Учебно-воспитательной деятельности
3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:
а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;
б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.
3.2. Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:
а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;
б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;
г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;
д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;
е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;
ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
и) формирование ответственности и прилежания в учебе;
к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3.3. Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности:
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).
Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:
· заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;
· пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;
· воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;
· развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;
· помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;
· развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.
Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут.
Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:
· понимание, что Бог есть Творец мира;
· знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;
· представление о Церкви Христовой как доме Божием;
· представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
· знание Заповедей Божиих (обзорно);
· знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;
· умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;
· умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
· умение петь простые песнопения;
· умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».
Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:
· заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;
· дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
· помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
· воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
· формировать ценностные жизненные ориентиры;
· научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения «Закона Божия»:
· знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
· знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
· представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
· представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
· знание названий двунадесятых и великих праздников;
· знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;
· знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
· представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
· знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
· умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
· сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.
Использование своих знаний для:
· выявления и осознания собственных греховных поступков;
· построения исповеди и исправления грехов.
Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:
· сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;
· раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;
· овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка:
· знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;
· знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;
· знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;
· знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;
· знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;
· знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;
· овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;
· умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);
· умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;
· умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;
· умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;
· умение работать с церковнославянскими словарями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
· читать и понимать церковнославянский текст;
· знать наизусть основные молитвы;
· самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
· осмысленно участвовать в Богослужении.
Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей:
· понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;
· овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;
· овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;
· развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;
Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:
· знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов восьми гласов;
· знание нотной записи песнопений;
· знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;
· знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;
· знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;
· знание особенностей праздничных служб;
· умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;
· умение правильно интонировать мелодии гласов;
· умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;
· владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;
· соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;
· умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);
· соблюдать правила поведения на клиросе;
· ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;
· петь под руководством регента.
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:
· формирование целостной христианской картины мира;
· осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;
· освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;
· овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;
· формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;
· применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;
· воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.
Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:
· знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;
· знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;
· знание Десяти заповедей Божиих;
· знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;
· умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;
· умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;
· умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;
· умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;
· умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;
· высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
· использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:
· формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;
· освоение знаний, касающихся православного вероучения;
· овладение навыками добродетельной жизни;
· формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;
· применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;
· воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:
· знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;
· знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;
· знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;
· знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;
· представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;
· умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;
· умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;
· умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;
· высказывания собственных зрелых религиозных суждений;
· использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:
· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;
· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;
· овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;
· формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;
· применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:
· знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;
· знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;
· представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;
· понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;
· представление о Поместных Православных Церквах;
· умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;
· умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
· умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;
· объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:
· воспитание личности, несущей в себе образ Божий;
· освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;
· овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;
· формирование представлений о духовной жизни христианина;
· применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.
Предметные результаты изучения «Христианской этики»:
· представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;
· знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;
· знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;
· представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;
· умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;
· самоидентификации себя в мире как христианина;
· противостояния злу в мире и в самом себе.
3.4. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
3.5. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в данном Стандарте.
3.6. В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания.
3.7. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие.
3.8. Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.
3.9. Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности должно быть достижение личностных и предметных результатов. По итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдается диплом установленного образца, заверенный печатью учредителя или воскресной школы.
3.10. В итоговой оценке должны быть выделены результаты итоговых работ, характеризующие степень усвоения программ вероучительного содержания и дополнительных занятий.
3.11. Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией.
3.12. Состав аттестационной комиссии определяется Положением о воскресных школах.