Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
(ЛГУ имени Тараса Шевченко)
Институт культуры и искусств
Кафедра пения и дирижирования
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой __________
____________ О.Б. Дрепина
«___»____________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине…………..Педагогические технологии и методы в области музыкального образования
(шифр дисциплины по учебному плану, название)
по специальности (направлению подготовки) МИ_7.020204 Музыкальное искусство
(код, название без кавычек)
Профиль подготовки: учитель музыкального искусства, специализация художественная культура (соответствует специальности 7.02020401)
Форма освоения ООП - очная, заочная
(очная, заочная)
Курс 5 Группа МИ
Луганск
2015 год
Рабочая программа дисциплины «Педагогические технологии и методы в области музыкального образования» по направлению подготовки «Музыкальное искусство». «2» октября 2015 года. – 17 с.
СОСТАВИТЕЛЬ:
к.п.н., доцент кафедры пения и дирижирования ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» Воеводина Л.П.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры пения и дирижирования
«__» октября 2015 г., протокол № ______
Заведующий кафедрой канд. пед. наук, доцент Дрепина О.Б. _________ ____________________
Одобрена на заседании Учебно-методической комиссии института культуры и искусств
«___»____________2015 г., протокол № _______.
Председатель учебно-методической
комиссии института/факультета __________ __________ ___________
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий учебно-методического отдела ____________ С. Н. Кобзова
«___»____________2015 г.
© Воеводина Л.П.., 2015 год
© ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный
университет имени Тараса Шевченко», 2015 год
Структура и содержание дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
В условиях информационного общества развитие музыкального образования, представляющего собой процесс и результат усвоения субъектами обучения системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих им соответствующий уровень овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и практическом контекстах, не может эффективно осуществляться вне использования современной научно-технологической базы.
Курс «Педагогические технологии и методы в области музыкального образования», включенный в учебный план подготовки специалистов музыкального искусства 7.02020401 по профилю «учитель музыкального искусства», по своему содержанию является инновационным.
Цель изучения студентами и магистрами дисциплины «Педагогические технологии и методы в области музыкального образования» - овладение навыками применения новых педагогических технологий и методов в сфере музыкального образования.
Достижение поставленной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
- теоретического освоения и практического овладения новыми педагогическими технологиями и методами в области музыкального искусства и образования;
- умения применять на практике современные научные подходы в изучении музыкальной науки и продуктов музыкальной деятельности;
- формирования компетентности, связанной с использованием современных технологий и методов в области музыкального искусства и образования;
- готовности к самостоятельному проектированию современных педагогических технологий и методов в области музыкального образования;
- развития навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично излагать и аргументировано отстаивать собственное понимание проблем в области музыкального образования и способов их разрешения;
- овладения приемами использования современных технологий и методов в области музыкального искусства и образования.
Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Дисциплина «Педагогические технологии и методы в области музыкального образования» относится к циклу дисциплин профессиональной и практической подготовки.
Важную роль в систематизации научных знаний при изучении данного курса выполняет овладение студентами основ научной методологии («Основы научных исследований»), методологии музыкознания, а также психолого-педагогических дисциплин («Введение в профессию», «Основы педагогического мастерства») и психологии.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
- знания: сущности процесса технологизации в условиях профессионального музыкального образования, его категориально-понятийного аппарата;
- умения: использовать технологический подход в организации процесса обучения и воспитания в условиях профессионального образования посредством использования современных педагогических технологий; создавать условия для обеспечения фундаментализации и индивидуализации процесса обучения с целью повышения качества профессионального музыкального образования;
- навыки: использования современных педагогических, информационных и инновационных технологий в преподавании музыкальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля.
Содержание дисциплины «Педагогические технологии и методы в области музыкального образования» является логическим продолжением содержания дисциплин «Общая педагогика», «Психология», «Введение в профессию», «Пропедевтика», «Новые информационные технологии», «Основы научных исследований», «Основы педагогического мастерства», «Методика музыкального воспитания». В результате освоения дисциплины студенты и магистры должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК, ПК).
На базе приобретенных знаний и умений студент-выпускник должен проявлять способность и готовность:
- осуществлять организационно-управленческую работу в организациях и учреждениях культуры и искусств, учебных заведениях (ОК);
- аргументировано отстаивать личностную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК);
- приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК);
- использовать современные информационные и коммуникационные технологии в области профессиональной деятельности (ОК);
- использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использование норм социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК);
- использовать основные методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК);
Профессиональные компетенции (ПК):
В области педагогической деятельности:
- преподавать в высших учебных заведениях дисциплины в области теории, истории педагогики и психологии, соответствующие профилю ООП;
- разрабатывать учебно-методические комплексы, методические пособия и материалы в соответствии с профилем преподаваемых предметов;
- в области музыкального образования:
- анализировать актуальные педагогические проблемы и процессы, владеть разнообразными педагогическими технологиями и методами;
- использовать основные положения и методы психолого-педагогических наук и музыкознания при решении профессиональных задач, анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального искусства и образования.
