Биография роли. Характер героя. Эволюция характера
Несмотря на то, что в пьесе не указано имя моего героя, он назван абстрактно – Ученик – мы с режиссером спектакля практически сразу определили для себя, что это именно Петр, первый ученик Христа. Всё в пьесе указывает именно на это, многие мотивы и поступки Ученика можно объяснить фрагментами из Библии, касающимися биографии Петра. Так что я практически сразу стал называть своего персонажа именно Петром и на данный момент не могу воспринимать его как-то иначе. Поэтому в процессе работы над биографией персонажа я, в первую очередь, обратился к биографии библейского Петра. Итак, он родился в Вифсаиде, в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон. Имя Пётр (Petrus, от греч. камень) возникло от прозвища Кифа — камень, которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.
Если обратиться к пьесе, то там описан третий день после распятия. Петр все эти три дня скрывался от людей, он ни ел, ни спал. С того момента, как исполнилось предсказание Иисуса, он потерял смысл жизни. Он три раза отрекся от своего учителя, хотя тот ему это предсказывал. Он боится смерти и, одновременно с тем, понимает, что должен действовать. Он ненавидит себя за свой поступок и хочет все исправить, но в нем борются два чувства, раскрывающие все его человеческую суть и противоречивость характера. Петр боится небесной кары за предательство Иисуса, и боится земного наказания, которое постигнет его, если он признается, что знает Иисуса и что является его учеником. Земной страх побеждает пусть на время, но побеждает. Поэтому когда к нему приходит Иисус и говорит, что прощает его, Петр словно перерождается. И он уже никогда не позволит земному взять над собой верх. Теперь Петр понимает, что второго шанса на ошибку и на проявление слабости у него нет, он должен быть тверд и побороть свой страх для спасения Учения. Видя, как народ теряет веру, он, вдохновленный появлением Иисуса, решает, что единственный путь к свету и всепрощению - это слепая вера. В силу своего сознания Петр понимает учение слишком буквально, в этом проявляется и его «каменный» характер. Что касается эволюции этого характера в пьесе, то мы видим, как постепенно он крепнет и становится все более основательным на своём пути. Он выбрал этот путь сам и пойдет до конца. Постепенно он становится человеком, закрытым для сомнений, для критики. В своей уверенности он обретает цельность, но, увы, не ту, о которой на самом деле говорил его Учитель. Вместе с уверенностью приходит способность на пренебрежение людьми, растет его желание направлять людей, быть над ними.
Глава 2. Актерские выразительные средства в воплощении роли
В спектакле.
Зерно» роли.
В поиске зерна роли мне очень помог тренинг, суть которого заключается в том, что ты выбираешь животное, которым, как тебе кажется, мог бы быть твой персонаж и начинаешь говорить от его имени - либо про себя, либо даже текст из пьесы, но постепенно погружаясь в это животное все больше и больше(это может быть не обязательно животное, предмет, растение и т. д.) Сразу же появляются какая-то другая пластика, которую можно включать в работу над образом и развивать в нужном направлении. Но этот тренинг дает не только внешнюю выразительность, но и кое- что более важное – понимание какой-то сути персонажа, именно его зерна, лучше сказать невозможно. Это – некий путеводный сигнал.
Я пробовал разные варианты животных, но ничего не подходило – какие-то моменты казались правильными, но не помогали мне найти Петра, почувствовать его не умом, а чувствами, сердцем. И тогда мне подсказали: а что, если Иисус неспроста его так назвал?
Петр – камень.
Я начал думать - а какой именно камень?
И мне сразу представился камень, который где-то в горах большим куском откололся почти от самой верхушки скалы. И, упав на землю, он больше всего на свете хочет опять вернуться наверх.
Я начал пробовать делать так, и вместе с камнем – медленно, но верно - мы пытались взобраться обратно на вершину.
Но одного «зерна» мало для создания более точного, наполненного и целостного образа. Он состоит из множества нюансов, совокупность которых способствует оживлению прописанного персонажа.