Но не давайте им, однако
Дети – наше будущее
Секция Педагогики
Кашинина Юлия Александровна
ФГОУ СПО «Канский политехнический колледж»
Научный руководитель Перепечко Ольга Сергеевна
Дети – цветы жизни
Но не давайте им, однако,
Заранее распуститься!
Воспитать умного и активного ребенка – первостепенная задача не только родителей, но и всего общества. Они будут олицетворять будущее поколение нашей нации.
В наше время мы всё чаще и чаще сталкиваемся с детской жестокостью, которая с возрастом переходит во взрослую агрессию.
Цель исследования: определить источник возникновения агрессии у детей.
Гипотеза работы звучит следующим образом: «Отрицательное поведение проявляется у тех детей, которым не уделяется должного внимания со стороны родителей и педагогов, общества и государства в целом».
Объект исследования: дети в возрасте от 4 до 10 лет, посещающие ДОУ и СОШ. В исследовании участвовали родители и педагоги 5-ти начальных школ города, 10-ти детских садов. В результате наблюдения были выделены первые признаки агрессии в обществе у детей в возрасте 4-5 лет за игрушку, за внимание воспитателя, за самоутверждение. Такая агрессия у детей из семей, где воспитание находится на втором плане, а главное материальное состояние семьи. Ближе к 8-9 годам агрессия увеличивается и превращается в жестокость и неповиновение. Дети стремятся к полной самостоятельности и бесконтрольности со стороны взрослых.
В результате наблюдения выделили группу детей с нормальным поведением в обществе и группу детей с негативным поведением. Количество участников наблюдения более 450 дошколят и 315 школьников, продолжительность 3 года. В общем количестве исследуемых определилось 37,3% открытого негативизма, из них в возрасте 9-10 лет 12,5% жестокости.
Причины:
1. отсутствие авторитета в семье.
2. занятость родителей личными делами.
3. полная свобода.
4. полный доступ и откровенность в СМИ.
5. доступность слабая цензура интернет-источников.
6. низкий доход в семье.
7. неполные семьи.
8. безответственность родителей.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап-анкетирование детей с целью формирования количества агрессивных.
Второй этап-анкетирование родителей и педагогов с целью определить приоритетные направления в воспитании.
В процессе исследования хочется отметить, что выделяется несколько главных мотивов возникновения у детей отрицательного поведения – это борьба за внимание, борьба за самоутверждение, месть и потеря веры в собственный успех. В любом случае серьезные нарушения в поведении ребенка – это сигнал о помощи.
Существует несколько периодов формирования личности ребенка. I этап – рождение, знакомство с миром. На этом этапе ребенок впитывает «как губка» все новое. Поэтому именно на этом периоде необходимо заложить в его психологию все самое лучшее. II этап – упрямство. С 2-х лет ребенок может сказать «нет» и перестать слушаться. Он начинает определяться, стремиться к самостоятельности. Это первое начало проявления «детского негативизма». Но до 6-ти лет не представляет опасности, если родители и педагоги не потакают капризам ребенка, но считают его личностью, помогают в освоении окружающего мира, но не дают полной самостоятельности. В противном случае, из ребенка получится непослушный и жестокий человек. III этап – период полового созревания. Если момент воспитания упущен, на этом этапе перевоспитать невозможно.
По результатам опроса выяснилось, что 46% детей ведут себя плохо (из них 20% школьники). Для 32% распространенным наказанием считается «угол», 30% – родители устраивают скандалы, 20% наказываются физически. Далее 42% проявляют жестокость в школах и на улицах. На самый главный вопрос «почему ведешь себя агрессивно» ответили: 24% - не хочу быть хорошим, 22% - просто не знают почему они это делают, 12 % - просто нравится так вести себя плохо. Задумайтесь над этими цифрами!
Проанализировав экспертный опрос, получили следующие данные: оказывается физическое наказание, как меру воспитания выбирают 33% родителей, не реагируют вообще на детей - 18,5%, и только 25,9% родителей пытаются воспитывать детей в мире, спокойствии, любви, счастье, объясняя при этом как надо себя вести. 37% родителей и педагогов считают, что детям не хватает общения со сверстниками, 7,4% - не хватает любви, 48,2% думают, что их «дитё» умное и воспитанное и только 7,4% признались, что их дети грубые и невоспитанные. Во взаимоотношениях между взрослыми и детьми 37% хотят от детей полного послушания и только для 29,6% важно, чтобы дети прислушивались к мнению взрослых и пытались высказать свое мнение.
|
Запреты. Естественное наказание. Физическое наказание.
И наконец, светлое ощущение жизни очень важно в этот период развития ребенка. Такие качества, как оптимизм, инициативность, мужество, жизнерадостность требуются ребенку, чтобы позднее умело выстроить и наладить свою жизнь.
В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что все-таки первые шаги негативного поведения идут из семьи, а потом от общества.
До десяти лет родители должны постоянно участвовать в воспитании ребенка, уделять много времени и внимания, сотрудничать с педагогами. Именно такая взаимосвязь залог успеха.
Но и нельзя безгранично доверять ребенку и позволять полную свободу действий. Проблема неполных семей и низкого дохода в семье ведет к самоутверждению ребенка, при котором он проявляет качества агрессивного лидера или «затравленного существа».
Источники СМИ и интернет сегодня легко доступны для детей. Открытость и безконтрольность информации этих ресурсов позволяет впитывать жестокость, безнравственность, безграмотность.
И самая главная причина – это незанятость детей дополнительным образованием. Именно дополнительное воспитание и контроль помогают ограничить детей от жестокости общества. Здесь они впитывают не только культуру, но и традиции нашего государства.
Необходимая поддержка со стороны государства:
· Развитие системы дополнительного образования (центры технического творчества, музыкальные и художественные школы, экологические кружки, станции Юнатов, ДЮСШ, эстетическое воспитание);
· Введение ограничения вульгарной и жестокой информации в СМИ и интернете;
· Жесткие меры за безответственность родителей в воспитании своих детей;
· Помощь и поддержка талантливых и одаренных детей.
Лишь немногих избранных природа наградила свойством в любой ситуации сохранять хорошее расположение духа. Все остальные должны стараться воспитать в себе это качество. Нельзя показывать детям свою агрессию и жестокость. Не забывайте, дети учатся у взрослых.
Уделяйте больше времени детям, учитесь их понимать и помогать им. И скажем «ДА» не только своим детям, а всем детям: большим и маленьким, послушным и непоседам, смышленым и тугодумам, всем-всем, без кого наш мир и наше существование было бы невозможным!