Перечень программно-информационных источников
Сайты:
Учительская газета http: // www.ug.ru
Российская газета http: // www.rg.ru
РИА Новости http: // www.rian.ru
Все образование http: // www.alledu.ru
Первое сентября http: // www.1september.ru
Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru
Российское образование http: // www.portal.edu.ru
Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib
Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru
Модуль 5. Учебно-методические указания и рекомендации
Распределение аудиторной и самостоятельной работы
По семестрам
Виды учебной работы: Курсовая работа - Ку/р; Курсовой проект - К/пр;
Расчетно-графические задания - РГЗ; Контрольные работы - КР;
Реферат - Р; Другие виды самостоятельной работы - Д.
Формы промежуточного (итогового) контроля (по УП): Собеседование - С; Зачет - З; Экзамен - Э.
Сем | Название дисциплины в семестре | За-чет-ных еди- ниц | Кол- во ча- сов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы контроля | |||||||||||||
Всего | Л | ЛР | ПЗ | Ку/р | К/пр | РГЗ | КР | Р | Д | Э | З | С | |||||||
050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки – начальное образование, шифр плана 050100.62-П1-12 | |||||||||||||||||||
Педагогика | |||||||||||||||||||
Педагогика | + | ||||||||||||||||||
Итого: | |||||||||||||||||||
Учебно-методическая карта дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Л | ЛР | ПЗ | С | Форма контроля |
5. | Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики | Опрос на практическом занятии, проверка выполнения практических заданий | ||||
6. | Коммуникативная природа педагогической деятельности | |||||
7. | Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности | |||||
Личностное и профессиональное становление педагога | ||||||
Образование как основная сфера педагогической деятельности | ||||||
Всего |
Лекции
№ раздела дисциплины | Тема лекции | Количество часов |
Общая характеристика педагогической профессии | ||
Сущность педагогической деятельности | ||
Общение как основа педагогической деятельности | ||
Спектр педагогических профессий | ||
Профессиональная компетентность педагога | ||
Личность учителя и ее направленность | ||
Профессиональное становление педагога | ||
Педагогическая культура личности учителя | ||
Образовательная политика в России | ||
Современная система образования в РФ | ||
Всего: 24 |
Практические занятия
№ раздела дисциплины | Тема практического занятия | Количество часов |
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе | ||
Гуманистический и творческий характер деятельности учителя | ||
Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека | ||
Особенности педагогического общения. | ||
Конфликты в образовании и способы их разрешения | ||
Особенности педагогической профессии | ||
Учитель в современном учебно-воспитательном процессе | ||
7-8 | Общие и специфические качества, определяющие профессиональную культуру учителя | |
8-9 | Пути овладения педагогической профессией | |
Система отечественного образования: стратегия развития | ||
5-9 | Итоговое тестирование по дисциплине | |
Всего: |
Практическое занятие 1
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя
на современном этапе
1. Общая характеристика понятия «деятельность».
2. Сущность педагогической деятельности.
3. Мотивация педагогической деятельности.
4. Цель педагогической деятельности.
5. Содержание деятельности учителя.
6. Виды профессионально-педагогической деятельности учителя.
7. Функции педагогической деятельности.
8. Стили педагогической деятельности.
Практические задания
1. Охарактеризуйте роль учителя начальных классов в обучении и воспитании школьника, используя примеры из своей жизни или литературных произведений.
2. Из книг Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака и других подберите 2-3 ситуации, которые ярко характеризуют того или иного автора как выдающегося:
а) учителя; б) воспитателя; в) друга детей.
3. Подберите свои аргументы для участия в диспуте: все начинается с учителя – учитель не играет значительной роли в жизни человека.
4. Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого о целях педагогической деятельности.
Деятельность образовывающего, как и образовывающегося имеет одну и ту же цель. Задача науки образования есть только изучение условий совпадения этих двух стремлений к одной общей цели, указания на те условия, которые препятствуют этому совпадению.
(Толстой Л.Н. Полн собр соч. – М., 1936. – Т.8. – С.25)
Сравните эту позицию с современным пониманием целей педагогической деятельности. Чем они различаются?
Литература
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2000.*
2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. –М.: Пед. общество России, 1999. *
3. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов / - М.: «Академия», 2004*
4. Материалы к курсу «Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие (составитель Васильева Т.П.) - Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.*
5. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-мет. пособие для ст-в педвузов. – М.: Академия, 2004