К концу XVI в. образованность становится достоянием не только
Семейное воспитание
Главным очагом воспитания и обучения всех сословий в Киевской Руси оставалась семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. В семье передавались наследственные знания и навыки ремесел и промыслов.
Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, научения правилам общежития.
Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности Устав Ярослава Мудрого, составленный в 1051-1053 гг. первый кодекс семейного права. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов: охрана чести и достоинства женщины-матери; повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье; создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полусиротства.
Обучение
Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, увеличением числа грамотных людей.
Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киеве (X в).
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 г.
Школа, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.
На протяжении X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме и т. д.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). Поначалу устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь.
Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Обычно обучение начиналось с 7 лет. Родители платили за обучение (давали «мзду»).
Школы учения книжного носили элитарный характер; учениками обычно были выходцы из высших сословий. «Учение книжное» давало
элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и
счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, о природе.
Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом использовались особые дощечки, на которых вырезалась азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту.
Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, к примеру, «Изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давался материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.
На протяжении X-XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе.
В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился.
3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В МОСКОВСКОМ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ ДО XVII В.
XIV-XVI вв. непосредственно связаны с многовековой борьбой русского народа за свою государственность и национальную независимость.
Опустошительные набеги монголо-татар, иноземный гнет, непрерывные
оборонительные войны отрицательно сказались на судьбах просвещения.
Страдали города – очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубно сказалась феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу XVI в.
В главные средоточия культуры, книжности и образованности превратились монастыри. Они находились в лучших условиях, так как церковь была освобождена от повинностей и выплаты дани в Орду.
Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия.
Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной, жизни осуществлялась вне школы.
Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками.
Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию.
Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у «мастера грамоты».
Главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не
научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии, усвоение правил ведения домашнего хозяйства.
Система специального повышенного образования до XVII столетия практически отсутствовала. На государственной службе находилось ограниченное число людей, от которых требовались особые знания (медики, переводчики, архитекторы). Их обычно приглашали из-за границы. Самым образованным сословием было духовенство. В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование.
По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам, монахи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уделять чтению и переписке книг.
Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: «Пчела» (XIV-XV вв.), «Домострой» (XV-XVI вв.), «Послание Геннадия» (1550) и др.
Так, в «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила
жизни: «Копающий яму под ближним своим – упадет в нее», «Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага», «Всем угождать – зло», «Уча – учи поступкам, а не словам», «Учение имеет корень горький, а плод сладкий» и пр.
Одной из вершин педагогической мысли того времени, несомненно,
был «Домострой», написанный живым и образным разговорным языком, обработанный и дополненный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного – Сильвестром. В «Домострое» три основные части:
1. в первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Задача нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей;
2. вторая часть, посвященная семейным отношениям, включает специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только затем ставится задача об обучении грамоте, книжным наукам;
3. третья часть «Домостроя» посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.
В XV в. возникла теория «третьего Рима», согласно которой Москва объявлялась наследницей Западной и Восточной Римских империй.
Единственным хранителем подлинной веры, культуры и образованности объявлялись Москва и русская православная церковь.
Между тем в XVI в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. В этих условиях росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Во второй половине XVI в. наметился известный прогресс в овладении западнойобразованностью, главным образом, среди духовного сословия. Возможность обучаться греческому и латинскому языкам получили боярские дети. Первая школа с западно-европейской программой, где обучали и латыни, открылась в Москве в конце XVI в. при лютеранской церкви немецкой слободы.
Во второй половине XVI в. обозначился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551) постановил «учинити училища» в домах священников, дьяконов и дьячков. В Москве и других исконно русских городах, а также во вновь завоеванных землях (Казань, Астрахань) при монастырях открывались школы грамоты.
Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки.
Основоположником отечественного книгопечатания явился выдающийся просветитель Иван Федоров(1510-1583). «Азбуками» Федорова могли пользоваться дети и взрослые. В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и аз буки мастеров грамоты.
К концу XVI в. образованность становится достоянием не только
знати и духовенства, но и зажиточных городских слоев. Основная масса населения оставалась, однако, невежественной. Повсеместное невежество становилось все более нетерпимым. В нем видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. В русском обществе созревало понимание того, что собственными педагогическими силами нельзя радикально улучшить состояние просвещения.
