Семинарское задание № 5
Формы организации обучения
1. Урочные и внеурочные формы организации обучения; их место в современных условиях обучения.
2. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации обучения;
3. Развитие классно — урочной системы обучения в истории школы.
4. Совершенствование урочной формы обучения. Типы и структуры уроков.
5. Подготовка учителя и учащихся к уроку. Роль планирования в организации урока.
Практическое задание
Посетите урок в школе, проанализируйте его структуру.
Тема рефератов (7—10 машинописных страниц)
1. Альтернативные формы обучения в современной школе.
2. Взаимосвязь организационных форм с методами обучения.
3. Учебно-плановые формы организации обучения: лекции, семинары, собеседования, конференции, консультации, деловые игры, тренинги, практикумы, учебные экскурсии.
4. Факультативные занятия, их функции, особенности организации и проведения.
5. Формы и методы индивидуальной работы с одаренными и слабоуспевающими детьми.
6. Самообразование как одна из форм организации учебной деятельности.
7. Внеурочные и внешкольные формы организации учебной работы: кружки, олимпиады, научные общества, клубы по интересам и др.
Литература
1. Бондаренко С. М. Урок — творчество учителя. М., 1974.
2. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. — М., 1989.
3. Ильин Е. Н. Рождение урока. — М., 1986.
4. Махмутов М. И. Современный урок.
5. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
6. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. — М., 1988.
7. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985.
8. Дидактика средней школы.
9. Ильина Т. А. Педагогика. — С. 347.
10. Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского.
11. Сорокин Н. А. Дидактика.
12. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.
13. Онищук В. Л. Урок в современной школе.
Семинарское задание № 6
Контроль и оценка знаний и умений учащихся
1. Роль контроля и оценки в руководстве и управления деятельностью учащихся.
2. Функции и виды контроля знаний, умений и навыков школьников.
3. Методы контроля и пути их совершенствования.
4. Педагогическая оценка, ее назначение и критерии, виды педагогической оценки.
5. Условия эффективности и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Практические задания
1. Проанализируйте, как результат контроля оказывает влияние на организацию работы в классе.
2. Зафиксируйте все виды педагогической оценки на одном-двух занятиях преподавателями института. Проведите параллель между наиболее часто используемыми оценками и применяемыми редко.
3. Проведите педагогическое оценивание личности ученика. Таких его свойств, как честь и достоинство.
4. Раскройте, отчего зависит выбор методов контроля в процессе обучения.
Темы рефератов (7 — 10 машинописных страниц)
1. Опора на положительное — одно из условий эффективности проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
2. Использование дидактической игры в осуществлении контроля и оценивания знаний школьников.
3. Нетрадиционные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценки учения школьника. — М., 1984. — С.11—67, 278—286.
2. Успеваемость школьника: оценка и контроль // Сов. Педагогика. 1986. — № 6.
3. Шаталов В. Ф. Точка опоры. — М.,1987.
4. Ильина Т. А. Педагогика. — М., 1984. — С. 329 — 346.
5. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.
6. Сорокин Н. А. Дидактика.
ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ)
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА (ТИП) ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ.
1. Сущность процесса обучения, его двусторонний характер, задачи, движущие силы. Структура процесса обучения. Категории дидактики. Основные виды обучения.
2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
3. Закономерности и принципы обучения.
4. Содержание образования и развитие личности школьника. Дифференциация содержания образования в современной школе.
5. Учебные планы, программы, учебники. Основные пути и средства их совершенствования.
6. Дидактическая системы методов обучения.
7. Классификация методов обучения по источнику приобретения знаний (словесный, наглядный, практический).
8. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (репродуктивный, объяснительно-иллюстрационный, проблемное измышление, частично-поисковый, исследовательский).
9. Сущность проблемного обучения. Проблемная ситуация. Проблема. Проблемная задача. Методы проблемного обучения.
10. Сущность программированного обучения. Влияние компьютеризации школы на характер обучения.
11. Оптимизация выбора методов обучения.
12. Основные формы организации обучения. Урок в современной школе.
13. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.
14. Мотивы учения. Сущность и роль познавательного интереса в обучении. Пути и средства его формирования.
15. Пути преодоления неуспеваемости школьников.
16. Содержание и методы работы учителя с одаренными детьми.
Общее и особенное в педагогическом опыте современных учителей новаторов. (В.А.Сухомлинский, Е.Н. Ильина, Б.П. и Е.А. Никитины, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили и др.). Изучение, обобщение и распространение передового и новаторского