Описание урока с баллами в моем классе
Практика
ИГРА В БАЛЛЫ
Вячеслав Жилин
(с. Варна, Челябинская область)
Баллы как оценка
В настоящее время я работаю в детской школе искусств и веду Орф-ансамбль. Это групповое обучение. Дети приходят только ко мне, и у них нет других предметов. Организационная основа – подготовительная группа. В данный момент занимается 17 человек разного возраста (6 – 14 лет) и разного уровня (1 - 3 год обучения).
В декабре 2006 года я обнаружил, что мотив занятий музыкой у детей значительно уменьшился. Появились пропуски, кислый вид, когда речь заходила о занятиях. Дети пресытились штабшпилями, ударными, играми, которые я предлагал, и передо мной встал остро вопрос, как мотивировать их продолжать заниматься.
На Новый год я решил сделать детям маленькие подарки, так как ездил на семинар, и уроков не было. И вдруг мелькнула мысль – а что если совместить подарки и мотивацию, что если не просто подарить, а подчеркнуть усердие детей, их трудолюбие и терпение. И я вспомнил свой опыт в Орф-лицее[1], когда однажды на уроке оркестра в 4 классе, чтобы как-то больше мотивировать осваивать народные инструменты всех детей в классе, а не единицы энтузиастов, я принёс оркестровую пьесу, состоящую из нескольких фактурных функций: мелодия, педаль, бас, подголосок, контрапункт. Каждой функции определил количество очков - например, мелодия 5 очков, педаль 3 очка (играть на тремоло), подголосок 4 очка, контрапункт 5 очков, бас 2 очка. Правила были такие: кто наберёт 19 очков (то есть, сыграет всё) - получит за урок «5 с плюсом», кто 10 очков – получит просто «5», кто 6 очков - получит «4», кто 2 очка - получит «3», кто вообще не наберёт – получит «2» за урок. Каковы же было моё удивление и восторг, когда дети едва дождались раздачи нот и инструментов! Они тут же бросились ЗАРАБАТЫВАТЬ очки. При этом они должны были мыслить стратегически: С чего начать? Тратить ли время на самую сложную партию или начинать с лёгкой? Детям очень понравился этот урок, и на следующий раз они опять попросили подобное. Только моё увольнение помешало развить дальше эту идею, которую я потом забыл и не находил возможности её применения. И вот такой момент настал. Я вспомнил о ней!
Первоначальная идея в ДШИ была такая: игра называлась «Новогодний Балл». Условия: кто больше наберёт баллов. Каждая «сданная» пьеса – 1 балл. Сложная пьеса – 3 балла. Игра была беспроигрышная, но за 1 место давался лучший приз, за 2 место похуже и, наконец, за последнее самый простой приз. Подведение итогов перед самым праздником. На призы я выделил 100 рублей из своей зарплаты. В первый же день все рьяно взялись за дело. Активность была 100 процентов. Дети учили в классе и дома, некоторые приходили на урок каждый день. Конечно, были опасения. Я боялся, что возникнет нездоровая конкуренция, и, во-вторых, я боялся фрустрации. Но, как выяснилось, боялся зря. Всё прошло отлично. Конечно, дети конкурировали, соревновались, но всё происходило за счёт усердия и интенсивных занятий. Кроме того, я подчёркивал, что можно многого достичь, занимаясь дома. И вот, наконец, подведение итогов. Мы решили это сделать за чаем. Каждый принёс что-нибудь пожевать и чайную чашку, я же купил и заварил чай. За первое место я вручил канцелярский набор и за последнее – булавки за 80 копеек. Затем я спросил: а не хотите ли повторить ещё раз такой «Балл»! Дети с восторгом согласились. Мы решили уделить больше времени следующей игре и назвали её «Мартовский Балл», то есть, подведение итогов будет перед 8 марта. На призы я выделил 500 рублей, зная, что получу гонорар за семинар в Екатеринбурге. Здесь я вёл себя уже более гибко, и было много возможностей выбрать стратегию. Приведу список этих возможностей и прокомментирую их.
· Лёгкая пьеса (сыграть в темпе без ошибок и остановок, правильной аппликатурой и нюансами) – 1 балл.
Комментарий. Как правило, играется с аккомпанементом и к «сдающему» присоединяются все, кто может и хочет играть вместе с ним; то есть, я спрашиваю: «кто будет помогать?» Часто включаются ударные, исполнитель при этом, как правило, импровизирует. Если это песенка, то желающие поют. Бывает, поют все. Иногда некоторые, обычно самые молодые, ученики танцуют простой импровизируемый танец, чаще всего бегают или прыгают. Впоследствии за помощь каждый стал получать 1 балл, и тогда тот, кто сдаёт - получает не 1, а 2 балла.