Начавшиеся в XVII в. позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. В целом в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты» при монастырях и церквях.
Школы братств. Западные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) понимали основную функцию просвещения как служение укреплению православной веры и церкви. В братствах создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие, такие как Киево-Могилянская академия. Средние школы имели богословский характер и исполняли роль духовных семинарий.
Школы братств являлись общественными, а не частными или семейными. Жизнь братских школ была религиозно-церковной. Обязательно соблюдались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и «семи свободных искусств», трактовавшихся с позиций православия. Заботясь о повышении образованности своих членов, братства приобретали книги.
Наибольшего развития достигла школа Львовского братства, которое в пору своего расцвета снабжало учителями другие братские школы. Ее выпускником был и Петр Могила, основавший в 1615 г. школу в Киеве и впоследствии преобразовавший ее по типу иезуитских коллегий в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Для преподавания различных наук в академии он вызвал из львовской школы православных учителей. Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором учились 1200 человек и было 3 отделения: младшее, среднее и старшее. Много внимания уделялось философии, богословию, юридическим наукам. Выпускники получали образование на уровне западно-европейских схоластических стандартов.
В 40-х гг. XVII в. Ф.М. Ртищеву было поручено основать при Андреевском монастыре школу по типу украинских училищ. Школа ориентировалась в образовании на греческую школьную традицию. В содержаниеобучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие.
Первой государственной школой повышенного образования со значительным числом учащихся была Типографская школа, основанная в 1681 г. иеромонахом Тимофеем. Ей были отданы палаты при Печатном дворе. В младшем классе учились по азбуке (50 человек в первый год работы), в старшем – по Псалтыри (10 человек в первый год работы). Со временем школа превратилась в своеобразное учебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.
Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г. греческими монахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типук западно-европейским университетам. Первыми посещать ее начали старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря.
Границы между средними и высшими школами в России в XVII в. были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.
В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное за-
ведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Она была организована по образцу Киевской. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий.
Обучение начиналось с подготовительного класса – славяно-российской
школы, где учили азбуке, Часослову, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в «школу греческого книжного учения», затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом, и на латинском языках. Учебники по этим предметам были составлены братьями Лихудами, которые следовали западно-европейским образцам.
Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия.
Во второй половине XVII в. определились четыре основных подхода к
воспитанию и обучению: «латинофильский»; византийско-русский; славяно-греко-латинский; старообрядческо-начетнический.
По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили названия западников и славянофилов.
Сторонники «латинофильского» подхода – Симеон Полоцкий (1629-1680) и Сильвестр Медведев (1641-1691) видели в латыни источник светской культуры и образованности Запада.
Мир видится Полоцкому книгой, написанной Богом. Задача наставника – научить читать эту книгу. Полноценное обучение, по Полоцкому, следует осуществлять на латинском, греческом, и родном языках.
Византийско-русский («грекофильский») – Епифаний Славинецкий (1600-1675), Федор Ртищев (1625-1673), Карион Истомин (1650-1717).
Славинецкий полагал, что ориентация на греческую культуру и образованность послужит укреплению православия, и выступал против изучения латыни как транслятора еретических взглядов.
Славинецкий настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного.
Славяно-греко-латинский – Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды, греческие монахи, деятельность которых оказалась своеобразным компромиссом между этими двумя подходами.
Старообрядческо-начетнический – протопоп Аввакум (1621-1682).
Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинствами русской педагогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внимание к воспитанию «мужества, мудрости, правды и целомудрия».
4. РОССИЙСКИЕ РЕФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ XVIII В.
В начале XVIII в. в стране появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность:
– школа математических и навигационных наук (1701);
– пушкарская школа (1701);
– хирургическая школа (1707);
– инженерная школа (1712);
– артиллерийская школа (1712);
– горные школы при заводах (1719, 1721).
Помимо общего образования, в них готовили и по конкретным профессиям – моряка, писаря, инженера. Одновременно создаются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 г. принимается указ об открытии цифирных школ для обучения грамоте, письму и арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Зачислялись дети всех сословий, за исключением детей крепостных крестьян.
В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при Академии создается два учебных заведения – университет и гимназия.
