Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

К а ф е д р а № 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения дисциплины: "Философия"

по специальности: «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи».

Санкт-Петербург

I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ

II. И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий Время, отводимое на самостоятельную работу
лекции семинары лабораторные работы практические занятия групповые упражнения групповые занятия тактические и тактико-специальные занятия и учения кшви, кшу, военные (военно-специальные) игры контрольные работы курсовые работы (проекты, задачи) самостоятельная работа под руководством преподавателя экзамен, зачеты
Раздел 1. Основы философского понимания мира                
Тема 1. Идея философии как философская проблема                  
Тема 2. Философия бытия.                  
Тема 3. Теория познания и эпистемология                
Раздел 2. Философия человека и общества                
Тема 4. Проблема человека в философии.                  
Тема 5. Общество и история.                  
Тема 6. Философские проблемы войны и армии                
Зачет с оценкой                      
Всего по дисциплине              
                                     

II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Номер темы Зачет
Номер занятия  
Вид занятия Л С Л П Л С Л П Л С Л П Л С К Л П Л С Л П Л С Л П Л С К  
Количество часов
Номер кафедры
Место проведения Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф
                                                           

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Л – лекция

С – семинар

П – практическое занятие

К – контрольная работа

Ф – аудитория факультета

III. ПРОГРАММНАЯ СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер занятия Вид учебного занятия Кол-во часов Номер кафедры   Наименование разделов, тем, занятий по семестрам обучения Уровни обучен- ности
                    Л С Л П   Л С Л П   Л С Л П Л С К     Л П Л С   Л П Л С   Л П Л С К Зачет                                 Раздел 1. Основы философского понимания мира Тема 1. Идея философии как философская проблема Идея философии как философская проблема Философия: основные проблемы и понятия Основные периоды исторического развития философской мысли «Что это такое философия?» Тема 2. Философия бытия. Онтология как учение о бытии Учение о детерминизме и развитии в философии Сознание как предмет философского анализа Философская, научная и религиозная картины мира Тема 3. Теория познания и эпистемология Основные проблемы гносеологии Истина как ключевая категория гносеологии Специфика научного познания Методология и этика научного познания Философия техники Научно-технический прогресс Основные проблемы и понятия онтологии и гносеологии Раздел 2. Философия человека и общества Тема 4. Проблема человека в философии Проблема человека в философии «Кто есть человек?» Проблема личности в фокусе философского анализа Ценности человеческого существования Тема 5. Общество и история. Общество как предмет философского анализа Общество как система общественных отношений Общество, культура, история Глобальные проблемы современности и перспективы развития человека Тема 6. Философские проблемы войны и армии. Военная организация общества История зарождения и развития военной мысли Философия войны и мира Война: споры о понятии Проблемы и понятия антропологии и социальной философии Зачет с оценкой         2,3       2,3  

