Как выяснить, какая пища – «плохая» для ребенка
Пища действительно может быть фактором, вызывающим плохое поведение у ребенка, а поэтому стоит приложить усилия и выяснить, какая же пища ребенку не подходит. Впрочем, удержитесь от искушения объяснять пищей проблемы, имеющие совсем иную причину. Легче все взвалить на избыток сладкого, чем разобраться с семейными осложнениями или изменить подход к воспитанию. Старайтесь быть объективным, расследуя вопрос о пище. Вот поэтапный метод для наблюдений в сфере питания.
1-й этап. Запишите, что именно ребенок ест в течение недели. Достигший шести лет ребенок часто способен помочь вам занести в перечень все, что он ест во время основных приемов пищи (дома и вне дома) и перекусывая, а также – в какое время он принимает пищу.
2-й этап. Отметьте, как ребенок ведет себя. Выделите поведение, особенно волнующее вас, и укажите, когда это происходит. Спросите у ребенка, как и когда меняется его самочувствие.
3-й этап. Поищите связи. Не возникают ли похожие отклонения в поведении у ребенка ежедневно после приема одной и той же пищи или одних и тех же напитков (групп продуктов)? Если ваш ребенок регулярно капризничает в четыре часа дня, а в три часа регулярно поглощает «Туинкиз», вы поймали «преступника»! Поинтересуйтесь у ребенка, какая пища ему неприятна. (Но если он назовет брокколи и шпинат, можете не учитывать эти ответы, потому что овощи редко влияют на поведение.)
4-й этап. Устраните виновного. По меньшей мере на неделю исключите подозреваемую пищу из рациона ребенка и посмотрите, отразится ли это на поведении ребенка.
5-й этап. Проверочный эксперимент. Для того чтобы убедиться, что вы действительно поймали «преступника», вновь верните в рацион ребенка подозреваемую пищу и последите за поведением ребенка – не случатся ли прежние отклонения. Если да, то либо совсем исключите эту пищу, либо снизьте ее количество и выясните, сколько же ребенок может съесть безболезненно для себя.
Как и во многих случаях с делом воспитания, вы поймете, что «благотворное» питание диктуется всего лишь здравым смыслом.
Режим сна
Младенцы и маленькие дети большую часть суток спят. Но в это время их связь с миром воспитателей не прерывается. Во время сна ребенок много узнает о своих воспитателях, о себе самом и о жизни. Режим ночного сна не сводится к тому, что вы укладываете ребенка в постель и оставляете его спать; вы должны привить ребенку здоровые привычки, связанные со сном и которые сохранятся во взрослой жизни. То, как для ребенка проходит ночь, очень важно.
Что должны знать родители о «ночных потребностях»[6]младенцев
Как сон, так и отсутствие сна отражаются на поведении и здоровье детей и их родителей. И родители, и дети должны спать столько, сколько нужно. Утомленные мама с папой не смогут разумно воспитывать своего ребенка, а утомленный ребенок не слышит воспитателей. Не тратьте времени ни на что другое, кроме сна, если он вам нужен. Разбираясь в особенностях ночных потребностей детей, вы выработаете эффективный режим сна.
Младенцы засыпают не так, как взрослые. Взрослые в отличие от младенцев переходят от бодрствования ко сну сравнительно быстро. Младенцы и маленькие дети довольно долго пребывают в дреме, прежде чем погружаются в глубокий сон. Заставить их дремать, пока не придет глубокий сон, часто непростая задача. Этот факт нормальной физиологии возрастного сна объясняет, почему нереально ожидать, чтобы младенцы и большинство двухлетних детей заснули, стоит только уложить их в кровать, заснули без всякой помощи с вашей стороны. Урок для родителей: младенцев и ходунков необходимо убаюкивать, а не просто укладывать спать. Научите их расслабляться, так чтобы они могли заснуть.
