Здоровьезатратного характера

Связь тела, души и духа в человеке

Тело Душа Дух
  Нервно-чувственная система («голова»)   Мышление «Бодрствующее сознание»
  Ритмическая система – система органов дыхания и кровообращения («грудь»)   Чувствование «Сон со сновидениями» («грезящее сознание»)
  Система обмена веществ и органов движения («конечности») Воля «Сон без сновидений»

Особенности развития человека от рождения до совершеннолетия

  Возрастные периоды
  От рождения до смены зубов (0-7 лет) От смены зубов до половой зрелости (7-14 лет) От половой зрелости до совершеннолетия (14-21 год)  
Характеристика ребенка Ребенок как единое существо чувств Ребенок - художник Человек - исследователь  
Отношение ребенка к миру «Мир добр» «Мир прекрасен» «Мир истинен»  
Объект преимущественного развития Тело Душа Дух  
Объект соматического развития Нервно-чувственная система («голова»)   Ритмическая система («грудь»)   Система обмена веществ и органов движения («конечности»)  
Объект психического развития Воля Чувствование Мышление  
Состояние сознания «Сон без сновидений» «Грезящее сознание» «Бодрствующее сознание»  

Влияние процессов воспитания на человека

Во взрослом и пожилом возрасте (по Р.Штайнеру)

Элементы воспитания Последствия для человека
Переживания радости, внимания, счастья, любви Физическое тело дольше сохраняет подвижность и пластичность, человек легче устанавливает отношения с людьми и миром
Удивление и восхищение Любовь к миру
Видение красоты жизни, способность принять что-то из любви к авторитету Глубокое удовлетворение жизнью, получение удовольствия от жизни
Воспитание интереса к миру Все возрастающий интерес к людям
Способность учиться у жизни Внутренняя опора в жизни
Возможность беспрепятственного подражания Свободное и открытое взаимодействие с миром, открытость характера
Самостоятельные поиски истины Мужество и инициатива
Восприятие религиозных образов, религиозного настроения Религиозная терпимость и дружелюбное поведение
Умение молиться в детстве Способность благословлять в пожилом возрасте
Манера и способ, какими ребенок учится играть Отношение к жизни и ее проявлениям
Любовь и знание растительного мира Склонность к живому и подвижному пониманию
Любовь и знание животного мира Сильная воля
Увлеченность загадками мира, умение жить с вопросами Правильное отношение к проблеме власти и эротике
Материалистическое воспитание Уменьшение интереса к миру
Восприятие математических закономерностей без участия чувств Склонность к материализму
Воспитание критически-скептического отношения к жизни (недостаток идеализма) Склонность к душевной подавленности
Абстрактное преподавание грамматики Склонность к функциональным заболеваниям желудочно-кишечного тракта
Отсутствие серьезных отношений (отсутствие любимого авторитета) Склонность к отчаянию, неспособность найти в себе силы, чтобы помочь самому себе
Чрезмерная перегрузка интеллекта и памяти в начальной школе Склонность к склерозу и преждевременному разрушению нервной системы
Слишком раннее обучение критике и вынесению суждений Склонность к бесчувственным и жестоким суждениям
Отсутствие элемента искусства в преподавании, одностороннее интеллектуализированное преподавание Склонность к нарушениям ритма, в особенности к усилению вдоха; измененный дыхательный ритм с соответствующей предрасположенностью к ощущению тесноты и астматическим состояниям
Поверхностное, «быстро схваченное» знание Склонность к раннему душевному старению, так как человек не может глубоко и вдумчиво чем-то заниматься

Факторы учебно-воспитательного процесса

здоровьезатратного характера

Факторы риска здоровья учащихся Последствия для здоровья ребенка и его дальнейшей жизни
Отсутствие ритма в обучении Утомление, ослабление адаптационных ресурсов организма
Преимущественная апелляция к интеллекту ребенка, интеллектуальные перегрузки Изменение и нарушения дыхательного ритма (чрезмерное усиление вдоха); ощущение удушья, склонность к астматическим состояниям и другим болезням дыхания; деформации хребта (сколиоз, кифоз, лордоз); отложение солей, склонность к раннему склерозу и преждевременному разрушению нервной системы
Перегрузка памяти Бледность лица, боязливость, состояние страха и испуга, склонность к ревматизму и подагре
Недостаточная нагрузка на память Покраснение лица, излишняя возбужденность, гневливость, озлобленность; склонность к воспалительным заболеваниям
Отсутствие познавательного интереса Нарушения обмена веществ, склонность к душевной «тяжести», состоянию лени, возникновение мигреневых болей (особенно у девочек)
Невозможность пережить радость, внимание, красоту, счастье, любовь при обучении Глубокое неудовлетворение жизнью, сложности в установлении отношений с людьми и миром, склонность к отчаянию, неспособность найти в себе силы для самопомощи
Неблагоприятная атмосфера обучения (в частности чрезмерная строгость со стороны учителя) Нарушения системы пищеварения и склонность к функциональным заболеваниям кишечно-желудочного тракта
Отсутствие надлежащего внимания к индивидуальному становлению ребенка, в частности, к формированию его темперамента Высокая вероятность односторонне-усиленного развития отдельных черт человека, что ведет к разнообразным небезопасным проявлениям темперамента, а именно: у меланхолика – к печали, хандре, унынию, а иногда и к мании величия; у холериков – к абсурдному преследованию определенной цели, склонности к гневу, ненависти, вплоть до психопатических реакций; у сангвиника – к легкомыслию, неумению сосредоточиться, иногда на грани слабоумия; у флегматика – к юношеской вялости, инертности, равнодушию, в некоторых случаях – к тупоумию

Наши рекомендации