· Упражнение для чтения с листа[2] (всего 12 глав, в каждой по 10 упражнений): первые пять глав – 1 балл за упражнение; 6-8 глава – 2 балла за упражнение; 9-10 – 3 балла за упражнение; 11-12 – 4 балла за упражнение).
Комментарий. Учащийся немного «смотрит» упражнение, потом играет его с листа. Если ошибок немного – я «принимаю» его. Это означает – он получает балл. Если не удаётся, то «смотрит» ещё. Эти упражнения очень полезны, я написал их для улучшения навыка чтения с листа, но они могут трактоваться и как прогрессивная школа, так как написаны с усложнением.
· Сложная пьеса (сыграть как на концерте) – от 2 – до 5 баллов (в зависимости от сложности)
Комментарий. Не все выбирают сложные пьесы. Но если пьеса красивая и хорошо звучит, учащийся начинает разучивать её.
· Разбор сложной пьесы – 1 балл (можно просто разобрать её и не «сдавать»)
Комментарий. Я отмечаю, фиксирую разбор, так как можем забыть – и ребёнок, и я. Если пьеса большая или очень сложная, разбирать можно фрагментами, получая 1 балл за каждый фрагмент. Об этом договариваемся.
· Исполнение пьесы из классики – 20 баллов.
Комментарий. Дети неохотно играли классические пьесы, и я таким образом мотивировал их. Помогало!
· Упражнения из книжки «Занимательные игры для чтения с листа»[3] - в зависимости от главы, от сложности – от 1 до 10 баллов.
Комментарий. Здесь такая особенность: нужно играть до первой ошибки; если ошибка произошла, нужно ещё подготовиться, и я проверяю позже ещё раз. Кроме того, по этой книжке мы использовали те правила игры, которые там обозначены, но тогда занимались всей группой одновременно.
· Учебникмузыкального воспитания «О, музыка»[4]. За каждое задание – 1 балл
Комментарий. В этих учебниках много интересного и полезного материала, и я решил приспособить их для музыкальной школы и использовать на своих уроках. Две девочки с удовольствием выполняли задания из этого сборника.
· За выступление на концерте – 5 баллов за каждый номер
Комментарий. Когда я увидел, что дети неохотно выступают на концерте, я добавил баллы. Результат сказался тут же!
· За помощь друзьям, то есть, музицирование в группе – 1 балл
Комментарий. Если кто-то «сдаёт», можно помогать следующим образом: играть вместе с ним эту же партию или, если есть, играть другую (педаль, бас, контрапункт, второй голос и так далее), или импровизировать. Кроме того, можно петь, играть на ударных (также импровизируя), танцевать и в некоторых случаях внимательно слушать. При этом я рассказываю правила слушания музыки, и мы разыгрываем сценку, как слушать другого человека и как слушать музыку.
· За урок – 2 балла.
Комментарий. Пришёл на урок? Пришёл. Работал? Работал. Ничего не сдал, так как разучивал сложное место, сложную пьесу, работал над техникой – получай 2 балла. Но! Ничего не делал, все время ходил в туалет, болтал с соседом, читал книжку, решал математику – не получай ничего.
Описание урока с баллами в моем классе
1. Разминка. Играем все вместе, одновременно, группой
a. Ритмические упражнения: «Эхо» - каждый получает по баллу. Игра по пальцам[5] – каждый получает по баллу. Конечно, кто–то играет неточно, но это тренаж и я оцениваю лишь участие, когда ученик думает вместе с нами, слушает, УЧИТСЯ, и сам процесс учения, вникания, воспитания оцениваться в данном контексте не может. Вот когда он научится самому навыку, тогда и будем оценивать уровень его применимости.
b. Игра на штабшпилях. Рондо, импровизации, бурдоны, развитие техники - каждый получает по баллу, импровизаторы – по 2 балла.
c. Каждый играет на своем инструменте гаммы или повторяет старые пьесы или играет технические упражнения, например, домристы играют Шрадика.
