В. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Кафедра педагогики

Психология и педагогика

Методические указания

По самостоятельной работе студентов

Направления подготовки

Информатика и вычислительная техника

Киров

Рассмотрено на заседании кафедры педагогики, протокол № 4 от 11 ноября 2015 г.

Утверждено на заседании учебно-методического совета, протокол № 99 от 16 ноября 2015 г.

Педагогика и психология: Методические указания / Сост. Н.С. Александрова. – Киров: ВСЭИ, 2015. – 8 с.

Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 09.03.01 (230100.62) Информатика и вычислительная техника

© Вятский социально-экономический

институт (ВСЭИ), 2015

1. Цели и задачи контрольной работы

Цель контрольной работы: изучение основных педагогических и психологических теорий.

Задачи контрольной работы:

1. Формирование целостной научной картины психолого-педагогической теории.

2. Формирование системы знаний о закономерностях психических явлений и педагогического процесса.

3. Формирование практических навыков интерпретации общих психолого-педагогических явлений.

2. Требования к результатам контрольной работы

В результате выполнения контрольной работы студент должен:

Знать:

- основные положения теории и методологии педагогики и психологии;

- закономерности педагогического процесса и психических явлений.

Уметь:

- объяснять психолого-педагогические приемы воздействия педагога на детей в профессиональной деятельности;

- использовать активные формы общения в профессиональной деятельности.

Владеть:

- основными приемами педагогического и психологического воздействия;

- навыками работы с первоисточниками.

3. Объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента составляет 1,5 зачетные единицы по очной форме обучения, 2,5 зачетные единицы по заочной форме обучения.

Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельную работу студента по всем разделам учебной программы.

4. Варианты контрольной работы

Вариант

1. На примере 5 статей из журнала «Педагогика» определите объект, предмет, задачи рассматриваемой проблемы.

2. Объясните, почему межгрупповые отношения выступают как фактор группового развития.

3. Сравните задачи обучения в различных возрастных группах. Перечислите его функции.

Вариант

1. Сравните на примерах психологию малых групп по показателям их развития.

2. Проанализируйте основные категории и принципы управления образовательными системами.

3. Докажите роль воображения в жизни младшего школьника.

Вариант

1. Выделите структуру педагогической науки, докажите её связь с другими отраслями знаний.

2. Докажите, что межличностные отношения в коллективе влияют на его психологический климат.

3.. Проанализируйте задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам.

Вариант

1. Раскройте на примерах семью как субъект педагогического взаимодействия, дайте обоснование ее социокультурной среды воспитания и развития личности.

2. Проанализируйте современные проблемы психологии личности.

3. Обоснуйте роль мышления в работе разных специалистов (психолог, врач, юрист, инженер, педагог, водитель и др.).

Вариант

1. Проанализируйте основы технологии целостного педагогического процесса, приведите примеры из практики.

2. Докажите, что речь является средством оптимизации общения.

3. Сравните образовательную систему России начала ХХ и ХХI вв.

Вариант

1. Выделите основные показатели культуры умственного труда.

2. Докажите, что психическая регуляция поведения влияет на результат деятельности.

3. Проанализируйте особенности памяти и воображения в различных социальных сферах.

Вариант

1. Проанализируйте образование как педагогический процесс на разных ступенях системы образования.

2. Раскройте особенности мнемических процессов в различных условиях деятельности.

3. Выделите главные особенности в формах организации педагогического процесса.

Вариант

1. Докажите, что образование является социокультурным феноменом.

2. Внимание, его роль в профессиональной деятельности. Сравните роль внимания в деятельности учителя и водителя.

3. Докажите, что восприятие имеет большое значение в профессиональной деятельности педагога.

Вариант

1. Сравните цели, содержание и структуру непрерывного образования в различных социумах.

2. Покажите значение интеллекта в социализации личности.

3. Разработайте современные требования к личности преподавателя. Обоснуйте их.

Вариант

1. Сравните проявления функций общения в различных сферах профессиональной деятельности.

2. Выделите главное в деятельности педагога и учащихся в педагогическом процессе.

3. Покажите взаимосвязь физиологических и психологических процессов в формировании личности.

5. Выполнение и оформление контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 3 задания в каждом. Вариант контрольной работы выбирается студентом самостоятельно.

При выполнении работы студенты знакомятся с рекомендуемой основной и дополнительной литературой.

Структура контрольной работы: с новой страницы – номер и содержание задания, ниже краткий аналитический ответ по сути задания (до 3 страниц), список литературы (введение, содержание, приложения не требуются).

Общий объем работы – до 9 стр.

Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, приведенным в методическом пособии «Выполнение контрольных и курсовых работ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по ФГОС-3» (ВСЭИ, 2013).

6. Учебно-методическое обеспечение

А. Основная литература

1. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2014.

2. Педагогика и психология: учебник / под ред. П.И. Подкасистого. – М.: Юрайт, 2012.

3. Резепов, И.Ш. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.Ш. Резепов. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1141

Б. Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2001.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2000.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

5. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. – М., 1989.

6. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. Пер. с англ. - М., 1986.

7. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988.

8. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. - 2-е изд. - М.,1988.

9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983.

10. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

11. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004.

12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

13. Гоноболин Ф.М. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

14. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., 1980.

15. Громова О.Н. Конфликтология. - М., 1993.

16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1991.

17. Джуринский А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Владос, 1999.

18. Зинц Р. Обучение и память. - Минск, 1984.

19. Иванов А.П. Организация и культура управленческого труда. – СПб., 1994.

20. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980

21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 1997.

22. Краевский В.В.Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2007.

23. Леднёв В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

24. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

25. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. – М., 1989.

26. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М., 1989.

27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2003.

28. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М., 1982.

29. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993.

30. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов н /Д, 1994.

31. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

32. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для вузов. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000.

33. Латышина Д.И. История педагогики: Учебник для вузов. - М., 2003.

34. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.

35. Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1977.

36. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 1992.

37. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.

38. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 1999.

39. Нечаев М.П. Адаптивная воспитательная система в современной школе: метод. пособие. - М.: Перспектива, 2008.

40. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.

41. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1990 -1991.

42. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание. - М., 1987.

43. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987.

44. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997.

45. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов. – Р-н-Д.: Феникс, 2004.

46. Психология формирования и развития личности. - М., 1981.

47. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1990.

48. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998

49. Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. – М., 1988.

50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

51. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984.

52. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: 2003.

53. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

54. Способности и склонности: Комплексные исследования. - М., 1989.

55. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М, 1982.

56. Сунцов Н. С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. - М., 1982.

57. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

58. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.

59. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка: Дети и психологические проблемы в семье. – М., 2003.

60. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002.

61. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986.

62. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб, 2005.

В. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Автоматизированная информационно-библиотечная система «Марк».

ЭБС IPRbooks:www.iprbookshop.ru.

ЭБС ВСЭИ:http://edu/vs_library/index.php

Система тестирования «АСТ».

.

Александрова Наталья Сергеевна

Наши рекомендации