С 1758 г. руководить работой университета и созданной при нем гимназии стал Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765). Его деятельность была многогранной: составил устав гимназии, регламентирующий ее внутренний распорядок, правила поведения гимназистов, разработал учебный план, подготовил и издал ряд учебных пособий по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам: «Риторика» (1748) – первый научный труд по грамматике русского языка, «Российская грамматика» (1755) – первая в России хрестоматия мировой литературы, «Древняя российская история» (1755) и др. Однако деятельность Ломоносова натолкнулась на мощное противодействие иностранных профессоров, засевших в Академии. Возобладала точка зрения, что в Петербурге университет «не надобен», лучше готовить своих студентов и профессоров за рубежом или приглашать иностранных. Ни университет, ни гимназия не стали центрами подготовки кадров.
Университет был открыт в Москве в 1755 г. При университете функционировали две гимназии – для дворян и разночинцев. Ломоносов ввел классно-урочную систему преподавания в академической и университетской гимназиях, установил принципы и методы обучения.
Московский университет отступил от западно-европейской традиции: в его структуре отсутствовал богословский факультет. При открытии в университет было зачислено 100 студентов. Отсутствие преподавателей, неопределенность программ обучения, чтение лекций профессорами-иностранцами на латыни или новых языках привело к тому, что в университет дворянство шло неохотно, предпочитая военную карьеру. Понадобилось 50 лет, чтобы университет встал на ноги.
Во второй четверти XVIII в. процесс реформирования образования шел
крайне противоречиво. Поскольку Россия постоянно вела войны, потребность в подготовке офицеров для армии и флота была велика. Первые военные учебные заведения появляются в России в первой половине XVIII в.
В 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха создается первый в стране кадетский корпус, больше известный как Сухопутный шляхетский корпус.
В 1752 г. в Санкт-Петербурге открывается Морской кадетский корпус.
Особое место среди военных учебных заведений занимал Пажеский корпус (1759), постепенно превратившийся в элитарное учебное заведениедля детей высшей дворянской знати, готовивший придворных пажей и камер-пажей. Создавая кадетские корпуса, правительство шло навстречу дворянству, которое в числе других привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. Поскольку первоначально кадетские корпуса готовили не только военных, но и гражданских чиновников, помимо военных предметов в них изучались политические и юридические науки, языки, риторика, живопись, этикет. Только к первой половинеXIX в. они превращаются в военные учебные заведения, где воспитанникиполучали общее среднее и специальное военное образование.
В эпоху правления Екатерины II (1762-1796) предпринимается попытка создания государственной системы образования. План создания в России государственной системы образования Екатерина II поручила Ивану Ивановичу
Бецкому(1704-1795).
Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), в которомизложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся подвлиянием идей французских просветителей (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций). Суть концепции заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважениек существующему правопорядку, трудолюбие. Носителем этих качеств должен быть воспитатель, к выбору которого следует предъявлять самые суровые требования. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.
И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения
«новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70-х гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 17-20 лет. При открытии учебных заведений власти строго придерживались сословного принципа. Кадетские корпуса, пансионы предназначались для дворян, воспитательные дома, училища (коммерческие, художественные, театральные и др.) – для лиц третьего сословия.
Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения – Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен в 1764 г. Через год по предложению Бецкого было открыто отделение для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на четыре класса (уровня).
В младшем классе (6-9 лет) обучались русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.
Во 2-м классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись история и география.
В 3-м классе (12-15 лет) вводилось изучение «словесных наук», подразумевающее чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным образом на французском языке.
В 4-м классе (15-18 лет) предусматривалось обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное воспитание, которое подразумевало «усвоение светских добродетелей, кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия». Важное место занимало физическое воспитание, предусматривавшее привитие навыков гигиены, здорового образа жизни, умеренности во всем.
Для проверки успехов учениц устраивались экзамены. Наиболее отличившиеся воспитанницы награждались.
В 1782-1786 гг. в России осуществляется школьная реформа, основная цель которой – открытие учебных заведений для третьего сословия. В целях подготовки реформы создается Комиссия об учреждении народных училищ.
Деятельное участие в работе комиссии принял Федор Иванович Янкович де Мариево(1741-1814).