Младенцы просыпаются чаще взро слых, и это естественно. Поскольку у младенцев и у многих детей до трех лет циклы легкого и глубокого сна короче, они физиологически запрограммированы на то, чтобы просыпаться чаще взрослых. Каждый раз, когда спящий переходит от глубокого сна к легкому сну, он может проснуться. У младенцев этих переходных стадий сна, чреватых пробуждением, в два раза больше, чем у взрослых. Урок для родителей: малышей часто требуется вновь убаюкивать, когда они пробуждаются.
Ночь – страшное время для мален ьких. Маленькие дети действительно ощущают тревогу из-за разлуки, если они пробуждаются и обнаруживают, что они одни. Дети также с трудом отличают сон от реальности и плохо ориентируются после пробуждения. Они хуже взрослых справляются с ночными страхами. Урок для родителей: детям нужно, чтобы родители б ыли рядом с ними в ночное время.
Привычки детей в отношении сна в большей мере определяются характером и в меньшей мере складываются под воздействием воспитателей. Некоторые младенцы – прирожденные сони; у некоторых детей с повышенными потребностями дневная энергичность приводит к частому пробуждению ночью. Поэтому, если ваша соседка хвалится, что ее малыш спит всю ночь напролет, а ваш не спит, не вините в этом себя. Возможно, у ее ребенка не такая нервная система, как у вашего. «Крепкий сон» – это отчасти врожденное, отчасти приобретенное свойство. Возможно также, что соседка не откликалась на плач ребенка по ночам, и ребенок сдался, вот почему он «спит всю ночь напролет».
Основы ночного режима
Нет универсального, однозначно правильного способа уложить спать детей или подходящего всем детям «правильного» места для сна – все индивидуально. Урок для родителей: экспериментируйте, ищите наиболее соответствующий характеру вашего ребенка способ убаюкать его, что поможет вам всем хорошо спать .
Главной целью ночного режима для вас должна быть такая: привить ребенку правильное отношение ко сну, внушить ему, что засыпать приятно, что спать «не страшно» . Вот путь привития ребенку, начиная еще с поры младенчества, здорового отношения ко сну.
Философия ночи. «Ваш ребенок ночью спит, не просыпается?» Как же часто вы слышали этот вопрос от людей, которые либо сочувствуют вам, или же считают подобное «поведение» ребенка по ночам признаком ваших успехов в качестве воспитателя! Ожидать, чтобы младенцы и даже подрастающие дети спали всю ночь напролет, нереалистично. Остерегайтесь инструкторов, которые сыпят рекомендациями в отношении того, как добиться от младенцев и детей вообще, чтобы они по ночам не беспокоили своих родителей. Все это вариации на известную тему: дескать, дайте ребенку выплакаться. Не поддавайтесь соблазну применять этот разрекламированный метод. Он не только отдаляет родителей и ребенка друг от друга, он мешает вам выяснить, почему ваш малыш беспокойно спит и чем вы можете помочь ребенку. Не бывает двух одинаковых случаев, как не бывает легких ответов на трудные вопросы, связанные с ночным сном. Мы отмечаем, что родители, безумно упорствующие в применении метода «Пусть выплачется», обзаводятся дополнительными проблемами с воспитанием детей.
Мы предлагаем альтернативу подходу, построенному на рекомендациях, вроде таких: «Закройте дверь, заткните уши, дайте ребенку выплакаться», – альтернативу этому подходу и его новым версиям. Детям следует усвоить здоровое отношение ко сну (и к жизни) до двухлетнего возраста. Если младенца убаюкивает мать у своей груди, если малыш засыпает на родительских руках, он привыкает с удовольствием погружаться в сон. Если младенец спит рядом с родителями и родители чутко откликаются на его плач во время ночных пробуждений, он привыкает считать сон безопасной вещью. Таким образом родительская привязанность, проявляемая в ночное время, закладывает фундамент здорового отношения ко сну у ребенка.
Если у вашего подрастающего ребенка плохой ночной сон и вы не очень чутко реагировали на ночные потребности ребенка в пору младенчества, не отчаивайтесь. Никогда не поздно восстановить связь с ребенком. Прибегая к тесному контакту при чутком отклике на потребности ребенка в ночное время, вы внушаете ему два урока «ночного» воспитания: засыпать приятно, спать безопасно.