О Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды

Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и крити­ческие возрастные периоды, называя их возрастными кризисами.

Стабильный период

характеризуется тем, что развитие происходит постепенно,

путем накопления малозаметных изменений,

которые в соответствии

с законом перехода количественных изменений в качественные

обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований

в организме и психике человека.

Критические периоды (относительно короткие во временном отношении)

отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. В детском возрасте принято выделять (хронологические границы условны): 1) кризис первого года жизни; 2) кризис трех лет; 3) кризис шести—семи лет; 4) подростковый кризис.

О Развитие человека интенсифицируется при наличии выра­женных перспектив и адекватных условий. Такие перспективы и условия можно и должно создавать. Очень важно при этом учи­тывать положения концепции Л.С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития:

зону актуального развития (это наличествующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний) и

зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которому ре­бенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув кото­рый, он обнаруживает новый уровень горизонта...).

Постановка реальных, достижимых перспектив,

Определение целей, осуществление которых потребует

Приложения усилий, — одна из важнейших задач воспитания

О Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности;

переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности.

Напоминаем,

что к ведущим типам деятельности

в разные этапы возрастного развития ребенка можно отнести:



КГ

эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми

О Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды - student2.ru

орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста

сюжетно-ролевая игра дошкольника


учебная деятельность в младшем школьном возрасте

деятельность общения в процессе обучения, совместного труда у подростков

О Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды - student2.ru

профессионально-учебная деятельность в юности

Смена ведущей деятельности обусловлена

Возникновением новых потребностей и мотивов,

Изменением положения ребенка

В системе его отношений с другими людьми

□ Основные закономерности духовного развития

О Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.

Ш.А.Амонашвили в этой связи пишет: «...Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени — наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции ис­черпывают отпущенный природой на каждую из них лимит вре­мени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически на­совсем и безвозвратно»15.

О Духовное развитие человека во многом обусловлено особеннос­тями его психофизиологического развития, и наоборот.

О Степень духовного развития человека детерминируется широ­той его внешних связей и отношений, многообразием деятельности.

О Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обус­ловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направ­ленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.

♦ ДЕВОЧКА — ДЕВУШКА,

МАЛЬЧИК — ПОДРОСТОК — ЮИОША:

Наши рекомендации