Их права и обязанности
32. Участниками образовательного процесса являются педагогические работники (учителя-дефектологи, учителя, воспитатели, педагог-психолог, педагог социальный), помощники воспитателя и иные работники учреждения образования, дети с особенностями психофизического развития и их законные представители.
Взаимоотношения участников образовательного процесса должны строиться на принципах демократизации и гуманизации образования и воспитания.
33. Педагогические работники учреждения образования должны иметь соответствующую профессионально-педагогическую подготовку. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.
34. Помощники воспитателя и иные работники учреждения образования оказывают помощь в организации процесса обучения и воспитания детей. Квалификационные требования к помощникам воспитателя и иным работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.
35. Права и обязанности педагогических и иных работников учреждения образования, работающих в специальных классах (группах) и классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания определяются актами законодательства Республики Беларусь, настоящей Инструкцией, уставом учреждения образования.
Обязанности педагогических и иных работников учреждения образования, работающих в специальных классах (группах), классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, определяются также должностными инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми руководителем учреждения образования на основании квалификационных характеристик и с учетом норм настоящей Инструкции.
36. В рамках выполнения должностных обязанностей учитель-дефектолог:
способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития, что требует взаимодействия в работе педагогических работников (в том числе учителя, воспитателя группы продленного дня, педагога психолога, педагога социального), законных представителей и иных работников с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития;
несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с особенностями психофизического развития;
проводит уроки (занятия) с детьми класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, имеющими особенности психофизического развития, по учебным предметам государственного компонента специального учебного плана, которые определены приказом руководителя учреждения образования по согласованию с центром;
создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей;
консультирует педагогических работников класса (группы) по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
37. В рамках выполнения должностных обязанностей учителя, воспитатели класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания:
организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с нарушениями психофизического развития;
согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с особенностями психофизического развития с учителем-дефектологом;
соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития;
создают атмосферу эмоционального комфорта на уроках (занятиях) и во внеклассной деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
38. В рамках выполнения должностных обязанностей педагог-психолог:
осуществляет психологическое обследование детей с особенностями психофизического развития с целью выявления их социального, когнитивного и психологического статуса в учреждении образования, содействия в создании психологически комфортной среды;
предупреждает проявления дезадаптации детей с особенностями психофизического развития;
проводит работу по сплочению коллектива класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания и гармонизации межличностных отношений детей с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников;
разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
проводит развивающие занятия с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а при необходимости с детьми всего класса (группы);
проводит работу по формированию навыков социального взаимодействия.
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
39. В рамках выполнения должностных обязанностей педагог социальный:
оказывает помощь учащимся (воспитанникам) класса (группы) интегрированного (совместного) обучения в организации различных видов совместной социально значимой деятельности, свободного времени;
определяет уровень удовлетворенности детей, их родителей или законных представителей организацией образовательного процесса, сложившихся взаимоотношений как в классе (группе), так и в учреждении образования;
оказывает помощь учащимся с особенностями психофизического развития в социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении;
соблюдает профессиональную этику, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с особенностями психофизического развития;
Выполняет иные обязанности, в соответствии с квалификационной характеристикой.
40. Дети с особенностями психофизического развития имеют право:
на получение образования в соответствии со своими познавательными возможностями по месту жительства;
на обучение по учебным программам, соответствующим их познавательным возможностям, и коррекционным программам;
на создание специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития;
на защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования;
на бесплатное пользование учебным оборудованием, учебными изданиями;
на бесплатную психолого-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений;
на создание атмосферы эмоционального комфорта при организации совместной образовательной деятельности.
41. Дети с особенностями психофизического развития обязаны:
соблюдать устав и правила внутреннего распорядка учреждения образования;
выполнять требования учебных планов и учебных программ;
выполнять иные обязанности, определенные законодательством и уставом учреждения образования.
42. Законные представители детей с особенностями психофизического развития имеют право:
участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;
получать консультативную помощь и посещать организуемые учреждением образования уроки (занятия) в целях приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
получать полную и достоверную информацию о результатах проведения образовательного процесса.
43. Законные представители ребенка с особенностями психофизического развития создают необходимые условия в семье для его развития, обучения и воспитания, получения образования в соответствии с его познавательными возможностями, укрепления здоровья, социальной адаптации и интеграции ребенка в общество.
44. Законные представители детей с особенностями психофизического развития обязаны выполнять устав учреждения образования в части, содержащей их права и обязанности.
Глава 6
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
45. В учреждении образования ведется следующая документация:
45.1. учебный план специального класса (группы);
45.2. учебный план класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, разработанный на основе учебного плана специального дошкольного учреждения образования, соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, и учебного плана учреждения, обеспечивающего получение дошкольного или общего среднего образования, согласованный с центром и утвержденный руководителем учреждения образования;
45.3. журнал (тетрадь) учета проведенных с детьми, имеющими особенности психофизического развития, уроков (занятий) государственного и коррекционного компонентов специального учебного плана и посещения их детьми (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала);
45.4. календарно-тематические планы по учебным предметам государственного компонента учебного плана, которые в соответствии с приказом руководителя учреждения образования проводит учитель-дефектолог класса (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания с детьми, имеющими особенности психофизического развития;
45.5. календарно-тематические планы занятий коррекционного компонента;
45.6. расписание уроков (занятий), утвержденное руководителем учреждения образования;
45.7. расписание коррекционных занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;
45.8. ежедневные планы работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития по предметам государственного и коррекционного компонентов;
45.9. план работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития, утвержденный руководителем учреждения образования;
45.10. индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития по форме согласно приложению.
46. В специальном классе (группе), классе (группе) интегрированного (совместного) обучения и воспитания кроме перечисленных в настоящей главе документов ведутся иные документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь для соответствующих учреждений образования.
Приложение
к Инструкции о порядке открытия
и функционирования специальных
классов (групп), классов (групп)
интегрированного (совместного)
обучения и воспитания
Индивидуальная карта
психолого-педагогического сопровождения
Ф.И. (ребенка)____
Классный руководитель
(воспитатель группы):
ФИО________________
Учитель-дефектолог:
ФИО________________