2. Индивидуально. Каждый работает на своем инструменте: разучивает пьесы, которые необходимы по программе[6], или играет упражнения для чтения с листа, или осваивает другой инструмент, или работает с учебником музыкального воспитания. Если готов – нужно просигнализировать, и я проверю. Если есть недоработки – ученик устраняет их. Если всё исполняется хорошо, без ошибок, с выполнением всех фиксированных деталей, то ученик немного готовится – и сейчас он будет «сдавать», а мы будем помогать, играть все вместе, группой, одновременно. То есть, «сдающий» ученик – главный. А все остальные – помощники, которые поют, играют, танцуют, слушают. Эти дети получают возможность ещё раз сыграть то, что они уже играли, или импровизировать, или попробовать играть мелодию, но потише, осторожно, если пьеса еще «сырая». Если пьеса лёгкая (по программе), ученик при благополучной сдаче получает 2 балла, и все помощники по 1 баллу. Если он сыграл неудачно – не получает никто, а ученик продолжает работать над пьесой. Чаще всего, конечно, он имеет успех, ведь я предварительно проверяю. Но иногда дети хотят рискнуть, сыграть «на авось», а вдруг получится. Нет проблем, почему не попробовать: не на концерте же! Таким образом, рабочий шум чередуется с организованной музыкой, когда каждый может также играть, импровизировать, петь, а иногда и танцевать – ведь через некоторое время появится ещё кто-нибудь, кто хочет «сдавать». Я в первую очередь обращаю внимание на «сдающего», слушаю его, играю с ним, сижу рядом с ним. Если же пробует сдать - не получается, второй раз - не получается, я предлагаю помощь и разбиваю весь материал на фрагменты, каждый фрагмент могу также оценить 1 баллом (за разбор). Или же, зная, что эта пьеса будет трудна для ученика, я предлагаю специально написанные для этого секвенции[7], которые ученик может разучивать. Тогда обучение пойдёт для него более комфортно.
3. Заключение урока. Часто мы исполняем все вместе что-нибудь особо любимое всеми. Одно время это были песни «Прекрасное Далёко» и «Звезда по имени Солнце», а в последнее время сирийская народная песня «Муслин». За повторение, конечно же, каждый получает балл. Иногда мы просто играем в игры - например, в фанты или даже в прятки. За это балл получаем только в том случае, если используем музыку, например, кто-нибудь играет или все поём.
Общий комментарий
Игра в баллы и оценка. Теперь ребенок точно знает свое продвижение и его историю. Он может прогнозировать его, а также мыслить стратегически, выбирая наиболее комфортный и эффективный уровень обучения лично для себя. Вместо ничего не говорящей «пятёрки» или «четвёрки» учащийся точно знает, сколько баллов он получит за то или иное упражнение. Вместо абстрактного «за урок – 5!» он знает, что на этом уроке он получил 7 баллов, на предыдущем 5 баллов, два урока назад 8 баллов и так далее. Он знает, сколько он получит баллов за каждое задание, и выбирает исходя из степени своего терпения и интереса к пьесе. И не обязательно устраивать соревнование! Можно просто ставить баллы, накапливать их. Таким образом, мы знаем, сколько у нас уже баллов всего в этой четверти, в году, в любое время. Причем, количество баллов всегда рассматривается относительно, а не абсолютизируется, дескать, 50 баллов – это хорошо, а 20 – плохо. Подход здесь другой: да, в этот раз приблизительный максимум 50 баллов, в другой раз - 10 баллов и так далее. В журнале вместо оценки за урок ставить общее количество баллов за урок, потом можно и подсчитать, сколько за четверть. Нельзя журнал марать? Но по закону об образовании учитель сам имеет право вводить свою систему оценивания. Администрация против? Ладно, не будем: администрация – она тоже человек. У нас в классе есть специальная тетрадь, где написано на обложке «БАЛЛЫ». Затем идут имена, каждый ребёнок подходит и пишет себе баллы. Это выглядит так:
Маша: 1+1+5+1+2; 1+2; 5+10+2;
Саша: 10+5+1+2; 1+1+1+1+2;
И так далее.
Точка с запятой означает «урок закончен». То есть, у Маши три урока, у Саши 2 урока. Маша, наверное, сначала играла легкие пьесы или упражнения, потом сложные. Саша сначала играл сложные пьесы, сдал их, а потом, наверное, только помогал другим, или разбирал фрагменты сложной пьесы. Два балла в конце урока – это за посещение.
Потом мы решили ставить не в тетради, а в компьютере[8], так детям интереснее. Там мы можем что-нибудь ещё нарисовать, потом стереть, опять нарисовать. Почему дети пишут? Сидели, играли, почему бы не пройтись? А обманывать не будут, приписывать себе? Если такой случай произойдет – можно ведь прекратить это дело, и тогда только преподаватель баллы будет писать.