Уровни обученности: 1 – иметь представление; 2 – знать; 3 – уметь; 4-владеть.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п   Виды учебных занятий Количество часов Тема и учебные вопросы занятия Материальное обеспечение занятия Задания на самостоятельную работу
литература время (в часах)
Раздел № 1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА  
Лекция   Тема № 1. Идея философии как философская проблема 1. Философия: проблема определения. 2. Предмет философии. 3. Структура и функции философского знания. 4. Философские аспекты военного дела.   Лекция № 1 ПЭВМ Презентация 1 [1] с. 9-21. [2] с. 28-32, 53-73, 84-95. [15] с. 130, 137-140, 149, 168.
Семинар Философия: основные проблемы и понятия 1. «Что такое философия?» 2. «Что следует считать предметом философии?» 3. «Зачем нужна философия?»   Методическая разработка № 1   [1] с. 9-15, 327-337, 373-378. [2] с. 4-32. [15] с. 126, 128, 131, 133.
Лекция   Основные периоды исторического развития философской мысли 1. Появление философии на фоне мифа. 2. Философская мысль античности и средневековья. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 4. Философия XIX и XX вв. 5. Философская мысль России.   Лекция № 2 ПЭВМ Презентация 2 [1] с. 25-29, 50-63, 77-84, 88-106, 108-134, 138-143, 145-152, 157-166, 169-170, 175-180, 183-187, 191-194. [15] с.11-16, 25-28, 41-46, 52-82, 107-110, 128, 141.
Практическое занятие «Что это такое философия?» Работа с философским текстом по теме 1.   Методическая разработка № 1  
Лекция Тема № 2. Философия бытия Онтология как учение о бытии 1. Проблема бытия в философии. Типология форм бытия. 2. Субстанциональное единство мира. 3. Учение о материи и ее атрибутах. 4. Структурная организация материи. 5. Проблема пространства и времени в философии. 6. Учение о детерминизме и развитии.   Лекция № 3 ПЭВМ Презентация 3 [1] с. 203-212, 215-216, 220-241, 267-270, 275-298, 302-304. [2] с. 422-461. [15] с. 155, 156, 158, 160-163, 165,166, 169-171.
Семинар   Учение о детерминизме и развитии в философии 1. Что такое детерминизм? Признаки причинного отношения. Виды детерминации. 2. Соотношение необходимости, случайности, возможности и вероятности с причинностью. 3. Философские концепции и модели развития мира.   Методическая разработка № 2 [1] с. 337-341, 343-358. [2] с. 474-490, 502-514, 521-536. [15] с. 180, 182, 185, 186, 187-190, 325.  
Лекция Сознание как предмет философского анализа 1. Философские концепции сознания. 2. Структура и функции сознания. 3. Проблема идеального в философии.   Лекция № 4 ПЭВМ Презентация 4 [1] с. 437-449, 463-466. [2] с. 234-242, 250-260. [15] с. 389.
Практическое занятие Философская, научная и религиозная картины мира 1. Универсальность философской картины мира. 2. Особенности религиозной картины мира. 3. Научная картина мира и ее функции.   Методическая разработка № 2  
Лекция Тема № 3. Теория познания и эпистемология Основные проблемы гносеологии 1. Основные направления в теории познания. 2. Проблема познаваемости мира. 3. Структура познавательного отношения. 4. Уровни и формы познания. 5. Иррациональное познание.   Лекция № 5 ПЭВМ Презентация 5 [1] с. 467-499, 501-504, 524-548, 565-569. [2] с. 183-197, 242-244, 261-295, 298-315, 362-369. [15] с. 269, 273-277, 292, 305, 308, 312, 313, 315, 316.
Семинар   Истина как ключевая категория гносеологии 1. Концепции истины в философии. 2. Вопрос о критерии истины. 3. Особенности истины в военно-научном познании.   Методическая разработка № 3 [1] с. 510-524, . [2] с. 198-233. [12] с. 118-133. [15] с. 280-282.
Лекция   Специфика научного познания 1. Наука и ее характеристики. 2. Модели эволюции научного знания. 3. Структура научного познания. 4. Критерии научности.   Лекция № 6 ПЭВМ Презентация 6 [1] с. 531-533. [2] с. 370, 394-397. [10] с. 75-79, 84-89, 109-116, 120-121, 126-132. [15] с. 197, 284, 293, 295-299, 304, 307, 309, 324, 326
Практическое занятие Методология и этика научного познания 1. Приемы и методы научного познания. 2. Военно-научные методы исследования. 3. Идеалы и нормы науки.   Методическая разработка № 3 [1] с. 548-560. [2] с. 370-393, 408-421. [15] с. 284-290, 300, 310.
Лекция   Философия техники 1. Происхождение и природа техники. 2. Технологические революции в истории человечества. 3. Феномен военной техники.   Лекция № 7 ПЭВМ Презентация 7 [1] c. 664-661. [10] с. 201-207, 214-221; [12] с. 169-183; [15] с. 316, 319-321.  
Семинар   Научно-технический прогресс 1. Технологический способ существования человека. 2. Научно-технический прогресс и его критерии. 3. Социально-гуманитарные последствия НТР.   Методическая разработка № 4 [1] c. 339-341. [2] c. 565-582. [10] с. 79-84. [15] с. 300
Контрольная работа   Основные проблемы и понятия онтологии и гносеологии Перечень тестовых заданий по темам 1 - 3 прилагается к методической разработке. Методическая разработка № 1    
Раздел № 2.   ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Лекция Тема № 4. Проблема человека в философии 1. Философская антропология как самостоятельная область знания. Антропологические учения. 2. Проект философской антропологии: Шелер, Плеснер, Гелен.   Лекция № 8 ПЭВМ Презентация 8 [1] c. 390-401, 407-411. [15] с. 149, 210, 362, 364, 366, 390.
Практическое занятие «Кто есть человек?» Философское эссе по теме. Методическая разработка № 4  
Лекция Проблема личности в фокусе философского анализа 1. Понятие личности в философии. 2. Нравственные основы личности. 3. Исторические типы взаимоотношений человека и общества.   Лекция № 9 ПЭВМ Презентация 9 [1] c. 411-421 [15] с. 377.
Семинар Ценности человеческого существования 1. Человек перед вопросом о смысле жизни. 2. Проблемы смерти в духовном опыте человека. 3. Свобода и ответственность человека. Методическая разработка № 5 [15] с. 363, 368, 371, 382, 383, 386, 387.
Лекция Тема № 5. Общество и история. Общество как предмет философского анализа 1. Общество как предмет социальной философии. 2. Основные подход к исследованию общества в философии.   Лекция № 10 ПЭВМ Презентация 10 [1] с. 575-576, 614-620. [15] с. 140, 220, 224, 225, 227, 229.
Практическое занятие     Общество как система общественных отношений 1. Экономическая сфера жизни общества. 2. Социальная сфера жизни общества. 3. Политическая сфера жизни общества. 4. Духовная сфера жизни общества.   Методическая разработка № 5 [1] с. 625-628, 638-640,668, 672 ,676-682, 715-724, 728-742. [15] с. 212, 226.
Лекция   Общество, культура и история 1. Исторический процесс и его модели. 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 3. Философское понятие культуры. Формы и функции культуры в обществе.   Лекция № 11 ПЭВМ Презентация 11 [1] c. 602-612, 789-828. [15] с. 222, 234, 236, 239-243, 252, 253, 259, 260, 263, 264, 266, 267, 283.
Семинар Глобальные проблемы современности и перспективы развития человека 1. Происхождение и сущность глобальных проблем. 2. Типология глобальных проблем. 3. Пути разрешения глобальных проблем.   Методическая разработка № 6 [15] с. 203, 204.
Лекция Тема № 06. Философские проблемы войны и армии. Военная организация общества 1. Происхождение и функции армии. 2. Армия и общество: принцип взаимодействия. 3. Формирование нового облика вооруженных сил.   Лекция № 12 ПЭВМ Презентация 12 [6] c. 546 – 570. [14] с. 29-48, 110-114, 132-142.
Практическое занятия История зарождения и развития военной мысли 1. Военно-философское наследие древнего мира. 2. Военная мысль средневековья. 3. Военная наука эпохи Возрождения и Нового времени. 4. Военная мысль в России.   Методическая разработка № 6 [12] с. 251-266, 271-312.
Лекция Философия войны и мира 1. Учение о войне и ее сущности. 2. Классификация войн и вооруженных конфликтов. 3. Источники и причины войн и вооруженных конфликтов. 4. Проблема мира военной науке и философии. Классификации мира. Культура мира.   Лекция № 13 ПЭВМ Презентация 13 [6] c. 498-515. [12] с. 42-49, 68-91; [13] с. 35-46, 284-300, 338-354; [14] с. 49-56.
Семинар Война: споры о понятии 1. Споры о понятии «война». 2. Характерные черты и особенности современных военных конфликтов. 3. Новые формы использования вооруженных сил. Методическая разработка № 7 [6] c. 507-515. [13] с. 35-46. [14] с. 57-64.
Контрольная работа Проблемы и понятия антропологии и социальной философии Перечень тестовых заданий прилагается к методической разработке.   Методическая разработка № 2  
               

V. ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М..: Юрайт, 2011.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.-4-е изд., - М.: Проспект, 2010.

Дополнительная литература

3. Канке В.А. Философия: Учебник: М.: «Логос», 2011.

4. Голубинцев В.О., Данцева А.А., Любченко В.С. Философия: Учебник для технических вузов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2010.

5. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений/ отв. ред. В. П. Кохановский. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

6. Философия: учебник / под общ. ред. Б.И. Каверина. М.: ВУ, 2011.

7. Рассел Б. История западной философии . – СПб, 2008.

8. Замалеев, А. Ф. Русская религиозная философия Х1-ХХ вв. – СПб. : Изд. дом С.-Петербург. ун-та, 2007.

9. Дегтярев А.К., Бунина Е.И., Веревкин В.С. Методические рекомендации курсантам по изучению дисциплины «Философия»/ Новочерк. высш. военное командное уч-ще связи. – Новочеркасск, 2008.

10. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская и др.; Под ред. Проф. Ю.В. Крянева и др. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007.

11. Кирвель Ч.С. Социальная философия. – Мн.: Высшая школа, 2011.

12. История и философия военной науки: Учебное пособие / Под общ. ред. Б.И. Каверина и С.А. Тюшкевича. – М.: Воениздат, 2007.

13. Серебрянников В.В. Социология войны. – М.: Научный мир, 1997.

14. Данилова Н.Ю. Армия и общество: принцип взаимодействия. – Спб.: Норма, 2007.

15. Философия. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

16. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

17. Новая философская энциклопедия в 4х тт. – М.: Мысль , 2010.

18. Периодические издания: «Вопросы философии», «Вестник МГУ. Серия Философия», «Логос», «Человек», «Философия и общество», «Военная мысль».

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Библиотека Гумер: http://gumer.info.ru

- Куб – электронная библиотека: http://www.koob.ru/philosophy/

- Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;

- сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru

- Сайт Института философии Российской академии наук – http://iph.ras.ru/

- Философский портал «Philosophy.ru» - http://www.philosophy.ru

- Журнал «Философия и общество» - http://www.socionauki.ru/journal/

- Журнал «Вопросы философии» - http://www.vphil.ru

Наши рекомендации