Локк оставил в истории мировой психологии глубокий след, только после Локка эмпирическая линия становится одним из систематически развиваемых направлений не только в Англии, но и за ее пределами.

Первоначальный импульс рационалистических учений был так плодотворен, что уже в первой половине 18 века возникла необходимость оценки и осмысления достигнутых результатов, замедлившая на непродолжительное время темп появления новых теорий. Но уже вторая половина 18 века была отмечена новым взлетом теоретической мысли, связанным с утверждением в обществе идеи исторического прогресса и появлением диалектического метода в философии. С системных позиций сущность диалектики заключается в подчеркивании временного (темпорального) аспекта любой системной связи, динамики изменений этой связи с момента ее появления в системе до исчезновения. Идея динамической связи явлений характерна для большинства мыслителей второй половины 18 века, работавших в различных областях науки.

Во Франции эта идея вплетается в общую канву эпохи Просвещения и приобретает социально-психологический и политический характер. В Германии она получила более глубокое философское развитие, у истоков которого стоят работы Канта, показавшие несостоятельность построения логических систем мышления и сознания на основе только статических, неизменных связей между их элементами. Некоторые частные случаи образования динамических связей в деятельности человека исследовали младшие современники Канта - Фихте и Шеллинг. Но свою философскую завершенность диалектика получила в фундаментальной системе Гегеля, которая, подобно системе Аристотеля в античный период, стала вершиной развития мысли в русле рационалистической философии.

Контрольные задания и вопросы

Расскажите об общих закономерностях развития психологических знаний в античности и в Средние века.

Какие дополнения внес Фома Аквинский в учение Аристотеля о душе?

Что нового внес в психологию Николай Кузанский Декарт?

В чем заключалась предложенная Р. Декартом концепция рефлекторной деятельности ?

В чем заключались основные положения учения Дж. Локка?

Расскажите о психологических концепциях, развивающихся с началом Нового времени.

Рекомендуемая литература

30. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 2 - М.: Мысль, 1978.
31. Декарт Р. Страсти души //Сочинения в 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1989.
32. Всемирная история Т.3. – М., 1956.
33. Егер О. Всемирная история в четырех томах. Т.3. Новая история. – М.: Акт, 2000.
34. Лейбниц Г.-В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1 - М.: Мысль, 1982.
35. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1985.
36. Монтескье Ш.Л. О духе законов. // Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1970.
37. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
39. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.
40. Фома Аквинский. Сумма теологии. // Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1969.
41. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Мысль, 1993.
42. Энциклопедия истории психологии. Т.1 - М.: Школьная книга, 2001.
43. Энциклопедия истории психологии. Т.2 - М.: Школьная книга, 2003.
44. Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998.
45. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

ГЛАВА 4

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУКИ

В НОВОЕ ВРЕМЯ

Эпоха классической науки И. Ньютона

В одной из своих последних работ, посвященных истории создания общей теории систем, основатель этого научного направления Людвиг фон Берталанфи заметил, что проблемы, с которыми ученые наших дней сталкиваются в связи с понятием “система”, “являются лишь современным выражением проблем, столетиями стоявших перед учеными и обсуждавшимися каждый раз на соответствующем языке”. Если мы хотим верно представить и оценить современный системный подход, по мнению другого основателя системной методологии У. Р. Эшби, саму идею системности имеет смысл рассматривать не как порождение преходящей моды, а как явление, развитие которого вплетено в историю человеческой мысли. Действительно, представление о всеобщей взаимосвязи явлений природы, их подчиненности универсальным законам со времен античности составляло существенную черту рационалистической философии. Античности же принадлежит и сама идея системности, нашедшая свое отражение в известном тезисе Аристотеля о том, что целое больше суммы частей, его составляющих.

Вместе с тем, развитие представлений о внешнем и внутреннем мире, многократно переплетаясь в каждой культуре, подчинено характерным закономерностям. Можно заметить, что на каждом цикле развития, формирование естественнонаучных представлений об организации внешнего материального мира, как правило, предшествует и в определенный момент опережает формирование представлений о жизни индивидуальной души и структуре общественных отношений.

Так, например, начало философского периода античности было связано появлением Ионической школы натурфилософии, сконцентрировавшей свое внимание на поиске первоэлементов всего сущего (Фалес, Анаксимен, Гераклит) и утверждении естественного происхождения материального мира и его жизненных форм (Анаксимандр, Эмпедокл). Идеи первых натурфилософов оказали значительное влияние на всю последующую античную науку, включая и психологию. В классическую эпоху 5-4 вв. до н.э. появление атомистических идей Левкиппа и Демокрита также предшествовало расцвету психологии в Афинской школе и стало естественнонаучным основанием для некоторых из ее направлений (Эпикур). Равновесие естественнонаучного и гуманитарного знания становится реальностью только в эпоху эллинизма и вновь нарушается с началом общего упадка античности, когда естественные науки угасают первыми, а умирающее сознание общества погружается в поиск нравственного смысла своего существования.

Еще более наглядно стимулирующая роль естественных наук выступает в эпоху Нового времени. Начало освобождения научной мысли после длительного периода господства теологического сознания, прежде всего, проявляет себя в небывалом прогрессе физики, астрономии и биологии. В 16 и начале 17 веков, когда взгляды на природу и функции души еще не выходят из русла теорий Аристотеля и Фомы Аквинского, сознание Европы потрясают следующие одно за другим открытия Николая Коперника (1473 - 1543), преложившего гелиоцентрическую картину мира; Джордано Бруно (1548 - 1600), утверждавшего бесконечность Вселенной; Галилео Галилея (1564 - 1642), открывшего ряд важнейших физических законов и изобретшего такие необходимые приборы как термометр, маятниковые часы и рефракторный телескоп. В эти же годы Андрео Везалий открывает большой и малый круги кровообращения, а его ученики Фаллопий, Евстахий и др., впервые с античных времен, составляют объективное представление о строении человеческого тела.

Вскоре естествознание обогащается новыми открытиями (Кеплера, Роберта Гука, Христиана Гюйгенса, Блёза Паскаля и др.), знаменующими становление совершенно нового научного взгляда на окружающий мир, разительно отличающегося не только от мистических воззрений средневековья, но и противостоящего основанным на умозрительных построениях, а потому столь часто спекулятивно-фантастическим взглядам античности.

Итогом этого чрезвычайно плодотворного периода становится качественный скачок в естествознании, связанный с построением гениальным английским физиком и математиком Исааком Ньютоном новой научной системы, получившей в последствии название классической физики. Работы Ньютона восхитили и поразили современников, о чем говорит, например, эпитафия на его величественной гробнице в Вестминстерском аббатстве: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который с почти божественной силой разума первый объяснил… пути комет и приливы океанов… исследовал различия световых лучей… о которых прежде никто и не подозревал… Да возрадуются смертные, что среди них жило такое украшение рода человеческого».

Наши рекомендации