Главными направлениями реформы считал устройство системы народных училищ, подготовку учителей и издание хороших учебников. Первоначально предлагал создать три типа народных школ (малые, средние и главные). Однако от средних типов школ отказались после эксперимента, проведенного в Петербурге и губернии. Реформа утвердила школьную систему в виде главных училищ (в каждом губернском городе), малых училищ (в уездных городах и селах) и средних училищ (которые позднее, после эксперимента, были упразднены). Янкович принял активное участие в создании учебников для народных училищ. Им были изданы «Букварь», «Всемирная история», подготовлены географические и исторические карты, атласы, наглядные пособия, он ввел в русской школе использование доски и мела, совместно с русскими педагогами составил «Руководство учителям первого и второгоклассов народных училищ Российской империи».
В этот период российская школа получает первые учебники.
Основным учебным пособием для российских учебных заведений стала книга «О должностях человека и гражданина ...» (1783), в которой излагается государственная позиция на воспитание учащихся. Книга имела два варианта: для учителей и учащихся.
Во введении к учебнику цель воспитания определялась как достижение человеком благополучия, возможного лишь при верноподданническом отношении к самодержавию, преданности своему сословию, христианской добродетели, телесном здоровье и трудолюбии.
5. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XIX – XX В.
Реформа образования 1802-1804 гг. определила структуру образования страны. Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (Тарту) — с университетом во главе каждого из них.
Все звенья народного образования находились в вертикальной зависимости, перед ними в качестве основной задачи ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения. Приходское училище — обучение рассчитано на 1 год (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика).
Уездное училище — срок обучения 2 года, для детей непривилегированных слоев населения, основная задача — подготовка к поступлению в гимназию.
Гимназия — обучение 4 года. Цель — подготовка к поступлению в университет (особенность — отсутствие Закона Божьего и русского языка, в 1819 г. введено чтение Священного писания). Осознание необходимости иметь элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени привело Александра I к идее создания специального учебного заведения для детей высшего дворянства (указ о создании лицея— 12.08.1810 г.). В своих правах лицей был приравнен к университетам. 1828 г. — принят устав о начальных и средних школах, в нем подтверждалась существовавшая трехуровневая система образования и провозглашался принцип «Каждому сословию — свой уровень образования». Приходские училища — для низших сословий, уездные училища — для купцов, ремесленников и прочих городских обывателей, гимназии— для дворян и чиновничества.
В 1864 г. — реформа системы начального и среднего образования. Уставом средних школ отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. В 1864 г. были организованы гимназии двух видов: классическая, где изучались два древних языка, один современный и русский и др., и реальная с изучением двух современных языков, русского языка и других предметов. К важным школьным реформам 60-х гг. XIX в. следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе. В 1872 г. появился новый тип учебного заведения — реальные училища, в которых практиковалось семилетнее обучение. В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразовывались уездные училища и на их базе создавались двухклассные начальные училища (с 5-летним сроком обучения) и городские училища (с 6- летним сроком обучения). Самым распространенным типом начальной школы оставалась церковно- приходская школа (курс обучения 2 года).
Поиск «самобытного» просвещения разделил русскую интеллигенцию 1840-х гг. на два лагеря: славянофилов и западников. Славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев) выдвинули и активно отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности национальные черты характера и общечеловеческие качества. Они ставили своей задачей согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями в области просвещения, размышляли над проблемой взаимообогащения западной и национальной педагогических традиций. В основании народного, национального воспитания славянофилы видели религиозность, нравственность и любовь к ближнему.
Видевшие в европейской педагогике пример для изучения и освоения, западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, В. Ф. Одоевский, Н. П. Огарев) выступали за развитие русской педагогики по исторически отработанным в Западной Европе моделям, выступали против сословно- крепостнических традиций воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Иначе трактовали присущие народу лучшие черты, сделав упор на стремлении русского человека к социальным переменам, и предлагали поощрять такое стремление путем воспитания.
2. В XIX в. шел процесс становления отечественной педагогической науки, формирования различных педагогических направлений и теорий. Значительным в этот период оказался вклад общественной мысли в развитие просветительских идей.
Н.И. Пирогов в своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающего обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке. Ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин.
Среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям, бытовавшим в современных ему школах.
Педагог и просветитель Николай Федорович Бунаков (1837–1904) был теоретиком и практиком народной школы, создал ряд учебников для начальной школы. Главную задачу начального школьного образования он видел в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необходимо усилить реальный компонент содержания образования детей.
