Для дневной формы обучения

  Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код)  
Л. Пр. Сам. раб.   ОПК3 ПК3 ПК10      
Раздел 1                    
Тема 1. История как реальность, история как наука (         Интерактивная лекция   +      
Тема 2. Структура исторического исследования     Контрольная работа «Структура исторического исследования» (на примере Введения в курсовую работу) on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype   + +    
Тема 3. Методология и методы научного исследования       Работа на семинарском занятии on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + +      
Тема 4. Методы сбора исторической информации       Интерактивная лекция on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype   +      
Тема 5. Характеристика основных методов исторического исследования       Интерактивная лекция on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + +      
Раздел 2                    
Тема 6. Математизация научных исследований в исторической науке     Интерактивная лекция, работа на семинарском занятии Подготовка аннотации статьи, связанной с применением математических методов в исторических исследованиях on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + + +    
Тема 7. Формализация и измерение исторических явлений     работа на семинарском занятии Подготовка аннотации статьи, связанной с применением математических методов в исторических исследованиях on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + + +    
Тема 7. Методы сбора исторической информации       работа на семинарском занятии Подготовка аннотации статьи, связанной с применением математических методов в исторических исследованиях составление статистических таблиц, графиков on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + + +    
Тема 8. Социологический инструментарий в исторических исследованиях     работа на семинарском занятии работа над мини-проектом по устной истории on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + + +    
Тема 9. Методы систематизации исторических данных     работа на семинарском занятии решение практических задач на занятии подготовка эссе «Математизация истории: за и против» on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype   + + +    
Тема 10. Компьютерные модели исторических данных     интерактивная лекция практическое занятие   on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + +      
Тема 11. Математические методы анализа исторических источников     интерактивная лекция on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype + +      
Тема 12. Моделирование исторических явлений и процессов       интерактивная лекция   + +      
всего:                
                                   


Для студентов заочной формы обучения:

  № п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости     Формируемые компетенции (код)  
Л. Пр. Сам. раб. ОПК3 ПК3 ПК10            
Семестр II.
1. Раздел 1                          
1.1. Тема 1. История как реальность, история как наука (         Интреактивная лекция on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype                
  Тема 2. Структура исторического исследования     Интреактивная лекция on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype работа на семинарском занятии                
  Тема 3. Методология и методы научного исследования       Интреактивная лекция on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype                
  Тема 4. Методы сбора исторической информации         самост. on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype                
  Тема 5. Характеристика основных методов исторического исследования       on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype работа над темой реферата                
  Раздел 2                          
  Тема 6. Математизация научных исследований в исторической науке       работа над темой реферата on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype                  
  Тема 7. Формализация и измерение исторических явлений     работа на семинарском занятии                  
2. Тема 7. Методы сбора исторической информации         самост. on-lain консультации с помощью электронной почты и Skype                  
2.1. Тема 8. Социологический инструментарий в исторических исследованиях       работа на семинарском занятии                
  Тема 9. Методы систематизации исторических данных       составление таблиц, графиков, диаграмм по историческим источникам                
  Тема 10. Компьютерные модели исторических данных       семинарское занятие                
  Тема 11. Математические методы анализа исторических источников       интерактивная лекция                
  Тема 12. Моделирование исторических явлений и процессов       интерактивная лекция                
  всего:                      
В том числе в интерактивной форме 6 час. (практические занятия)
Форма промежуточной аттестации – экзамен
                                             

Содержание дисциплины

Тема 1. История как реальность, история как наука (2 часа.)

История как реальность. Официальная история. Контристория. История как коллективная и индивидуальная память общества. Лженаука. Квазинаука.

Возникновение исторического интереса. Специфика прошлого как объекта познания. Обособление исторического познания.

История как наука. Научное познание как вид познавательной деятельности человека. Объект и предмет исторической науки. Социальные функции исторической науки.

Литература

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1983.

Кареев Н. Сущность исторического процесса. СПб., 1912.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория история (Проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987., 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1902; 2006

Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. №2. 1993.

Мазур Л.Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010.

Могильницкий В.Г. О природе исторического познания. Томск, 1978.

О достоверности исторического знания // Новая и новейшая история. - 2010. - № 3. - С. 179-186. -

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1983.

Репина Л.В., Зверева Г.И.. Парамонова М.Ю. История исторического знания. М, 2004.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М, 2003.

Тош. Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Философия и методология науки. В 2-х т. М., 1994.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 2. Структура исторического исследования (2 часа)

Объект и предмет исторического исследования. Понятие научной проблемы. Типы научных проблем. Структура научной проблемы. Принципы ее постановки, построения, обоснования, оценки. Актуальность проблемы. Решение научной проблемы.

Понятие проблемной ситуации в науке. Виды проблемных ситуаций в исторической науке.

Понятие научной гипотезы. Принципы построения научной гипотезы. Обоснование идеи. Следствия гипотезы. Проверка гипотезы. Виды исторических гипотез.

Разработка исследовательской программы: объект и предмет исследования, постановка проблемы, формулировка цели и задач, историографическое обоснование исследования, источниковедческое обоснование исследования, методологическое обоснование исследования.

Литература

Берков В.Ф. Научная проблема. Минск, 1979.

Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.

Гавриляк А.И. Гипотеза и историческая реальность // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. С. 109-116.

Герасимов И.Г. Научное исследование. М., 1972.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1976.

Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987, 2003.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910; 2006.

Наши рекомендации