Основные определения по курсу
«Актуальные вопросы развития и воспитания детей раннего возраста»
Термин | Дефиниция | № источника |
1.Адаптация | Процесс приспособления строения и функций организма к изменяющимся условиям среды | Ист. 2 |
2.Адаптация социальная | Взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласуются с самооценками, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников | Ист. 5 |
3.Ведущая деятельность | Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном этапе развития его личности | Ист. 3 |
4.Воспитание | В шир. смысле: система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека В узк. смысле: целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения | Ист. 5 |
5.Гимнастика утренняя | Гимнастика, которая проводится в утреннее время до проведения занятий с детьми, режимный момент организации жизнедеятельности детей в группе детского сада | Ист. 2 |
6.Закономерности роста и развития | Постоянно действующие процессы, которые характеризуют рост и развитие человека. К ним относятся: гетерохрония, индивидуальность развития, необратимость, постепенность, цикличность, эндогенность | Ист. 5 |
7.Игра | Деятельность, в которой ребенок воспроизводит действия взрослых и отношения между ними | Ист. 1 |
8.Изобразительная деятельность | Вид художественной деятельности, который предполагает практическую деятельность детей, направленную на воплощение замысла, на передачу впечатлений от окружающей действительности в художественных образах с помощью средств выразительности и специальных материалов | |
9. Культура поведения | Совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре | Ист. 3 |
10.Культурно-гигиенические навыки | Действия, связанные с соблюдением чистоты и порядка | Ист. 2 |
11.Медико-педагогический контроль в ДОУ | Фактор управления здоровьесберегающей средой в ДОУ. С помощью М.-п. к. осуществляется анализ влияния на состояние здоровья детей всех мероприятий ДОУ с целью создания оптимальных условий для их пребывания и развития | Ист. 2 |
12.Моторика | Двигательная активность человека, объединяющая комплекс психофизиологических функций организма, реализуемая двигательным аппаратом организма | Ист. 5 |
13.Обучение | Особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержание образования | Ист. 5 |
14.Ориентировочная деятельность | Совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения | Ист. 3 |
15.Педагогика раннего детства | Область дошкольной педагогики, в которой рассматриваются вопросы обучения, воспитания и развития детей от рождения до трех лет | Ист. 5 |
16.План годовой ДОУ | Управленческое решение, в котором заложена модель, заранее намечена система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих развитие ДОУ | Ист. 2 |
17.План календарный | Вид плана, который предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день (неделю) | Ист. 2 |
18.План перспективно-клендарный | Вид плана, в котором часть работы планируется на месяц (режимные моменты, занятия, развлечения, игры, труд и др.), а конкретное содержание на каждый день (индивидуальная работа, утренний, вечерний отрезки времени и др.) | Ист. 2 |
19.План перспективный | Вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) и учитывает взаимосвязь различных разделов работы с детьми | Ист. 2 |
20.Планирование в ДОУ | Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы | Ист. 1 |
21Предметная деятельность | Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которого происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов | Ист. 2 |
22.Развитие | 1.Закономерные качественные и количественные изменения материальных и идеальных объектов, характеризующиеся как необратимые и направленные. 2.Процесс и результат качественных и количественных изменений в психике человека, которые характеризуют ее переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания | Ист. 2 |
23.Развитие психическое | Становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребенка | Ист. 3 |
24.Развитие физическое | Процесс морфофункциональных преобразований организма ребенка по мере его роста и развития, проявляющееся в изменении размеров и пропорций тела | Ист. 3 |
25.Ранний возраст | Период жизни ребенка от одного года до трех лет, который характеризуется быстрым темпом физического и психического развития, обусловлен интенсивным созреванием ряда органов и систем, в особенности нервной системы, совершенствованием их функций в результате созревания и взаимодействия организма с окружающей средой при определенном влиянии условий жизни и воспитания | Ист. 2 |
26.Режим дня | Распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования | Ист. 4 |
27.Режим питания | Кратность приемов пищи, распределение калорийности суточного рациона | Ист. 2 |
28.Речевая деятельность | 1.Речь как процесс; включает мотивационно-потребностный, ориентировочный , операциональный, контрольный этапы 2.Речь индивида; социологический продукт речевой деятельности, сложившийся из индивидуального говорения и потребности людей в общении, т.е. осознанного речевого акта в условиях конкретной деятельности | Ист. 2 |
29.Самообслуживание | Система знаний, умений, навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим нормам | Ист. 2 |
30.Сензитивность | Характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышении чувствительности к происходящим с ним событиям | Ист. 2 |
31.Сенсорное воспитание | Специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений ,восприятия и представлений о внешних свойствах предметов | Ист. 2 |
32.сенсорные эталоны | Исторически сложившиеся представления о свойствах, качествах и признаках объектов; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов | Ист. 2 |
Библиография:
1.Дошкольная педагогика. Учебное пособие. В 2 ч.Ч. 2/ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение.1988.
2.Дошкольное образование. Словарь терминов/Сост. Виноградова Н.А. и др.-
М:Айрис-пресс,2005.
3.Педагогический энциклопедический словарь/ред. О.Д. Грекулова.-М.: Большая Российская энциклопедия,2003.
4.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ред. К.Л. Печора и др..-М.:просвещение,1986.
5.Полонский В.И. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский.-М.:Высш. шк.,2004