О Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды
Л. С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, называя их возрастными кризисами.
Стабильный период
характеризуется тем, что развитие происходит постепенно,
путем накопления малозаметных изменений,
которые в соответствии
с законом перехода количественных изменений в качественные
обнаруживаются скачкообразно в виде новообразований
в организме и психике человека.
Критические периоды (относительно короткие во временном отношении)
отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии человека. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. В детском возрасте принято выделять (хронологические границы условны): 1) кризис первого года жизни; 2) кризис трех лет; 3) кризис шести—семи лет; 4) подростковый кризис.
О Развитие человека интенсифицируется при наличии выраженных перспектив и адекватных условий. Такие перспективы и условия можно и должно создавать. Очень важно при этом учитывать положения концепции Л.С. Выготского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития:
зону актуального развития (это наличествующие возможности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний) и
зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которому ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта...).
Постановка реальных, достижимых перспектив,
Определение целей, осуществление которых потребует
Приложения усилий, — одна из важнейших задач воспитания
О Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности;
переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности.
Напоминаем,
что к ведущим типам деятельности
в разные этапы возрастного развития ребенка можно отнести:
КГ |
эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми
орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста
сюжетно-ролевая игра дошкольника
учебная деятельность в младшем школьном возрасте
деятельность общения в процессе обучения, совместного труда у подростков
профессионально-учебная деятельность в юности
Смена ведущей деятельности обусловлена
Возникновением новых потребностей и мотивов,
Изменением положения ребенка
В системе его отношений с другими людьми
□ Основные закономерности духовного развития
О Между возрастом человека и темпами духовного развития существует обратно пропорциональная зависимость: по мере взросления человека темп его духовного развития замедляется.
Ш.А.Амонашвили в этой связи пишет: «...Процесс развития тех или иных функций, как и всей системы задатков в целом, ограничен во времени — наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой на каждую из них лимит времени и они, так сказать, выключаются, гаснут практически насовсем и безвозвратно»15.
О Духовное развитие человека во многом обусловлено особенностями его психофизиологического развития, и наоборот.
О Степень духовного развития человека детерминируется широтой его внешних связей и отношений, многообразием деятельности.
О Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.
♦ ДЕВОЧКА — ДЕВУШКА,
МАЛЬЧИК — ПОДРОСТОК — ЮИОША: