Тема 1. Предмет психологии
НОВОТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА
Методические указания по выполнению контрольной работы
Для студентов заочной формы обучения
Новотроицк 2015 г.
Фатхуллина Г.М. Психология и педагогика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения. – Новотроицк: НФ НИТУ «МИСиС», 2015. – 35.
© Новотроицкий филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НФ НИТУ « МИСиС»), 2015.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...4
Тематика контрольных работ……………………………………………………….7
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы…………...25
Варианты контрольных работ с указанием перечня заданий……………………29
Список рекомендуемой литературы………………………………………………32
Вопросы к зачету…………………………………………………………………...33
Приложение 1 (Титульный лист)………………………………………………….35
Введение
Данное учебно-методическое пособие ориентировано на студентов, изучающих курс "Психологии и педагогики" и включает в себя 10тем, задания из которых включены в контрольную работу.
По каждой теме предлагается методологический алгоритм, состоящий из следующих заданий, включённых в контрольную работу :
1. Тест на проверку знания конкретного материала
2. Объясните, почему
3. Заполните пропуски в фразах
4. Подберите примеры
5. Прокомментируйте
6. Составьте таблицу
Темы, которые включены в контрольную работу :
1. Предмет психологии
2. Основные этапы становления и развития психологии как науки
3. Познавательные процессы индивида
4. Личность и её структура
5. Темперамент и типология индивидов.
6. Темперамент и деятельность
7. Общение
8. Группа
9. Конфликты в группе и способы их разрешения
10. Педагогика как наука
Тематика лекций
Лекция 1. Введение в психологию как науку
Общее представление об объекте и предмете психологии. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания. Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Представления о душе в философии Платона и Аристотеля. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании.
Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Психоанализ и гуманистическая психология в ХХ веке. Развитие психологии в России в ХХ веке. Актуальные проблемы современной психологии.
Методы психологии: биологические, математические, медицинские; метод наблюдения и самонаблюдения; психологический эксперимент (лабораторный, естественный, полевой); специальные методы психологического исследования (тесты, проективные методики, анализ документов).
Лекция 2. Личность в психологии
Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Становление личности в онтогенезе. Основные теории личности в западной психологии (когнитивная, психоаналитическая , феноменологическая и др.).
Основные параметры структуры личности по К.К. Платонову. Классификация мотивов. Направленность личности. Иерархизация мотивов и общий профиль мотивационной сферы личности.. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязаний. Интересы и их классификация. Характер. Способности личности и их роль в познании, обучении и деятельности. Генетическая детерминация развития личности и ее биологический фундамент (темперамент, половые и возрастные особенности, уровни развития и виды способностей). Понятие о темпераменте. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности, свойства нервной системы и темперамент (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын).
Социальная обусловленность развития личности и роль семьи в ее становлении. Содержание социализации личности.
Лекция 3. Общение в группе
Общение и его структура. Перцептивная сторона общения. Общение как понимание людьми друг друга и причинная интерпретация поведения другого человека. Психологические механизмы восприятия человека человеком. Интерактивная сторона общения и формы межличностного взаимодействия (конкуренция, кооперация, компромисс, однонаправленное содействие и т.д.).Вербальные средства общения. Невербальные компоненты общения (кинесика, просодика и экстралингвистика, такесика, проксемика) и их функции в общении.
Группа как общность индивидов, находящихся в постоянном взаимодействии (личностном, деловом, информационном). Основные социально – психологические характеристики группы: социально-психологический климат, уровень сплоченности, система коммуникаций, лидерство и ценностно-ориентационное единство. Социально – психологические процессы в группе: адаптация, идентификация, интеграция, коммуникация, социальное сравнение и оценка. Виды групп по Г.М. Андреевой и В.А. Петровскому. Референтная группа.
Тематика контрольных работ
Тема 1. Предмет психологии
Задание 1. Проверьте знание конкретного материала
1.1. Психология - это наука, которая изучает:
а) настроение индивида;
б) духовные качества индивида;
в) изучает закономерности функционирования и развития психики.
1.2. Психика – это …
а) субъективный образ объективного мира
б) объективный образ субъективного мира
в) объективный образ объективного мира
1.3. Биопсихизм утверждает, что психика – это свойство …
а) организмов, имеющих нервную систему
б) всей природы
в) живой природы
Задание 2. Объясните, почему...
2.1.В развитии психологии как науки огромную роль сыграла философия. Почему?
2.2. В современной психологии широко используются психологические тесты, изучающие характер, способности, умения и навыки, представляющие собой бланк с вопросами, на которые необходимо ответить либо утвердительно, либо отрицательно. Редко используются проективные тесты. Почему?
2.3. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Почему?
Задание 3. Заполните пропуски в следующих фразах
3.1. Интроспекция или ... была исторически первым и основным методом исследования в психологии в течение почти целого столетия.
3.2. Панпсихизм утверждает всеобщую одухотворенность …, т.е. всему миру присуща психика (и камню в том числе).
3.3. Психическое отражение – это … отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями.
Задание 4. Подберите примеры
4.1. Метод наблюдения в психологии представляет собой внутреннее и внешнее наблюдение. В первой половине XX века для научного исследования таких явлений и процессов, за которыми ни изнутри, ни извне наблюдать нельзя, был придуман еще один вид - наблюдение включенное.
4.2. Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением психических явлений и объяснением человеческого поведения. Таких дисциплин насчитывается около 20.
4.3. Среди факторов, оказавших огромное влияние на развитие психики, выделяются как объективные, от человека не зависящие, так и субъективные.
Задание 5. Прокомментируйте:
5.1. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает.
5.2. Хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы на протяжении тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.
5.3. Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность.
Задание 6. Составьте системообразующую таблицу по отраслям современного психологического знания
Отрасль психологии | Предмет анализа | Методы изучения |