В таблице приведены предшествующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
№ п/п | Наименование компетенции | Предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины (группы дисциплин) |
Общекультурные компетенции | |||
1. | осуществление организационно-управленческой работы в организациях и учреждениях культуры и искусств, учебных заведениях | Введение в профессию. Пропедевтика. Новые информационные технологии. Основы педагогического мастерства. | Педагогика и психология высшей школы. Интеллектуальная собственность. Философия науки и искусства. Иностранный язык (профессиональное направление). Охрана труда в отрасли. Гражданская оборона. Профессионально-педагогическое мастерство. |
2. | аргументированное отстаивание личностной позиции в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики | Философия. Политология Пропедевтика. Основы педагогического мастерства. | Педагогика и психология высшей школы Профессионально-педагогическое мастерство.. |
приобретение с большой степенью самостоятельности новых знаний, посредством использования современных образовательных и информационных технологий | .Введение в профессию. Пропедевтика. Новые информационные технологии. Основы научных исследований. Основы педагогического мастерства. | Философия науки и искусства. Педагогика и психология высшей школы. Профессиональное педагогическое мастерство. | |
использование современных информационных и коммуникационных технологий в области профессиональной деятельности | Философия. Введение в профессию. Общая педагогика. Психология. Основы педагогического мастерства. Новые информационные технологии. | Философия науки и искусства. Педагогика и психология высшей школы. Профессиональное педагогическое мастерство. | |
использование в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этических норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использование норм социального поведения, права и свободы человека и гражданина | Философия. Введение в профессию. Пропедевтика. Общая педагогика. Психология. Основы педагогического мастерства . | Философия науки и искусства. Педагогика и психология высшей школы. Профессиональное педагогическое мастерство. | |
использование основных методов гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности | Философия. Политология. Общая педагогика. Психология. Основы научных исследований, Новые информационные технологии. | Философия науки и искусства. Педагогика и психология высшей школы. Профессиональное педагогическое мастерство. | |
Профессиональные компетенции | |||
1. | преподавание в высших учебных заведениях дисциплин в области теории, истории, педагогики, психологии музыкального искусства, соответствующих профилю ООП | Пропедевтика. Введение в профессию. Новые информационные технологии. Основы педагогического мастерства. Общая педагогика. Психология Музыкально-теоретические дисциплины. Методика музыкального воспитания. | Методология научного исследования. Анализ и интерпретация художественного произведения. Художественно-эстетические проблемы музыкальной культуры. Инновационные методики в художественном образовании. |
разработка учебно-методических комплексов, методических пособий и материалов в соответствии с профилем преподаваемых предметов | Общая педагогика. Новые информационные технологии. Введение в профессию. Основы педагогического мастерства. Методика музыкального воспитания. | Методология научного исследования. Анализ и интерпретация художественного произведения. Художественно-эстетические проблемы музыкальной культуры. Инновационные методики в художественном образовании. | |
анализ актуальных проблем и процессов в области музыкального образования, владение разнообразными педагогическими технологиями и методами | Введение в профессию. Пропедевтика. Общая педагогика. Психология. Основы научных исследований. Музыкальная педагогика. Музыкальная психология. | Методология научного исследования. Анализ и интерпретация художественного произведения. Художественно-эстетические проблемы музыкальной культуры. Инновационные методики в художественном образовании. | |
использование основных положений и методов психолого-педагогических наук и музыкознания при решении профессиональных задач, анализе актуальных проблем и процессов в области музыкального искусства и образования | Общая педагогика. Психология. Основы педагогического мастерства. Музыкальная педагогика. Музыкальная психология. Музыкально-исторические и музыкально-теоретические дисциплины. Методика музыкального воспитания. Новые информационные технологии. | Методология научного исследования. Анализ и интерпретация художественного произведения. Художественно-эстетические проблемы музыкальной культуры. Инновационные методики в художественном образовании. |
3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Педагогические технологии и методы в области музыкального образования» студенты должны
знать:
- основные закономерности функционирования информации в различных областях музыкального искусства и культурной жизни в целом;
- условия, механизмы и сущность процесса технологизации профессионального образования;
- международный опыт в сфере реформирования образовательных систем;
- традиционные и инновационные педагогические технологии и методы обучения и воспитания в области музыкального образования;
- научные работы, посвященные проблеме педагогических технологий и методов обучения и воспитания;
- отечественные и зарубежные источники информации, касающиеся проблем современных педагогических технологий и методов в области музыкального образования.
уметь:
- разрабатывать педагогические технологии и методы в области музыкального образования;
- анализировать образовательные концепции с учетом педагогических технологий и методов в области музыкального образования;
- использовать средства логического анализа при внедрении педагогических технологий и методов в области музыкального образования;
- определять основные проблемы развития профессионального образования;
- давать характеристику современным педагогическим технологиям и методам в системе профессионального музыкального образования;
- использовать педагогические технологии и методы в музыкально-образовательном процессе;
- проводить самостоятельные музыковедческие и педагогические исследования, направленные на изучение педагогических технологий и методов в области музыкального образования;
- владеть:
- основными приемами разработки педагогических технологий и методов в области музыкального образования;
- навыками использования педагогических технологий и методов в области музыкального образования;
- демонстрировать способность и готовность к внедрению педагогических технологий и методов в области музыкального образования.
Перечисленные результаты образования составляют основу для формирования следующих компетенций. (В соответствии с образовательными стандартами ВО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП).
4. Структура и содержание дисциплины