Разделы учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Утверждаю
________________________
декан факультета
«___» ___________ 20__ года
Рабочая Программа учебной дисциплины
Б.3.01.9 Социальная педагогика
Трудоемкость (в зачетных единицах) 8
Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Цели изучения дисциплины.
Цель:прочное усвоение социально-педагогической теории, а также выработка студентами навыков социально-педагогического мышления.
Задачи:
1. сбалансированное освоение фактического материала и глубокое понимание теоретических проблем социальной педагогики;
2. выработка навыков самостоятельной работы с источниками и литературой по социально-педагогической проблематике;
3. многомерно-диалектическое, структурно-содержательное представление о социально-педагогической теории.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «Социальная педагогика» относится к базовой (общепрофессиональной) части, изучается на первом году обучения с целью знакомства студентов с социально-педагогической теорией и практикой. Знание данной учебной дисциплины потребуется для успешного дальнейшего освоения практических курсов и прохождения практики по специальности.
Требования к уровню освоения программы.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
знать и понимать:
-Особенности социальной педагогики как отрасли знания, исследующей социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации.
-Сущность социализации: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.
-Человек как объект, субъект и жертва социализации.
-Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации.
-Отличия социализированности от воспитанности.
-Понятие социально-педагогической виктимологии.
- Содержание социального воспитания как совокупности организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.
-Принципы социального воспитания.
-Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.
-Подходы в социальном воспитании: личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный.
-Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.
Студент должен обладать следующими компетенциями
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);
- способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);
- способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
- способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);
- готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
- готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6).
4. Общая трудоемкость дисциплины 8 зачетных единиц и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час) | Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час) | ||
Всего 288 | 1 семестр | 2 семестр | ||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Практические занятия | ||||
Семинары | ||||
Лабораторные работы | ||||
Другие виды аудиторных работ | ||||
Другие виды работ | ||||
Занятия в интерактиве | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Курсовой проект (работа) | ||||
Реферат | ||||
Расчётно-графические работы | ||||
Формы текущего контроля | ||||
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом | Экзамен 27 | Экзамен 27 | ||
Содержание учебной дисциплины.
Разделы учебной дисциплины.
№/п | Наименование раздела дисциплины (темы) | Аудиторные часы | Самостоятельная работа (час) | ||||
Всего | лекции | практические (семинары) | лабораторные | в т.ч. интерактивные формы обучения | |||
Введение | - | ||||||
Социальная педагогика как наука | - | ||||||
Социальная педагогика как отрасль знания | - | ||||||
Социализация как ключевая проблема социальной педагогики | - | ||||||
Нормы и отклонения от норм в социальной педагогике. Теории отклонений и девиаций | - | ||||||
Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях | - | ||||||
ИТОГО: | 288ч./ 8 зач. ед | - |
Содержание разделов дисциплины.