
80. Факторы, детерминирующие и блокирующие развитие творческого потенциала личности.