Требования к уровню освоения дисциплины
Кафедра специальной дошкольной педагогики и психологии
НАУМОВ А.А.
Основы олиголигофренопедагогики
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050715.65 – «Логопедия»
Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________ |
Пермь
пгпу
Р е ц е н з е н т :
канд. пед.. наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии Пермского государственного педагогического университета О.Н. Тверская
Автор-составитель:
Канд. пед. наук доц. кафедры специальной
Дошкольной педагогики и психологии А.А. Наумов
Учебно-методический комплекс курса «Основы олигофренопедагогики» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и соответствует положениям основной образовательной программы по специальности «Логопедия». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, обучающимся по специальности 050715.65 «Логопедия».
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан _____________________ И.Ю. Ильина
Директор библиотеки______________ ________Подгорных Г.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Выписка из ГОС ВПО по специальности «Логопедия».......................................4 |
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………...………………………………………........4
1. Цели и задачи изучения дисциплины..…….....................................................4
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……………………………………………………………………..........4
3. Объем дисциплины……………………………………….………………...….5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………………………………………….5
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы……………...….6
4. Содержание курса…………………………………………………………....6
5. Темы практических и семинарских занятий…………………………….…...8
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)………………………………………………………………………….10 |
7.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов…………………….10 |
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….....10
8.1. Список литературы…………………………………………………….......10
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………..12
8.3. .Методические указания студентам…………………………….....................12
8.4.Методические рекомендации преподавателю…………………......................14
II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ
1. Материалы для текущего контроля…………………………….………......15
2. Вопросы к экзамену…………………………………………………..…......19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДПП.Ф.08 | Основы олигофренопедагогики Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения. Классификация умственной отсталости. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в Российской Федерации. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII типа. Принципы и методы обучения. Содержание образования. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в специальной школе VIII типа. |
I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи изучения дисциплины
Цели дисциплины:раскрыть научно-методические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида, дать студентам практические навыки дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, обусловленных тяжелой речевой патологией в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности учителей-логопедов.
Задачи дисциплины:
- познакомить студентов с теоретической концепцией и практическими задачами образования детей с нарушениями интеллекта;
- сформировать у студентов навыки анализа передового педагогического опыта,
- раскрыть принципы построения коррекционных программ воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта;
- сформировать представление у будущих логопедов о методах и приемах, используемых в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющим интеллектуальное недоразвитие и тяжелую форму речевой патологии
- научить работать со специальной литературой,
Требования к уровню освоения дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
- объект, предмет, субъект, цели и задачи олигофренопедагогики
- методы научного исследования, применяемые в олигофренопедагогике;
- понятие «умственная отсталость»,
- основные степени интеллектуальной недостаточности и их классификации;
- психологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью;
- возможности обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, перспективы их развития;
- типологию специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, содержание обучения в них;
- методы и приемы работы, профессионально-трудовой подготовки, социальной адаптации, социальной интеграции, социальной реабилитации;
уметь:
- анализировать специальную литературу;
- ставить и решать коррекционные задачи в учебно-воспитательном процессе;;
- осуществлять отбор содержания, методов и приемов воспитания и обучения в зависимости от степени снижения интеллекта, психофизических и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта;
- оказывать специальную коррекционную помощь учащимся c с нарушением интеллекта школ VIII вида
владеть навыками:
- работы с учебными пособиями;
- работы с методическими и программными материалами;
- выполнения творческого задания с привлечением различных источников.
Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения: очная
Вид учебной работы | Количество часов |
№ семестров | |
Аудиторные занятия: | |
лекции | |
практические и семинарские занятия | |
лабораторные работы (лабораторный практикум) | - |
Самостоятельная работа | |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | |
Текущий контроль | Контрольная работа 7 |
Курсовая работа | |
Виды промежуточного контроля | зачет 7 |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения: очная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||
Аудиторные занятия, в том числе | СРС | ||||
лекции | практ. занятия, семинары | лабор. работы | |||
Раздел 1. Общие вопросы изучения олигофренопедагогики | |||||
Тема 1.Предмет, цель, задачи и методы олигофренопедагогики. | - | ||||
Раздел 2. Основные характеристики учащихся с нарушением интеллекта | |||||
Тема 2.Умственно отсталые дети как объект воспитания и обучения | |||||
Тема 3.Классификация умственной отсталости | |||||
Раздел 3. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта | |||||
Тема 4. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в России и за рубежом | |||||
Тема 5. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс | |||||
Тема 6.Сущность образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида | |||||
ИТОГО: | - |
Содержание курса
Раздел 1. Общие вопросы изучения олигофренопедагогики
Тема 1.Предмет, цель, задачи и методы олигофренопедагогики.
Объект и предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики. – воспитание, обучение, коррекция, адаптация. Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников. История помощи лицам с нарушением интеллекта в Росси и за рубежом. Теоретические основы олигофренопедагогики. Цель и задачи олигофренопедагогики .на современном этапе. Основные направления помощи лицам с нарушением интеллекта в России и за рубежом в современном мире.
Перспективные направления развития олигофренопедагогики в современных условиях. Связь олигофренопедагогики с другими науками. Методы научных исследований в олигофренопедагогике.
Раздел 2. Основные характеристики учащихся с нарушением интеллекта.
Тема 2.Умственно отсталые дети как объект воспитания и обучения.
Педагогический аспект понятий «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Особенности развития детей с нарушением интеллекта в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. Разные возможности детей с нарушением интеллекта в овладении культурой общества. Развитие детей с нарушением интеллекта в коррекционно-педагогическом процессе.
Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему изучения и организации помощи умственно отсталым детям. Основные тенденции в понимании сущности умственной отсталости.
Тема 3.Классификация умственной отсталости.
МКБ – 10: четыре степени умственной отсталости (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая). Основные предпосылки перехода на международную систему диагностики умственной отсталости. Классификация М.С. Певзнер и психолого-педагогическая характеристика детей каждой группы. Психолого-педагогическое изучение учащихся. Основные ошибки, допускаемые при психолого-педагогическом изучении учащихся