Тема 3. Личность в психологии

НОВОТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА

Учебно-методическое пособие

Для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Новотроицк 2011 г.

УДК

Фатхуллина Г.М. Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. – Новотроицк: НФ МИСиС, 2011. – 35.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Психология и педагогика». Оно призвано помочь систематизировать знания, полученные студентами во время аудиторных занятий, усвоить основные аспекты изученных тем и организовать процесс самопроверки и самоконтроля своих знаний.

© Новотроицкий филиал ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НФ МИСиС), 2011.

Содержание

Введение. 4

Тематика изучаемых разделов. 5

Тематика контрольных работ. 8

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.. 26

Варианты контрольных работ с указанием перечня заданий. 30

Список рекомендуемой литературы.. 33

Вопросы к зачету. 34

Введение

Данное учебно-методическое пособие ориентировано на студентов, изучающих курс "Психологии и педагогики" и включает в себя 10 основных тем:

1. Предмет психологии

2. Основные этапы становления и развития психологии как науки

3. Познавательные процессы индивида

4. Личность и её структура

5. Темперамент и типология индивидов.

6. Темперамент и деятельность

7. Общение

8. Группа

9. Конфликты в группе и способы их разрешения

10. Педагогика как наука

По каждой теме автором предлагается методологический алгоритм, состоящий из следующих заданий, которые включены в контрольную работу студентов:

1. Тест на проверку знания конкретного материала

2. Объясните, почему

3. Заполните пропуски в фразах

4. Подберите примеры

5. Прокомментируйте

6. Составьте таблицу

Тематика изучаемых разделов

Тема 1. Введение в психологию как науку

Общее представление об объекте и предмете психологии. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Представления о душе в философии Платона и Аристотеля. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Психоанализ и гуманистическая психология в ХХ веке. Развитие психологии в России в ХХ веке. Актуальные проблемы современной психологии.

Методы психологии: биологические, математические, медицинские; метод наблюдения и самонаблюдения; психологический эксперимент (лабораторный, естественный, полевой); специальные методы психологического исследования (тесты, проективные методики, анализ документов).

Тема 2. Познавательная деятельность индивида

Ощущение и восприятие, их соотношение. Восприятие как отражение предметов и явлений в их целостности. Основные характеристики восприятия: предметность, целостность, константность восприятия. Роль восприятия в познании окружающего мира. Виды восприятия. Восприятие пространства, движения и времени. Особенности восприятия человека человеком.

Внимание как функция активности личности: определение и характеристика видов внимания. Специфика постпроизвольного внимания. Основные свойства внимания: концентрация, распределение, переключение, объем, устойчивость. Внимание и работоспособность. Внимание и деятельность.

Память как универсальный познавательный психический процесс. Основные процессы, составляющие единство памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение. Виды памяти как уровни ее развития: двигательная, эмоциональная, образная, словесная память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная и долговременная память, оперативная память. Основные законы памяти. Индивидуальные особенности памяти у людей.

Понятие о мышлении как отражении существенных свойств действительности в опосредованной и обобщенной форме. Мышление как процесс. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование в мышлении. Основные виды мышления. Наглядно - действенное, наглядно - образное, понятийное мышление. Проблема развития мышления в онтогенезе. Интеллект: понятие, характеристика, виды. Связь интеллекта с мышлением и другими познавательными процессами

Тема 3. Личность в психологии

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Становление личности в онтогенезе. Основные теории личности в западной психологии (когнитивная, психоаналитическая , феноменологическая и др.).

Основные параметры структуры личности по К.К. Платонову. Классификация мотивов. Направленность личности. Роль установок и уровни их проявления в ситуативном развитии мотивации. Иерархизация мотивов и общий профиль мотивационной сферы личности. Социальная ситуация развития личности. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязаний. Интересы и их классификация. Характер. Способности личности и их роль в познании, обучении и деятельности. Генетическая детерминация развития личности и ее биологический фундамент (темперамент, половые и возрастные особенности, уровни развития и виды способностей). Социальная обусловленность развития личности и роль семьи в ее становлении. Содержание социализации личности.

Наши рекомендации