Стратегические и мотивационные возможности системы баллов. Преподаватель всегда может присвоить то или иное количество тем учебным единицам, которые считает наиболее важными; так, желая повысить внимание к гаммам, я сделал 1 балл за каждую непрерывную игру гаммы в начале урока. Это не означает, что дети играют гаммы, ТОЛЬКО руководствуясь такой оценкой. Конечно, я говорю, насколько важно развивать технику. И лучше всего это делать, повторяя многократно одно и то же – «чем больше будешь играть, тем быстрее и ловчее будут работать пальцы». Так, часто повторять пьесу невозможно психологически, а гамму, как простейший ряд звуков, намного проще. И каждый раз, когда мне нужно было обратить особое внимание на ту или иную учебную единицу, я увеличивал количество баллов. Однажды, когда настала пора платить за школу, и дети вяло несли родительскую плату, я опять обратился к баллам: кто первый принесёт, тому 20 баллов, кто второй, тому 19 баллов и так далее, по убыванию. И не нужно мне было звонить, писать, говорить много раз, всё получилось без проблем. Конечно, и домашние занятия можно оценивать баллами: выучил на память дома пьесу – получи, например, 30 баллов. Низкая явка на концерты вместе с родителями? Нет проблем: за посещение концерта тебе, ученику 3 балла, и за каждого члена твоей семьи, пришедшего с тобой, по 1 баллу.
Эта система применима и на других предметах, например, на сольфеджио. Написал диктант с 10 ошибками – 1 балл, с 9 ошибками – 2 балла и так далее. Услышал правильно 5 интервалов из 10 – 1 балл, 6 из 10 – 2 балла и так далее. Любой вид деятельности можно оценить баллами вместо оценок. И в зависимости от значимости преподаватель сам определяет количество баллов за ту или иную учебную единицу.
Это очень хорошо применять и в общеобразовательной школе на уроке музыки. Спели песенку все вместе – каждый по баллу. Кто будет петь соло? Тому 2 балла (3, 4, 5 – как решит учитель, то есть, в зависимости от значимости этой работы). Кто расскажет про композитора? Получай 1 балл. Кто ответит вот на такой каверзный вопрос? Получай 5 баллов. Кто выучил на память всю песню? Получай 10 баллов. Кто знает, какой композитор написал прослушанное произведение? Получай 15 баллов. Кто приготовил реферат о П.И.Чайковском? Получай 20 баллов! Кто знает, кто такой Виктор Козлов? Получай 15 баллов. И так далее, и тому подобное.
Мне кажется, такая система баллов применима и на других предметах в общеобразовательной школе. Учитель, вместо выставления ничего не говорящей оценки за четверть, мог бы подводить итоги, сумму баллов за четверть. При этом, конечно, можно обозначать баллами и решение задачи. То есть, решил лёгкую задачу – 1 балл, доказал теорему – 2 балла, и таким образом можно набирать баллы за решение задач или за выполнение письменных упражнений, прописей (сколько написал, столько и баллов). Каждый ребёнок в меру своих сил набирает эти баллы – и оценка за четверть уже конкретная, понятная, складывающаяся из суммы, понятной для ребёнка, которая зависит от него, его стратегии, его выбора. Ребёнок в большей степени определяет своё обучение и всегда знает, сколько он получит. Он не ставится в унизительное положение, когда кто-то оценивает его, а он с напряжением ждёт, спросят - не спросят, заметят - не заметят. И при подведении итогов получается, например, так: Саша – 120 баллов, Алёша – 200 баллов, Серёжа – 300 баллов, а Семён – 15 баллов. А вот Маша – 500 баллов, Наташа – 600 баллов, и так далее. Здесь и давление на нерадивых – если уж так нужно, – получается деловое, конкретное и более объективное. Оно будет понятно и ученику, и родителям, особенно в том случае, если в классе известна (висит или даже в дневнике записана) информация, что, если за две недели у кого-нибудь всего, например, 20 баллов – следует предложение о помощи; если у кого 10 баллов – встреча с родителями, и так далее.
Таким образом, мы видим, что, по сравнению с традиционной пятибалльной системой, предлагаемый порядок оценивания обладает рядом преимуществ. Во-первых, он более понятен как ученику, так и преподавателю, во-вторых, более комфортен, так как здесь нет угрожающего призрака двойки, этого «костыля хромой педагогики» (Ш.Амонашвили). И что – совсем нет угрозы? Немножко есть – ведь баллы тоже нужно набирать! Но, в-третьих, ребёнок сам регулирует свое обучение, набирая эти баллы. Да, преподаватель проверяет, но здесь намного проще проявить и продемонстрировать объективность. Ведь маленький ученик чаще всего воспринимает двойку как проявление плохого отношения к нему со стороны учителя. А здесь учитель является в глазах ребенка не «судией неправедным», а добрым помощником, ждущим, когда же ты, Петя, наберёшь хоть один балл. И все эти факторы способствуют повышению мотивации учащегося осваивать учебный материал. Попробуйте, и вы убедитесь в эффективности этой системы.