Здоровьезатратного характера
Связь тела, души и духа в человеке
Тело | Душа | Дух |
Нервно-чувственная система («голова») | Мышление | «Бодрствующее сознание» |
Ритмическая система – система органов дыхания и кровообращения («грудь») | Чувствование | «Сон со сновидениями» («грезящее сознание») |
Система обмена веществ и органов движения («конечности») | Воля | «Сон без сновидений» |
Особенности развития человека от рождения до совершеннолетия
Возрастные периоды | ||||
От рождения до смены зубов (0-7 лет) | От смены зубов до половой зрелости (7-14 лет) | От половой зрелости до совершеннолетия (14-21 год) | ||
Характеристика ребенка | Ребенок как единое существо чувств | Ребенок - художник | Человек - исследователь | |
Отношение ребенка к миру | «Мир добр» | «Мир прекрасен» | «Мир истинен» | |
Объект преимущественного развития | Тело | Душа | Дух | |
Объект соматического развития | Нервно-чувственная система («голова») | Ритмическая система («грудь») | Система обмена веществ и органов движения («конечности») | |
Объект психического развития | Воля | Чувствование | Мышление | |
Состояние сознания | «Сон без сновидений» | «Грезящее сознание» | «Бодрствующее сознание» |
Влияние процессов воспитания на человека
Во взрослом и пожилом возрасте (по Р.Штайнеру)
Элементы воспитания | Последствия для человека |
Переживания радости, внимания, счастья, любви | Физическое тело дольше сохраняет подвижность и пластичность, человек легче устанавливает отношения с людьми и миром |
Удивление и восхищение | Любовь к миру |
Видение красоты жизни, способность принять что-то из любви к авторитету | Глубокое удовлетворение жизнью, получение удовольствия от жизни |
Воспитание интереса к миру | Все возрастающий интерес к людям |
Способность учиться у жизни | Внутренняя опора в жизни |
Возможность беспрепятственного подражания | Свободное и открытое взаимодействие с миром, открытость характера |
Самостоятельные поиски истины | Мужество и инициатива |
Восприятие религиозных образов, религиозного настроения | Религиозная терпимость и дружелюбное поведение |
Умение молиться в детстве | Способность благословлять в пожилом возрасте |
Манера и способ, какими ребенок учится играть | Отношение к жизни и ее проявлениям |
Любовь и знание растительного мира | Склонность к живому и подвижному пониманию |
Любовь и знание животного мира | Сильная воля |
Увлеченность загадками мира, умение жить с вопросами | Правильное отношение к проблеме власти и эротике |
Материалистическое воспитание | Уменьшение интереса к миру |
Восприятие математических закономерностей без участия чувств | Склонность к материализму |
Воспитание критически-скептического отношения к жизни (недостаток идеализма) | Склонность к душевной подавленности |
Абстрактное преподавание грамматики | Склонность к функциональным заболеваниям желудочно-кишечного тракта |
Отсутствие серьезных отношений (отсутствие любимого авторитета) | Склонность к отчаянию, неспособность найти в себе силы, чтобы помочь самому себе |
Чрезмерная перегрузка интеллекта и памяти в начальной школе | Склонность к склерозу и преждевременному разрушению нервной системы |
Слишком раннее обучение критике и вынесению суждений | Склонность к бесчувственным и жестоким суждениям |
Отсутствие элемента искусства в преподавании, одностороннее интеллектуализированное преподавание | Склонность к нарушениям ритма, в особенности к усилению вдоха; измененный дыхательный ритм с соответствующей предрасположенностью к ощущению тесноты и астматическим состояниям |
Поверхностное, «быстро схваченное» знание | Склонность к раннему душевному старению, так как человек не может глубоко и вдумчиво чем-то заниматься |
Факторы учебно-воспитательного процесса
здоровьезатратного характера
Факторы риска здоровья учащихся | Последствия для здоровья ребенка и его дальнейшей жизни |
Отсутствие ритма в обучении | Утомление, ослабление адаптационных ресурсов организма |
Преимущественная апелляция к интеллекту ребенка, интеллектуальные перегрузки | Изменение и нарушения дыхательного ритма (чрезмерное усиление вдоха); ощущение удушья, склонность к астматическим состояниям и другим болезням дыхания; деформации хребта (сколиоз, кифоз, лордоз); отложение солей, склонность к раннему склерозу и преждевременному разрушению нервной системы |
Перегрузка памяти | Бледность лица, боязливость, состояние страха и испуга, склонность к ревматизму и подагре |
Недостаточная нагрузка на память | Покраснение лица, излишняя возбужденность, гневливость, озлобленность; склонность к воспалительным заболеваниям |
Отсутствие познавательного интереса | Нарушения обмена веществ, склонность к душевной «тяжести», состоянию лени, возникновение мигреневых болей (особенно у девочек) |
Невозможность пережить радость, внимание, красоту, счастье, любовь при обучении | Глубокое неудовлетворение жизнью, сложности в установлении отношений с людьми и миром, склонность к отчаянию, неспособность найти в себе силы для самопомощи |
Неблагоприятная атмосфера обучения (в частности чрезмерная строгость со стороны учителя) | Нарушения системы пищеварения и склонность к функциональным заболеваниям кишечно-желудочного тракта |
Отсутствие надлежащего внимания к индивидуальному становлению ребенка, в частности, к формированию его темперамента | Высокая вероятность односторонне-усиленного развития отдельных черт человека, что ведет к разнообразным небезопасным проявлениям темперамента, а именно: у меланхолика – к печали, хандре, унынию, а иногда и к мании величия; у холериков – к абсурдному преследованию определенной цели, склонности к гневу, ненависти, вплоть до психопатических реакций; у сангвиника – к легкомыслию, неумению сосредоточиться, иногда на грани слабоумия; у флегматика – к юношеской вялости, инертности, равнодушию, в некоторых случаях – к тупоумию |