Объем «Введения» около 3 – 5 страниц
Требования к курсовым работам по дисциплине
«Методика обучения и воспитания
В области дошкольного образования»
Структура курсовой работы
Содержание
Введение……………………………………………………………………
I. Название главы …. (Теоретическая часть курсовой работы) (15 – 20 стр.)
1.1. Название первого параграфа…………………………….……..
1.2.Название второго параграфа……………………..……………
1.3……………………………………………………………………
Выводы по I главе (1стр.)……………………………………….
II. Название главы …. (Экспериментальная часть курсовой работы) (15-20 стр.)………………………………………
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования (указать, что и у кого исследуется)……………..………
2.2. …………………………...
2.3…………………………………………………………………...
Выводы по II главе (1 стр.)…………………………………………..
Заключение (1 стр.)……………………………………………………
Список использованной литературы (25-30 наименований)……...
Приложения……………………………………………………………...
Количество глав и параграфов может быть иным. Наименования курсовой работы, глав и параграфов не должны повторять друг друга.
Введение
Раздел «Введение»содержит краткое обоснование выбора темы курсовой работы и сжатую характеристику самого исследования.
Все ключевые моменты введения должны быть выделены жирным шрифтом. Каждая характеристика излагается с красной строки.
Традиционно последовательность его описания выглядит следующим образом:
1) актуальность исследования;
2) проблема исследования;
3) тема курсовой работы;
4) объект исследования;
5) предмет исследования;
6) цель исследования;
7) гипотеза исследования;
8) задачи исследования;
9) методологические основы исследования;
10) методы и методики исследования;
11) экспериментальная база исследования;
12) теоретическая значимость исследования;
13) практическая значимость исследования;
14) апробация результатов исследования;
15) структура выпускной квалификационной работы.
Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач.
Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?».
В проблеме исследования описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей: решение проблемы отсутствует в современном знании и не может быть получено на его основе. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?
Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.
Вслед за проблемой исследования определяются его объекти предмет.
Под объектом исследованияпонимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется? Или какое педагогическое явление?
Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Размышляя над предметом исследования, мы должны ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?
Пример.
Тема курсового исследования сформулирована следующим образом: «педагогические условия трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Объектом исследованияявляется процесс трудового воспитания дошкольников.
Предметом исследованияявляются педагогические условия трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования описывается через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить?
Пример постановки цели:
Цель исследованиясостоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста и обосновать педагогические условия его осуществления.
Из предмета и цели исследования вытекает гипотезаисследования – научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Она требует доказательства, обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.
Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?
Пример гипотезы:
эффективность трудового воспитания детей дошкольного обеспечивается, если:
- трудовое воспитание рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников;
- в работе с дошкольниками ориентироваться на их трудовые интересы.
Из целей и гипотезы исследования вытекают и задачи исследования. Чтобы их осмыслить, исследователь должен поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели и проверить гипотезу исследования?
Пример задач:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть методы и формы трудового воспитания детей дошкольного возраста.
3. Определить средства трудового воспитания детей дошкольного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование педагогических условий трудового воспитания дошкольников на примере МБДОО №49 «Чулпан» Зеленодольского района д. Большие Яки.
В разделе методологические основы исследованияприводятся названия научных подходов, принципов, теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования.
Пример:
Методологическую основу исследования составляют теории трудового воспитания (П.Р. Атутов, А.Н. Бондаренко, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, В.И. Логинова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.); знания социальной действительности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.П. Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова, К.С. Чиряев, З.Б. Цаллагова и др.).
Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности (например, изучение и анализ научной литературы, моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.).
Пример:
Методы: теоретический анализ научно-методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, решение ситуаций, количественный и качественный анализ полученной информации, графический метод (построение диаграмм, таблиц для иллюстрации результатов эксперимента).
Методики исследованияподбираются автором в зависимости от проблемы исследования.
Пример:
Методикиэкспериментального исследования «Труд в природе» Я.З. Неверович, «Детство» Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
Экспериментальная база исследования включает в себя описание выборки испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), а также место и сроки исследования.
Теоретическая значимость исследования включает определение направления, отрасли или раздела в психолого-педагогической науке, которую обогатил своими новыми результатами исследователь, с содержательным уточнением, чем именно (разработка классификации, формулировка новых или уточнение существующих основных понятий, углубление и расширение научных представлений об объекте или явлении, описание специфики изучаемого процесса и т.п.).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
При наличии публикаций авторапо теме исследования, они приводятся в разделе апробация результатов исследования. В этот раздел включают также информацию об участии автора в научно-практических конференциях и методических семинарах по исследуемой проблеме.
Структура дипломной работы содержит описание данных об объеме работы, количестве глав, параграфов, графических объектов (графики, схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный и информативный материал), приложений, использованных литературных источников.
Объем «Введения» около 3 – 5 страниц.