Просветитель, общественный деятель, педагог Василий Яковлевич Стоюнин (1826–1888) создал работы по истории педагогики и образования: «Развитие педагогических идей в России в XIX в.», «Воспитание русской женщины», «Из истории воспитания в России в начале 19-го столетия», «Наша семья и ее исторические судьбы». В воспитании ребенка он призывал ориентироваться на высокие идеалы и истинную нравственность, присущие русскому народу, считал, что в практике обучения сильно влияние западной методики и это негативно сказывается на преподавании русской истории, родного языка и литературы. Одно из видных мест в теоретическом и практическом наследии педагога занимает вопрос женского воспитания. По мнению В.Я. Стоюнина, современной ему семье недостает образованной и нравственно чистой матери, которая могла бы понять новые, лучшие стремления своих детей.
Педагог Василий Васильевич Розанов (1856–1919) выступал за необходимость создания подлинно русской национальной школы, основанной на культурных традициях народа. Вместе с тем он был далек от узко- национальной трактовки роли школы и отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании личности.
Биолог, общественный деятель, педагог и просветитель Сергей Александрович Рачинский (1833–1902) создал религиозно-педагогическую концепцию сельской народной школы, основанной на глубоко национальных традициях православной духовности. С.А. Рачинский полагал, что для русского народа приоритетным является нравственное воспитание, поэтому в сельской школе необходимо закладывать основы целостного и гармоничного мировосприятия, базирующегося на ценностях христианства и гуманизма. Педагог считал недопустимым давать в сельской школе слишком большой запас сведений; по его мнению, центром обучения должно стать сообщение школьникам практических знаний.
Философ, писатель, просветитель, педагог Лев Николаевич Толстой (1828– 1910) видел идеал воспитания в развитии духовного, нравственного, творческого, деятельностного человека. Для этого, говорил он, каждая школа должна стать «лабораторией творческого труда учителей и учащихся», и «только на этих фактах, наблюдениях и выводах, а не на кабинетных теориях может построиться здание нашего будущего народного образования». В трактовке развития человека, взаимосвязанного с эволюцией культуры, Толстой использовал понятие деятельности и сформулировал гипотезу о том, что сознание ребенка формируется в результате всестороннего раскрытия всех его творческих сил, личностных свойств в различных видах совместной деятельности учителя и ученика. Л.Н. Толстой отмечал, что традиционные авторитарные обучение и воспитание тормозят творческое развитие детей и приводят к тому, что «все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то другим полуживотным способностям – произносить звуки независимо от воображения, считать числа сразу воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-нибудь образы; одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием – страх, напряжение памяти и внимание». В философско-педагогических взглядах Л.Н. Толстого видное место занимала проблема свободы в воспитании и образовании детей. Мысли великого педагога о свободе ребенка в процессе обучения и воспитания явились протестом против существовавшей казенной практики русского и зарубежного образования. Свободное воспитание, по Толстому, это воспитание, представляющее собой процесс создания благоприятных условий, способствующих созреванию личности воспитанника и развитию его природных задатков. По мнению Толстого, свободное воспитание будет содействовать развитию природных задатков ребенка и поможет ему самостоятельно выработать нравственные убеждения. Вместе с тем он подчеркивал, что «свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя». В трактовке Толстого свобода в воспитании находится в зависимости от высших религиозных и нравственных ценностей. Религия и нравственность должны быть усвоены учащимися как два главных предмета преподавания. Л.Н. Толстой в качестве основы воспитания выдвигал принцип служения добру и самосовершенствования. По мнению педагога, задача воспитания состоит в том, чтобы воспитывать детей применительно не к настоящему, а к будущему, лучшему состоянию человеческого рода, поэтому главное в воспитании ребенка – развивать духовные его силы, «освобождая от поверхностного, условного». Учить воспитанника жизни – значит помочь ему построить себя как личность в согласии с совестью и разумом, свести до минимума расхождения между словом и делом, добиться, чтобы активная жизненная позиция стала нормой жизни.
В 1860-е гг. разворачивается деятельность основателя русской школы научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). К.Д.Ушинский положил начало разработки научной теории как системы взаимообуславливающих идей и принципов, объясняющих связи педагогических явлений и процессов, - теории, основывающейся на комплексном анализе психологических процессов и деятельностей и не знающей противоречащих ей фактов. Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возраста усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Место родного языка в воспитании и обучении детей К. Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. К. Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове. Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. Необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им н