Задания для самостоятельной работы. Семинарское занятие № 1 (2часа)

Семинарское занятие № 1 (2часа)

Тема: Общие вопросы теории специальной педагогики, ее социологические и социокультурные основы

1.Специальная педагогика. Понятийный аппарат специальной педагогики. Систематика и предметные области специальной педагогики.

2. Философские основы специальной педагогики.

3.Социологические и социокультурные основы специальной педагогики.

4. Правовые основы специальной педагогики.

Задания для самостоятельной работы

1. Ответьте на вопрос: Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата

специальной педагогики? Расскажите о «синонимах» термина «специальная педагогика».

2. Охарактеризуйте современную структурную организацию специальной педагогики, укажите основные пути ее развития.

3. Подготовьте реферат о социально-философских основаниях определяющих построение и функционирование системы специального образования в нашей стране: а) на протяжении 20 в.; б) на современном этапе.

4. Опишите и объясните особенности социального этикета, определяющие нормы и правила взаимодействия и общения с людьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности.

5. Ответьте на вопросы: Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что может сделать для этого массовая система образования? Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе? Что такое включенное образование? Укажите плюсы и минусы интеграции.

6. Назовите основные права и свободы, закрепленные в международных правовых документах, касающихся инвалидов и умственно отсталых людей.

Основная литература

1. КоркуновВ.В. Понятие «система специального образования»: теоретические и практические аспекты// Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр .Соч.:в 6т.- М., 1983.- Т. 5.

3. Назарова Н. М., Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Морозов С.А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3т./ под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008. – Т.2.

4. Линьков В.В. Философия и специальная педагогика // Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой.- М., 2000.

5. Назарова Н. М., Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Морозов С.А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3т./ под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008. – Т.1.

6. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина В.В., комплексная реабилитация инвалидов / под ред. Т.В.Зозули.- М. 2005.

7. Инвалиды: К независимой жизни: пособие для инвалидов.- М.,2000.

8. Кац Л.И. Социальное партнерство – реальная помощь детям с ограниченными возможностями //Дефектология.- 2005.- № 1.

9. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997.

10. Аксенова Л.И. правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1997.- №1.

11. Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. – Нью-Йорк, 1983.

Дополнительная литература

1. КоркуновВ.В. Понятие «система специального образования»: теоретические и практические аспекты// Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1998.

2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- Ч. 1. – М., 1996.

3. Назарова Н. М., Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Морозов С.А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3т./ под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008. – Т.2.

4. Системные исследования: ежегодник. – М., 1978.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика .- М., 2002.

6. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание.- М., 2003.

7. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука.- М., 2003.

8. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации.- М., 2002.

9. Соломатина И.В. Международный форум слепоглухих правозащитников // Дефектология.- 2005.- №4.

Семинарское занятие № 2. (2часа)

Тема: Медико-биологические и психологические основы специальной педагогики

1. Медико-биологические основы специальной педагогики.

2. Психологические основы специальной педагогики.

3. Психолингвистические основы специальной педагогики.

4. Экономические проблемы специального образования.

5. Методология и методы научного познания в специальной педагогике.

Задания для самостоятельной работы

1. Ответьте на вопрос: Какими предметными отраслями медицины и биологии связана специальная педагогика? Что такое медицинская абилитация? Медицинская реабилитация?

2. Охарактеризуйте основные положения теории сверхкомпенсации А.Адлера. Как оценивал данную теорию Л.С. Выготский?

3. Опишите основные параметры дизонтогененза.

4. Укажите условия, которые влияют на успешность компенсации при разных типах нарушений психического развития.

6. Прочитайте и законспектируйте работу Л.С. Выготского «Мышление и речь».

7. Охарактеризуйте социальные аспекты речевого общения.

8. Проведите анализ современного этапа экономического положения специального образования России и рассмотрите возможности его совершенствования.

9. Перечислите и кратко охарактеризуйте важнейшие теоретико-методологические, частнонаучные концепции в специальной педагогике

Основная литература

1 Назарова Н. М., Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Морозов С.А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3т. / под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008. – Т.2.

2. Вернер Д. Реабилитация детей- инвалидов. – М., 1995.

3. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей: сб. науч. Тр. / под ред. Т.А.Власовой, М.Г. Блюминой, К.С. Лебединской. - М., 1985.

4. Анастази А.Дифференциальная психология .- М., 2001.

5. Асмолов А.Г. ХХ1 век: психология в век психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. – М., 1999.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003.

7. Выготский Л.С. мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1982.- Т. 2.

8. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. – М., 2000.

9. Фрумкина Р.М. Психолингвистика.- М., 2001.

10. Благотворительность и милосердие: Рубеж Х!Х – ХХ веков //сост. В. Н. Занозина, Е.А. Адаменко. – СПб., 2000.

11. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- Ч. 1. – М., 1996.

12. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.

13. Огурцов А.П. Педагогическая антропология, поиски перспективы // человек. – М., 2002.- №2.

Дополнительная литература

1. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. – М., 2001

2. Основы специальной психологии /под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

3. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков: Патопсихология. – М., 1999.

4. Рубинштейн С.Я. психология умственно отсталого школьника.- М.,

5. Зайцева Г. Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // Дефектология. - 1995. - №2.

6. Назарова Н. М., Аксенова Л.И., Богданова Т.Г., Морозов С.А. Общие основы специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3т./ под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008. – Т.1.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003.

8. Лечебная педагогика : история и современность. – Екатеринбург, 2005.

9. Педагогика / под ред. С.А. Смирнова. – М., 2004.

Дидактическая единица: Специальное образование людей с особыми образовательными потребностями

Наши рекомендации