Е НЄМ ПрекрАСНЫЙ АЛМАЗ, БЄЗ СОМНЄНИЯ, — МЫ
Омдр ХАЙЯМ
Еоспитаниє может все! Гельвеций
ІІїнгтиі_______ <5JCegагогика 6схемах
Уважаемые читатели!
Педагогика — чрезвычайно сложная отрасль знаний, исследующая очень сложные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанные в силу своей специфики со многими областями знаний. Сложность предмета педагогики состоит в том, что она имеет дело (единственная из наук) с живым человеком, с которым она призвана что-то делать в процессе образовательного и воспитательного взаимодействия, а человек сложен и многогранен, импульсивен и непредсказуем, в человеке — вся история его жизни (маленькой или большой), и со всем этим имеет дело учитель, воспитатель и обязан это учитывать в процессе воздействия на ребенка. Особенность деятельности учителя, воспитателя состоит в том, что у них нет (и не может быть) опыта воспитания конкретного ребенка — каждый раз приходится начинать заново, ибо воспитанники все разные и каждому нужен свой подход, свое содержание, свои методы воздействия.
Значит, путь здесь может быть только один: исходя из интересов и истории самой личности, реализовать главную педагогическую задачу — создать условия для саморазвития личности, ведя ее к самоактуализации, самореализации, самоосуществлению.
На основе опыта многолетней работы предпринята попытка разработать учебно-методическое пособие нового поколения по курсу «Педагогика», особенность которого в том, что в больший-
стве своем теоретический материал дан в удобных для изучения и анализа структурно-логических схемах. Данное пособие — первый вариант в форме опорных конспектов-схем и освещает актуальные вопросы по различным проблемам образования.
Предлагаемые опорные структурно-логические схемы по курсу «Педагогика» преследуют несколько целей:
• в концентрированной форме раскрыть сущность, структуру, взаимосвязь компонентов процесса воспитания;
• учесть современные реалии педагогической науки и практики;
• оказать практическую помощь при подготовке к экзаменам и зачетам и в процессе изучения обозначенного курса.
Форма учебного пособия — структурно-логические схемы — имеет ряд преимуществ по сравнению с текстовым изложением материала. Прежде всего, при текстовой подаче материала зачастую трудно бывает определить структуру изучаемого явления, существенные связи между компонентами системы, явления, процесса, что затрудняет понимание и осмысление изучаемых явлений. Эти затруднения во многом снимаются при схематической подаче материала, где связи и взаимозависимости обозначены и просматриваются более отчетливо.
Структурно-логические схемы активизируют мышление обучающихся, заставляя видеть и находить эти существенные связи между явлениями, компонентами внутри явления, системы, процесса.
Ведущее звено мыслительной деятельности — особая форма анализа: анализ через синтез, составляющая основу более глубокого усвоения и понимания учебной информации через ее знако-во-схематическое моделирование и подачу.
Представление информации именно таким способом — это хорошо известный в науке способ схематической визуализации, когда явление, процесс, система, объект предстают в схематическом виде как наглядный образ, хорошо «просматриваемый» со всех сторон.
В ряде психологических исследований выявлено, что структурирование и схематизация текстовой информации является важнейшим компонентом мнемических действия, которые составляют основу процесса запоминания: образная схема запоминается прочнее, нежели текст.
Опыт показывает, 'что подача материала таким образом способствует активизации мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческому подходу к педагогическим явлениям, как попытка изучать их таким образом; кроме того, такой способ подачи материала и работы с фактами и явлениями помогает быстрее формировать целостное представление об изучаемом явлении, процессе, факте, формируя целостную картину мира.
Конечно, любая схематизация — это некоторое упрощение, однако, если мы помним об этом, то при изучении любого явления мы, обрисовав главное, существенное, не будем забывать и о второстепенном, вторичном.
Одна из центральных идей современной теории и практики воспитания и обучения заключа-
ется в идее гуманизации, центрации на личности, ненасильственная педагогика.
Эта идея является стержневой во всех темах теории воспитания и обучения.
Кроме того, весь материал пособия просматривается через идеи личностно ориентированного подхода (о котором впервые заговорил К. Роджерс — «обучение, центрированное на клиенте»), основанного на принципе гуманизации воспитания и понимаемого как опора на личностные качества: его направленность, ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и т.д., иначе говоря — центрация на потребностях, способностях, возможностях и перспективах личности.
Системный подход к рассматриваемым явлениям заставляет посмотреть на воспитание и обучение как многоуровневую, иерархическую, динамическую, самоорганизующуюся и развивающуюся систему, т.е. целостность, единство. Системный подход означает осмысление процессов воспитания и обучения как состоящих из сложных элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества на основе сложных взаимоотношений и взаимозависимостей. Следовательно, это все необходимо учитывать при организации образовательного и воспитательного процесса, состоящего, как минимум, из четырех сложных и взаимодействующих систем, как педагогический процесс, личность воспитателя, личность воспитанника, среда.
Деятельностный подход к рассмотрению и анализу педагогических реалий означает, что ак-
тивность личности побуждается потребностью, которая в деятельности закрепляется и в ней же обнаруживаются новые.
Предлагаемые в пособии схемы, таблицы не надо рассматривать как догмы. Они — вариант подобных таблиц, схем, поэтому пользоваться ими надо творчески, сопоставляя их с собственными знаниями, опытом, мыслями. Кроме того, мы не стремились представить исчерпывающие ответы (а они возможны?) на вопросы, а ограничились более скромной задачей — дать наметку общей ориентировки по конкретным педагогическим проблемам. Схемы и таблицы, отражая существенные связи педагогических явлений, ориентированы на формирование диалектического и педагогического мышления, помогут, хочется верить, увидеть всю проблему целиком, обеспечат восприятие и осмысление, закрепят полученные знания. Схемы могут помочь правильно ориентироваться в учебном материале, логично и последовательно излагать его при ответах.
Надеемся, что данное пособие окажет вам необходимую помощь при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам и в самостоятельной работе.
Успехов Вам!
(Теоретическая педагогика
1. Педагогика в системе гуманитарных
знаний и наук о человеке.
2. Методология педагогической
науки и деятельности.
3. Структура педагогической науки.
4. Категориально-понятийный аппарат со-
временной педагогики.
5. Методы педагогических исследований.
6. Педагогический процесс как основная
категория педагогики.
7. Теория целостного педагогического
процесса.
8. Современные концепции образования
личности.
9. Различные подходы к конструированию
содержания образования.
10. Теория обучения и воспитания.
11. Многообразие образовательных программ
12. Теория педагогической деятельности
ч® |
Иначе говоря, педагогика — единственная наука и практическая деятельность, имеющая дело с живым человеком и именно поэтому объективно носит интегрированный характер, так как должна учитывать данные всех наук, занимающихся человеком (в абстракции), чтобы с учетом накопленных результатов исследований сделать процесс развития личности (через обучение и воспитание) продуктивным, эффективным и результативным, ведя личность к самоактуализации.
Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний.
(Sffieopemunecftasi педагогика
Периодизация развития
В процессе развития ребенок проходит две стадии:
биологическую (в течение 9-месячного развития в утробе матери)
и социально-духовную в течение 17-18 лет (базовые основы)
и на протяжении всей последующей жизни
Основу педагогической возрастной периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, а с другой — условия, в которых протекает воспитание. Возрастная периодизация необходима, потому что возрастные различия достаточно ощутимы, а для адекватного развития на каждом возрастном этапе необходимо свое содержание, формы, методы воспитания и обучения.