Этап - Обработка результатов
Группа отбирает от 2 до 5 наиболее интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. Возможны и другие варианты: группа отбирает самое практическое предложение и самое невероятное. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Примеры исследовательских задач.
Она допускает несколько гипотез-объяснений.
1. Несколько лет назад мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, создавая замысловатые фигуры. Аналогичное явление также произошло в Ставропольском крае в начале 2000 года.
Предложите гипотезы, объясняющие данное явление. Какая из гипотез кажется вам наиболее правдивой?
Возможные идеи: неравномерности в строении почвы, неравномерное распределение удобрений, в почву попал яд, болезнь растений в результате заражения микроорганизма ми, стаи птиц высаживаются кольцами, какие-то животные; например олени, вытаптывают посевы в брачных играх, особые метеорологические явления типа мини-торнадо или шаровых молний, шутки населения, НЛО и т. д.
2. «Случайности и закономерности».
Известен случай, произошедший в г. Москве. По заснеженному городу шел мужчина с девочкой в школу. И вдруг, нежданно-негаданно, с крыши одного из домов сорвалась сосулька и угодила прямо мужчине в голову. Помочь ему не смогли - скончался мгновенно, девочка осталась жива.
Во время цунами 2004 года погибло около 300 тысяч людей, но известны случаи счастливого спасения: человека на водных лыжах подняло на гребень огромной волны и вынесло на шоссе без единой царапины, 2-годовалый ребенок плавал один на надувном матрасе, в то время, как родители его погибли. И таких примеров можно привести огромное количество.
Возникает вопрос: почему именно этот человек, именно в эту минуту и именно в этом месте?
Возможные идеи: мы сами с помощью мыслей и чувств вызываем ту или иную ситуацию в жизни. Реальностью становится то, во что мы верим, с помощью убеждений мы можем создавать несчастные случаи, у каждого из нас своя судьба, в которой все до мелочи расписано (это взгляд сверху, на жизнь в целом), во всем виновато открытие Бора - «принцип дополнительности»: электрон может быть одновременно и волной, и частицей. Когда Бор открыл, что поток электронов ведет себя хаотично, Эйнштейн продолжал утверждать: и здесь должна быть упорядоченность. Тогда Бор предложил «мировую»: в одних случаях, когда прибор не дает электрону достаточно степеней свободы, последний ведет себя, как частица (то есть упорядоченно, попадая в цель). В других случаях, когда прибор дает электрону свободу, поток идет хаотично, образуя волну вероятности. В жизни также имеет место этот принцип; человеческая жизнь предопределена Богом; человек - хозяин своей судьбы, а Богом предопределена
возможность того или иного события. Случится оно или Нет, уже зависит от самого человека. Педагогические условия УМШ:
- во время пауз необходимо включать музыку, способствующую отдыху от напряженной работы;
- УМШ отличается от обычной работы в группах тем, Что этап генерирования идей отделен от этапа анализа. На Первом этапе работы очень важно не допускать никакой Критики и хвалить участников за любые предлагаемые Идеи;
- необходим верный выбор темы;
- при обсуждении решений учитель не должен принимать только известный ему контрольный ответ или задачу Или жестко критиковать предложения участников;
- недопустимо регулярное вмешательство в работу Группы на рабочих этапах. Учитель сможет высказать свои Замечания при разборе.
Метод «мозгового штурма» с различными модификациями:
- «Мозговой штурм» в сочетании с групповой деятельностью, когда мини-группа работает как один человек.
- Вариант, когда во время «мозгового штурма» группа Экспертов сразу классифицирует «трудности», разбирая между собой. Аналитическая группа в конце этапа анализирует этот процесс.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Необычные уроки в планах методической работы
Формы работы
День нетрадиционного урока. Калейдоскоп интересных находок (обмен опытом работы). Неделя нетрадиционных уроков. Месячник нетрадиционных уроков. Фестиваль педагогических идей. Конкурсы: на лучшую газету с афоризмами по предмету; на лучшую творческую работу (реферат, кроссворд, ребус, стихотворение, сказка); на лучший конспект необычного урока; на лучшую защиту конспекта.
2. Темы для самообразования:
Диалог теории и практики.
Необычные приемы мобилизации внимания учащихся.
Использование «активных» методов обучения в организационном моменте урока (на примере того или иного предмета).
Необычный урок и познавательная активность учащихся.
Методика подготовки и проведения отдельных групп необычных уроков.
Возможности групповой работы в необычном уроке.
Различные варианты проведения. Недели необычных уро-. ков.
Учитель и ученики на уроке.
Возможности развития речи учащихся на не совсем и со-4 всем необычном уроке.
Условия трансформации традиционного урока в необычный урок.
Обновление содержания, структуры и технологий обучения как условие достижения современного качества образования.
Индивидуализация и дифференциация обучения как способ создания оптимальной среды для развития способности учащихся к самоопределению.
Критерии оценки и анализ качества образовательного процесса.
Творческий учитель - творческий ученик. Педагогическое творчество на уроке.
Игровая методика необычных уроков.
Приемы эмоционально-художественного воздействия на необычных уроках.
Импровизация в педагогическом процессе.
Гуманное отношение к личности ребенка в необычном уроке.
Атмосфера сотрудничества в необычном уроке.
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации самостоятельной деятельности.
Занимательные моменты в необычном уроке. Их значение вдостижении поставленных целей.
Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся.
Индивидуально-личностный подход к учащимся как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала.
Урок-семинар как форма активизации обучения школьников.
Возможности использования необычных уроков при изучении отдельного предмета.
Активно-игровые формы в необычном уроке.
Оценивание знаний учащихся в необычном уроке: требования, условия.
Арт-педагогика и необычный урок.
Возможности необычного урока в решении воспитательных задач обучения.
Опыт проведения уроков-лекций, семинаров, зачетов, практикумов.
Организация самостоятельной работы учащихся в рамках необычного урока.
Реализация межпредметных связей в ходе проведения необычного урока.