Связь педагогики с другими науками

Охарактеризуйте систему пед-их наук: общая пед-ка, дошкольная и школьная педагогика, педагогика высшей школы , социальная и семейная пед-ка; кратко сформулируйте предмет исследования каждой из отраслей педагогики. Раскройте связь педагогики с другими науками.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно- воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выдел-ся 2 уровня : теоретический и прикладной. Традиционно общая педагогика содержит 4 больших раздела:

- общие основы;

- дидактику (теорию обучения);

- теорию воспитания;

- школоведение.

Данные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно- воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, охватывает всю систему среднего образования. В компетенции возрастной педагогики и закономерности учебно- воспитательного процесса в профессионально – технических училищах, и особенности воспитания в средних специальных учебных заведениях, и воспитание молодежи, получающей среднее образование через систему вечерних школ.

Среди отраслей, занимающихся пед-кими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях ВУЗа, специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами квалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.

В подсистеме соц. педагогики выдел-ся такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др.

Социальная педагогика – изучает факторы, условия и общие закономерности социализации, проблемы педагогической работы с представителями разных социальных групп (инвалидами, безработными, беженцами) в различных организациях, а также теоретические и технологические вопросы оказания индивидуальной помощи.

Связь педагогики с другими науками

В течении всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на её становление и развитие. В числе первых сложились связи пед-ки с философией и психологией, которая и сегодня является необходимым условием развития пед-кой теории и практики. Связь пед-ки с философией явл-ся наиболее длительной и продуктивной, т.к. философские идей продуцировали создание пед-их концепций и теории, задавали ракурс пед-го поиска и служили её методологической основанием.

Связь пед-ки с психологией явл-ся наиболее традиционной. Требования понимать св-ва человеческой природы, её естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деят-ти и развития личности, строить образование (обучение, воспитание) сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека как индивида. Это такие науки, как биология, антропология и медицина.

Проблема соотношения природных и соц-х факторов развития человека – одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Пед-ка, рассматривая чел-ка в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, коорый накапливался в антропологии, как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический констркут, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь пед-ки с медициной привела к появлению коррекционной пед-ки как специальной отрасли пед-го знания, предметом которой является образование детей, имеющих врожденные отклонения в развитии.

Отношения между пед-кой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития пед-ки остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний.

Связи пед-ки с социологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Пед-ка стремиться выявить условия политических идей и установок.

Развитие связей пед-ки с др-ми науками приводит к выделению новых отраслей пед-ки – пограничных научных дисциплин. Сегодня пед-ка представляет собой сложную систему пед-ких наук. В её структуру входят: общая пед-ка, возрастная пед-ка, коррекционная пед-ка, частные методики, история пед-ки и образования, отраслевая пед-ка.

Наши рекомендации