Тема 2. Возникновение и развитие психики
Тематика контрольных работ и указания по их выполнению для
Студентов заочной формы обучения
Введение
Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология и педагогика» для всех специальностей заочной формы обучения в КФ ГОУ ВПО «РГТЭУ».
Психология как теоретическая и практическая область научного знания в современных условиях вызывает все возрастающей интерес со стороны широких социальных слоев общества. Это связано с нынешними общеполитическими, социально-экономическими и духовными факторами, поиском человеком, как субъектом деятельности, адекватных времени способов и средств профессиональной деятельности в условиях обострения противоречий между привычным укладом жизни и новыми условиями.
Прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась: она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Число задач, решение которых требует психологической компетентности, все возрастает, поскольку в конкретной деятельности людей так или иначе проявляется широкий круг психологических явлений.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование социальных процессов приводит к постановке проблем, по существу, психологических, которые не могут быть полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств личности, особенностей и ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Конечно, психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, напротив, сами могут быть поняты на основе их анализа. Поэтому только тщательной учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.
Следует обратить внимание на то, что само по себе название курса предполагает изучение двух наук: психологии и педагогики. Их можно рассматривать в качестве самостоятельных, но более продуктивным представляется такой подход, при котором они взаимодополняют друг друга. Тесная связь психологии и педагогики существовала всегда, и здесь особенно наглядно проявляется практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной выполнять свои функции. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики формирования знаний, умений и навыков, природы способностей и мотивов психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как разработка и использование наиболее эффективных методов обучения.
Обращение педагогики к проблемам воспитания также формирует настоятельную потребность в психологии. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей современному этапу развития общества. Ее реализация предполагает изучение закономерностей формирования личности, ее направленности, мировоззрения, потребностей, интересов и ценностей. Изучение психологии и педагогики способствует развитию у студентов аналитических способностей, формирует основы психологической культуры, кроме того, оно имеет и практическую значимость для будущих специалистов. Полученные в процессе обучения знания необходимы для работы с персоналом и социальными группами, для построения деловых и эффективных межличностных отношений, а также в процессе самопознания, с тем, чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.
Ввиду ограниченного объема аудиторных занятий большое значение в процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студентов. Ее организация начинается с чтения установочных лекций, где происходит знакомство студентов с предметом, назначением и структурой курса, дается обзор учебно-методической литературы. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической и педагогической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие сознания и подсознания, эмоциональные процессы и управление ими, воспитание воли; психологию личности - структуру, темперамент, характер, способности; психологию познавательных процессов - внимания, памяти, воображения, мышления; социально-психологические феномены — общение, межличностные взаимодействия; педагогические проблемы - вопросы обучения и воспитания, семейной педагогики, совершенствования специалистов, предупреждения и управления конфликтами в коллективах.
Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы:
Тема контрольной работы определяется по первой букве фамилии студента:
А,Я, Ц – 1 | Д,У – 5 | Л,Ф – 9 | Р – 13 |
Б,Ю – 2 | Е,Ж – 6 | М,Х – 10 | С – 14 |
В,Ш – 3 | З,И – 7 | Н,О – 11 | Т - 15 |
Г,Ч - 4 | К,Э - 8 | П,Щ - 12 |
В отдельных случаях тема может быть выбрана студентом самостоятельно с учетом его интересов и по согласованию с преподавателем. После определения темы и знакомства с планом работы необходимо:
1.Усвоить соответствующие разделы учебно-методической литературы и определить место данной темы в структуре курса.
2.Ознакомиться с произведениями психологов, педагогов и философов, освещавших данную проблематику.
Для решения данной задачи и с целью избежать повторов в первой части данного издания приводится список основной учебно-методической литературы, которую студенты могут использовать при изучении большинства тем курса. Для более глубокого и полного понимания темы следует обратить внимание на специальную и дополнительную литературу, которая приводится непосредственно к каждой теме. Необходимые сведения (по своей теме и при подготовке к экзамену или зачету) можно получить в справочных и периодических изданиях.
Кроме того, высокой оценки будут заслуживать студенческие работы, авторы которых нашли время и возможность ознакомиться с новыми поступлениями по психологии и педагогике в библиотеку и читальный зал университета. Следует учитывать и то, что в настоящее время издается большое количество психологической и психолого-педагогической литературы, поэтому приведенный список не является законченным, а постоянно дополняется новыми источниками. В этом плане студентам предоставляете возможность самостоятельного и творческого подхода к работе.
Контрольная работа должна быть правильно и грамотно оформлена. На титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет, на котором обучается студент, его фамилию, имя, отчество работы и фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс. Писать следует четким и разборчивым почерком (если работа представляется в рукописном виде). Страницы должны быть пронумерованы, следует также оставлять поля. В начале работы приводится план, в конце — список используемой литературы. На цитируемые источники необходимо делать сноски (в скобках в конце цитаты или внизу страницы). По завершении работы ставится дата и подпись.
Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопустимо механическое переписывание разделов учебников, первоисточников или другой литературы по теме. Работа должна представлять самостоятельное изложение основных положений темы.
В соответствии с учебным планом студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 20-25 листов в рукописном варианте или 18-20 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала, выравнивание текста по ширине). Список используемой литературы должен быть представлен в алфавитном порядке с указанием всех выходных данных.
Контрольную работу необходимо сдавать в сроки, установленные учебным графиком. Если она не будет зачтена, то студенту необходимо учесть замечания рецензента или изложить мотивы несогласия с ними, после чего представить работу повторно.
Тема 1. Предмет и методы психологии
1. Этапы развития представлений о предмете психологии.
2. Принципы и отрасли психологии. Методы психологических исследований.
3. Мирпсихических явлений: процессы, свойства, состояния, образования.
4. Практическая часть
Литература
1. Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 1999.
2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.- Воронеж, 1998.
3. Зинченко В.П.,Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М.: ЛОГОС, 1994.
4. История зарубежной психологии. Тексты. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан / -М.: Изд-во МГУ, 1986.
5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991.
6. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - СПб: Питер, 1998.
Изучение первого вопроса предполагает раскрытие понятий «психология», «психика», обозначение предмета и объекта психологии. При перечислении этапов развития психологии в каждом из них необходимо отметить двух-трех философов, психологов, изучаемую ими область (или направления). Следует обратить внимание на общую динамику познания, характерную для современного этапа становления психологии.
Во втором вопросе нужно не только описать принципы психологии (и привести примеры), но сравнить отрасли психологии по этим принципам, выступившим в качестве трех классификаторов. Каждую указанную отрасль можно кратко охарактеризовать, отметив при этом общий предмет познания – психику.
В третьем вопросе обязательным является раскрытие понятий «метод», «эксперимент», «тест». Нужно также описать все методы, выделив в основных и наиболее важных методах классификацию. Например, эксперимент может быть естественным или лабораторным (первая классификация) и констатирующим, формирующим или контрольным (вторая классификация).
В практической части следует выписать основные положения или идеи одного из выдающихся психологов, а также отразить его роль в формировании психологической науки.
В заключение контрольной работы нужно подвести итоги вышерассмотренной проблематики, а именно: выводы по всем четырем вопросам соединить в одной логической цепочке.
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Понятие психики. Характеристика и особенности форм психических явлений.
2. Факторы развития психики человека.
3. Механизмы психологической защиты.
4. Практическая часть (тест «Самооценка психических состояний»).
Литература
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти тт.- М.: Педагогика, 1982-1984.—Т 3.
2. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. - Ростов н/ Дону: Феникс, 1994.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики - М.: Изд-во МГУ, 1987.
4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.- М.: Изд-во МГУ, 1975.
5. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборн. произв. /Пер.с нем /.-М.: Просвещение, 1997.
6. Ярвилекто Т. Мозг и психика. - М.: Прогресс, 1992.
В первом вопросе следует раскрыть следующие психологические термины и понятия: «психика», «психические процессы, свойства, состояния», проанализировать разные подходы к пониманию психики, ее функций. Охарактеризовать особенности психического отражения (например, возможность правильно отражать окружающую действительность и другие). После этого нужно переходить к описанию каждой из трех форм психических явлений в четкой последовательности: понятие – характеристика – перечисление. Не следует подробно рассматривать названные психические процессы (ощущение, восприятие, мышление), свойства или состояния.
Второй вопрос, посвященный условиям развития психики, целесообразнее всего описывать с материалистической точки зрения и остановиться на изобретении орудий труда, производства предметов материальной, духовной культуры и знаковых системах (особенно речи). В последнем случае можно отметить теорию И.П. Павлова, подчеркивающую ценность второй сигнальной системы.
В третьем вопросе надо раскрыть понятие «психологическая защита» и изучить ее механизмы. В первую очередь необходимо подчеркнуть положительные (решает поставленную задачу) и отрицательные (минимизирует, но не устраняет дискомфортные ощущения) стороны подобной психорегулятивной системы. С целью повышения степени осмысления материала каждый механизм, его действие, можно проиллюстрировать на примере.
В практической части следует изучить методику Айзенка исследования, провести тестирование, проанализировать полученные данные (у 3-4 человек), в соответствии с этим сформулировать выводы и рекомендации.