Структура курсовой работы. Содержание
Содержание
Введение 2
1. Методика выполнения курсовой работы................................................ 3
1.1. Выбор темы курсовой работы............................................................. 4
1.2. Структура курсовой работы................................................................ 6
1.3. Требования к оформлению курсовой работы. 11
1.4. Критерии качества курсовой работы.................................................. 13
Список литературы..................................................................................... 15
Приложение 1 17
Приложение 2.............................................................................................. 18
Приложение 3.............................................................................................. 19
Приложение 4.............................................................................................. 20
Введение
Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности студентов в высших профессионально-педагогических учебных заведениях. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, формируются умения решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научно-педагогической и психологической, методической литературе, осуществлять взаимодействие теоретических и практических педагогических знаний.
Целью курсовой работы по общей и профессиональной педагогике является формирование исследовательских способностей будущего специалиста.
В результате выполнения курсовой работы студент:
- учится пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;
- изучает определенный минимум литературы по теме и учится анализировать и обобщать необходимую информацию;
- исследует состояние изучаемого вопроса в современной литературе;
- изучает передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой);
- выполняет фрагмент опытно-экспериментальной работы, обрабатывает полученный эмпирический материал, анализирует, систематизирует, интерпретирует результаты, делает выводы.
В данных методических рекомендациях раскрываются вопросы выбора темы курсовой работы; определения актуальности темы исследования; построения курсовой работы; обоснования теоретической и практической значимости исследования, кроме того, в методических рекомендациях указываются основные характеристики курсовой работы; работа с ключевыми понятиями по теме исследования; оформление текста курсовой работы.
Методика выполнения курсовой работы
Выбор темы курсовой работы
Темы курсовой работы определяются и утверждаются на заседании кафедры педагогики с учетом современных требований и достижений педагогической науки и профессионального образования.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать задачам подготовки специалистов;
- учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;
- приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры педагогики в целом;
- учитывать разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты работы в научном студенческом обществе;
- разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами:
1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.
2. Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникающих в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые до обучения в педагогическом институте имели опыт работы с детьми, или те, кто совмещает учебу и работу.
3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Этому содействуют приемы, помогающие ему самостоятельно выбрать тему исследования, которые были предложены П.Т. Приходько [24, с. 16—17]:
- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;
- проверка одной из гипотез, выдвинутых,но не проверенных ранее исследователями;
- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;
- консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.
После того, как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.
Структура курсовой работы
I. Титульный лист. Он оформляется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся вид работы и ее название. Ниже, справа – фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы (приложение 1).
II. Оглавление.В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.
Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт (приложение 2).
III. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и другие).
Для составления обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме В.В. Краевского.
Обоснование актуальности направления | Обоснование практической актуальности темы исследования | Обоснование научной актуальности темы | |
Оценка результатов педагогического процесса | Оценка качества педагогического процесса | ||
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения | Показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить | Показать недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности | Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты |
Желательно, чтобы во введении первые три раздела нашли свое отражение. Четвертый раздел найдет свое отражение в содержательном обзоре теоретических источников по теме исследования.
Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2–3 страниц машинописного текста.
Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Проблема:Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
Тема: Как это назвать?
Актуальность: Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Объект исследования: Что рассматривается?
Предмет исследования: Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
Цель: Какой результат исследователь намерен получить?
Задачи: Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Гипотеза и защищаемые положения: Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? [8, 9, 10].
Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза), формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.
Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнение дипломной работы, следует обратиться за более полной информацией к упомянутым выше источникам.
IV. Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.
Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.
Выделяются три источника библиографической информации:
- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);
- третичные (обзоры, справочные книги и т.д.).
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсовой работы следует обратиться к журналам: «Педагогика», «Народное образование», «Образование в России», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель», «Директор школы», «Завуч», «Среднее профессиональное образование», «Профессионально-техническое образование», «Специалист», «Стандарты и мониторинг» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности.
Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
1. Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
2. Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?
3. В чем конкретно они состоят?
Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. По аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, также будут соответствовать им.
К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.
Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.
Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того, как определение понятий будет сделано, начинается поиск их толковании в следующих источниках:
- энциклопедии, общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
- толковые словари общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический),
- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.
Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Для упорядочения работы предлагается результаты проведенного поиска и обработки представить в виде совокупности следующих записей [24].
Текст №1 (констатирующий, текст-рассуждение). Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.
Текст №2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа, одно их перечисление.
Текст №3 (собственно творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.
Именно текст №3 как итог работы над понятиями входит в основную часть курсовой разработки.
Как показала практика руководства курсовыми работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.
Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Подробно дается характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то вставляется в текст или приложение. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений (приложение 3). Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.
Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы: Почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).
V. Заключение.В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:
- Зачем предпринято студентом данное исследование?
- Что сделано?
- К каким выводам пришел автор?
VI. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора).
В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.) (приложение 4).
VII. Приложения. Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера (см. приложения данного пособия).
В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.