Методика преподавания истории
ПСИХОЛОГИЯ. (2013)
1. Ощущения, восприятие. Классификации ощущений и восприятия (по модальности стимула, по отношению к формам существования материи и др).
2. Память. Виды памяти и их характеристика. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти.
3. Понятие внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и воля.
4. Основные характеристики мышления. Связь мышления с другими психическими процессами. Мышление как процесс. Мыслительные операции. Виды и формы мышления.
5. Воображение, его свойства, виды и механизмы формирования образов. Роль воображения в творческом процессе.
6. Эмоции и чувства как психические процессы. Свойства и функции эмоций и чувств. Виды чувств и их характеристика. Эмоциональные состояния и их характеристика.
7. Общее представление о личности. Структура личности Различные концепции строения личности. Темперамент и характер.
8. Потребности, мотивы, ценности, цели личности.
9. Способности. Биологические и социальные факторы в формировании способностей. Одарённость. Проблемы диагностики и специфика обучения одаренных детей.
10.Социальные роли. Потребности, ценностные установки и социализация личности.
11.Общение как базовая категория социальной психологии. Структура общения.
12.Классификация групп в социальной психологии. Динамические процессы в малой группе.
13.Общая характеристика больших социальных групп.
14.Социально-психологические проблемы конфликтов. Способы поведения в конфликтных ситуациях.
15.Определение, предмет, задачи, отрасли возрастной психологии. Основные понятия и специальные методы возрастной психологии.
16.Когнитивное развитие: детство, отрочество, зрелость. Анализ концепции А. Валлона, Ж. Пиаже.
17.Основные понятия педагогической психологии (научение, учение, обучение, учебная деятельность). Общая характеристика педагогической деятельности. Структура учебных мотивов, их классификация.
18.Основные тенденции и психологические принципы современного образования: информационное, активное, личностно-ориентированное. Программированное и проблемное обучение. Основные характеристики усвоения. Навык в процессе усвоения.
19.Теория поэтапного формирования умственных действий П.Л. Гальперина.
20.Активные методы обучения. Общая характеристика. Деловая игра, метод конкретных ситуаций инцидента. Инновационная игра, методы "мозгового штурма"и синектики, тренинг.
ПЕДАГОГИКА
1. Педагогика как наука. Объект, предмет и основные категории педагогики.
2. Современная система образования РФ. Проблемы и основные пути развития системы образования РФ. Учебно-воспитательное заведение как базовая образовательная система. Ее основные элементы.
3. Основы законодательно-нормативной базы образования (Закон РФ «Об образовании» 1992 г. с изменениями 2007 – 2009 гг., Федеральный и региональный базовые учебные планы, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
4. Образовательные программы и образовательные стандарты в системе образования РФ. Компоненты и базовые составляющие Федерального Государственного образовательного стандарта.
5. Цели воспитания, их связь с общечеловеческими ценностями и ценностными установками современного общества.
6. Принципы, сущность и содержание процесса воспитания.
7. Понятие о методах и приемах воспитания, их краткая характеристика.
8. Воспитание личности в коллективе. Проблемы формирования коллектива и его влияние на личность школьника.
9. Направления воспитания (нравственное, эстетическое, физическое, трудовое), современные проблемы и подходы к воспитательной работы в школе.
10.Учитель и его назначение в обществе, его социальная роль и социальные функции. Учитель в меняющемся мире.
11.Классный руководитель, его назначение и функциональные обязанности. Краткая характеристика основных направлений и форм работы классного руководителя.
12.Общее понятие об образовательном процессе и его основных функциях.
13.Общедидактические принципы обучения.
14.Методы обучения. Связь целей и методов педагогической деятельности. Краткая характеристика сложившихся методов обучения. Классификация и характеристика методов обучения. Инновационные методы в современном образовании.
15.Технические средства и новые информационные технологии в обучении.
16.Содержание образования. Образовательные программы, учебный план, учебные программы, учебники, учебно-методический комплекс.
17.Диагностика обученности, ее роль в управлении образовательными процессами. Место и роль тестов достижений в диагностике обученности. Единый государственный экзамен. Его предназначение и реализация.
18.Инновационные технологии в образовании, их место и роль.
19.Традиционно-педагогические методы исследования. Общие представления об измерении и количественных методах в педагогике.
20.Самостоятельная работа учащихся на уроке и вне класса. Методы оценки учебной нагрузки учащихся. Формы и методы внеурочной работы.
21.Основные типы уроков, их структура. Особенности построения уроков различных типов. Основные дидактические требования к уроку. Фронтальные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися в системе урока.
ЛИТЕРАТУРА:
(основная)
1. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. /М.: Прометей, 1992.
2. О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании” //Высшее образование в России, 1996, № 1. (Закон РФ “Об образовании”, 1996 г.)
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. (под ред. Ю. К. Бабанского; изд. 2-е.) /М: Просвещение, 1988, 479 с.
4. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений. /М.: Просвещение, 1996.
5. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. /М.: Высш. шк., 1990.
6. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р.
7. Федеральный Закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (принят ГД ФС РФ 11.10.2007)
8. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / утверждена приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Российская газета 31.12.2012.
(дополнительная)
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. /Воронеж.: Изд. Воронеж. ун-та, 1977, 304 с.
2. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособ. /СПБ.: Изд. С-Петерб. ун- та, 1992, 154 с.
3. Леднев В. C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. /М.: Высш. шк. 1991, 224 с.
4. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. научн. тр. под ред. Е. Д. Божович /М.: Новая школа, 1995, 96 с.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику /М.: Высш. шк. 1990, 382с.
6. Соколов В. М., Захарова Л. Н., Соколова В. В., Гребенев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей. /М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец-ов, 1994, 160с.
7. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. /М.: Педагогика, 1974, 192 с.
8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. /М.: Изд. МГУ,1984, 345с.
9. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. И. Шибанова; Под ред. Т. И. Шамовой. – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
1. Характеристика ЛЗС и крупноблочное планирование. Виды планирования: тематический, календарно-тематический, поурочный план.
2. Уровень знаний, умений, навыков как способ описания степени подготовленности обучаемого. Достоинства и недостатки такого описания.
3. Формы и методы внеурочной работы по истории.
4. Характеристика базисного учебного плана. Современное состояние преподавания истории, обществоведческих дисциплин. Модульная программа в обучении истории.
5. Классификация педагогических технологий. Технические средства и новые информационные технологии в обучении. Выбор педагогической технологии для урока истории.
6. Характеристика программ по курсу «Граждановедение», «Основы правовых знаний», «Человек и общество».
7. Основные типы уроков, их структура. Особенности построения уроков различных типов. Тип, вид, структура урока истории (обществоведения). Выбор методов обучения.
8. Активные методы обучения. Общая характеристика. (Деловые, ролевые игры, проблемные ситуации). Роль кабинета истории в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса.
9. Методика и технология изучения темы: поэтапная характеристика. Самостоятельная работа учащихся на уроке и вне класса. Методы оценки учебной нагрузки учащихся.
10.Характеристика программ по истории в федеральном и региональном компонентах. Характеристика учебно-методического комплекса по курсу «Обществоведение» (учебники и другое методическое обеспечение).
11.Характеристика учебно-методического комплекса по курсу истории (программы, учебники и другое методическое обеспечение).
12. Методы обучения истории: словесные, наглядные, практические, их характеристика.