Основные определения по курсу

«Актуальные вопросы развития и воспитания детей раннего возраста»

Термин Дефиниция № источника
1.Адаптация Процесс приспособления строения и функций организма к изменяющимся условиям среды Ист. 2  
2.Адаптация социальная Взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласуются с самооценками, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников Ист. 5
3.Ведущая деятельность Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном этапе развития его личности Ист. 3
4.Воспитание В шир. смысле: система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека В узк. смысле: целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения Ист. 5
5.Гимнастика утренняя Гимнастика, которая проводится в утреннее время до проведения занятий с детьми, режимный момент организации жизнедеятельности детей в группе детского сада Ист. 2
6.Закономерности роста и развития Постоянно действующие процессы, которые характеризуют рост и развитие человека. К ним относятся: гетерохрония, индивидуальность развития, необратимость, постепенность, цикличность, эндогенность Ист. 5
7.Игра Деятельность, в которой ребенок воспроизводит действия взрослых и отношения между ними Ист. 1
8.Изобразительная деятельность Вид художественной деятельности, который предполагает практическую деятельность детей, направленную на воплощение замысла, на передачу впечатлений от окружающей действительности в художественных образах с помощью средств выразительности и специальных материалов  
9. Культура поведения Совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре Ист. 3
10.Культурно-гигиенические навыки Действия, связанные с соблюдением чистоты и порядка Ист. 2
11.Медико-педагогический контроль в ДОУ Фактор управления здоровьесберегающей средой в ДОУ. С помощью М.-п. к. осуществляется анализ влияния на состояние здоровья детей всех мероприятий ДОУ с целью создания оптимальных условий для их пребывания и развития Ист. 2
12.Моторика Двигательная активность человека, объединяющая комплекс психофизиологических функций организма, реализуемая двигательным аппаратом организма Ист. 5
13.Обучение Особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержание образования Ист. 5
14.Ориентировочная деятельность Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения Ист. 3
15.Педагогика раннего детства Область дошкольной педагогики, в которой рассматриваются вопросы обучения, воспитания и развития детей от рождения до трех лет Ист. 5
16.План годовой ДОУ Управленческое решение, в котором заложена модель, заранее намечена система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих развитие ДОУ Ист. 2
17.План календарный Вид плана, который предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день (неделю) Ист. 2
18.План перспективно-клендарный Вид плана, в котором часть работы планируется на месяц (режимные моменты, занятия, развлечения, игры, труд и др.), а конкретное содержание на каждый день (индивидуальная работа, утренний, вечерний отрезки времени и др.) Ист. 2
19.План перспективный Вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) и учитывает взаимосвязь различных разделов работы с детьми Ист. 2
20.Планирование в ДОУ Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы Ист. 1
21Предметная деятельность Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которого происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов Ист. 2
22.Развитие 1.Закономерные качественные и количественные изменения материальных и идеальных объектов, характеризующиеся как необратимые и направленные. 2.Процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания   Ист. 2
23.Развитие психическое Становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребенка Ист. 3
24.Развитие физическое Процесс морфофункциональных преобразований организма ребенка по мере его роста и развития, проявляющееся в изменении размеров и пропорций тела Ист. 3
25.Ранний возраст Период жизни ребенка от одного года до трех лет, который характеризуется быстрым темпом физического и психического развития, обусловлен интенсивным созреванием ряда органов и систем, в особенности нервной системы, совершенствованием их функций в результате созревания и взаимодействия организма с окружающей средой при определенном влиянии условий жизни и воспитания Ист. 2
26.Режим дня Распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования Ист. 4
27.Режим питания Кратность приемов пищи, распределение калорийности суточного рациона Ист. 2
28.Речевая деятельность 1.Речь как процесс; включает мотивационно-потребностный, ориентировочный , операциональный, контрольный этапы 2.Речь индивида; социологический продукт речевой деятельности, сложившийся из индивидуального говорения и потребности людей в общении, т.е. осознанного речевого акта в условиях конкретной деятельности Ист. 2
29.Самообслуживание Система знаний, умений, навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим нормам Ист. 2
30.Сензитивность Характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышении чувствительности к происходящим с ним событиям Ист. 2
31.Сенсорное воспитание Специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений ,восприятия и представлений о внешних свойствах предметов Ист. 2
32.сенсорные эталоны Исторически сложившиеся представления о свойствах, качествах и признаках объектов; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов Ист. 2

Библиография:

1.Дошкольная педагогика. Учебное пособие. В 2 ч.Ч. 2/ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение.1988.

2.Дошкольное образование. Словарь терминов/Сост. Виноградова Н.А. и др.-

М:Айрис-пресс,2005.

3.Педагогический энциклопедический словарь/ред. О.Д. Грекулова.-М.: Большая Российская энциклопедия,2003.

4.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ред. К.Л. Печора и др..-М.:просвещение,1986.

5.Полонский В.И. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский.-М.:Высш. шк.,2004

Наши рекомендации