Этап - Обработка результатов

Группа отбирает от 2 до 5 наиболее интересных реше­ний и назначает спикера, который рассказывает о них клас­су и учителю. Возможны и другие варианты: группа отбирает самое практическое предложение и самое неве­роятное. В некоторых случаях целью группы является по­иск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Примеры исследовательских задач.

Она допускает несколько гипотез-объяснений.

1. Несколько лет назад мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшенич­ных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на зем­лю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, создавая замысловатые фигуры. Аналогичное явление также про­изошло в Ставропольском крае в начале 2000 года.

Предложите гипотезы, объясняющие данное явление. Какая из гипотез кажется вам наиболее правдивой?

Возможные идеи: неравномерности в строении почвы, неравномерное распределение удобрений, в почву попал яд, болезнь растений в результате заражения микроорганизма ми, стаи птиц высаживаются кольцами, какие-то животные; например олени, вытаптывают посевы в брачных играх, осо­бые метеорологические явления типа мини-торнадо или ша­ровых молний, шутки населения, НЛО и т. д.

2. «Случайности и закономерности».

Известен случай, произошедший в г. Москве. По засне­женному городу шел мужчина с девочкой в школу. И вдруг, нежданно-негаданно, с крыши одного из домов сорвалась сосулька и угодила прямо мужчине в голову. Помочь ему не смогли - скончался мгновенно, девочка осталась жива.

Во время цунами 2004 года погибло около 300 тысяч людей, но известны случаи счастливого спасения: челове­ка на водных лыжах подняло на гребень огромной волны и вынесло на шоссе без единой царапины, 2-годовалый ре­бенок плавал один на надувном матрасе, в то время, как родители его погибли. И таких примеров можно привести огромное количество.

Возникает вопрос: почему именно этот человек, именно в эту минуту и именно в этом месте?

Возможные идеи: мы сами с помощью мыслей и чувств вызываем ту или иную ситуацию в жизни. Реальностью становится то, во что мы верим, с помощью убеждений мы можем создавать несчастные случаи, у каждого из нас своя судьба, в которой все до мелочи расписано (это взгляд сверху, на жизнь в целом), во всем виновато откры­тие Бора - «принцип дополнительности»: электрон может быть одновременно и волной, и частицей. Когда Бор от­крыл, что поток электронов ведет себя хаотично, Эйн­штейн продолжал утверждать: и здесь должна быть упоря­доченность. Тогда Бор предложил «мировую»: в одних случаях, когда прибор не дает электрону достаточно сте­пеней свободы, последний ведет себя, как частица (то есть упорядоченно, попадая в цель). В других случаях, когда прибор дает электрону свободу, поток идет хаотично, об­разуя волну вероятности. В жизни также имеет место этот принцип; человеческая жизнь предопределена Богом; че­ловек - хозяин своей судьбы, а Богом предопределена

возможность того или иного события. Случится оно или Нет, уже зависит от самого человека. Педагогические условия УМШ:

- во время пауз необходимо включать музыку, способ­ствующую отдыху от напряженной работы;

- УМШ отличается от обычной работы в группах тем, Что этап генерирования идей отделен от этапа анализа. На Первом этапе работы очень важно не допускать никакой Критики и хвалить участников за любые предлагаемые Идеи;

- необходим верный выбор темы;

- при обсуждении решений учитель не должен прини­мать только известный ему контрольный ответ или задачу Или жестко критиковать предложения участников;

- недопустимо регулярное вмешательство в работу Группы на рабочих этапах. Учитель сможет высказать свои Замечания при разборе.

Метод «мозгового штурма» с различными модификациями:

- «Мозговой штурм» в сочетании с групповой деятель­ностью, когда мини-группа работает как один человек.

- Вариант, когда во время «мозгового штурма» группа Экспертов сразу классифицирует «трудности», разбирая между собой. Аналитическая группа в конце этапа анали­зирует этот процесс.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Необычные уроки в планах методической работы

Формы работы

День нетрадиционного урока. Калейдоскоп интересных находок (обмен опытом работы). Неделя нетрадиционных уроков. Месячник нетрадиционных уроков. Фестиваль педаго­гических идей. Конкурсы: на лучшую газету с афоризмами по предмету; на лучшую творческую работу (реферат, кроссворд, ребус, стихотворение, сказка); на лучший конспект необычно­го урока; на лучшую защиту конспекта.

2. Темы для самообразования:

Диалог теории и практики.

Необычные приемы мобилизации внимания учащихся.

Использование «активных» методов обучения в организа­ционном моменте урока (на примере того или иного предме­та).

Необычный урок и познавательная активность учащихся.

Методика подготовки и проведения отдельных групп не­обычных уроков.

Возможности групповой работы в необычном уроке.

Различные варианты проведения. Недели необычных уро-. ков.

Учитель и ученики на уроке.

Возможности развития речи учащихся на не совсем и со-4 всем необычном уроке.

Условия трансформации традиционного урока в необыч­ный урок.

Обновление содержания, структуры и технологий обуче­ния как условие достижения современного качества образо­вания.

Индивидуализация и дифференциация обучения как спо­соб создания оптимальной среды для развития способности учащихся к самоопределению.

Критерии оценки и анализ качества образовательного про­цесса.

Творческий учитель - творческий ученик. Педагогическое творчество на уроке.

Игровая методика необычных уроков.

Приемы эмоционально-художественного воздействия на необычных уроках.

Импровизация в педагогическом процессе.

Гуманное отношение к личности ребенка в необычном уроке.

Атмосфера сотрудничества в необычном уроке.

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе органи­зации самостоятельной деятельности.

Занимательные моменты в необычном уроке. Их значение вдостижении поставленных целей.

Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся.

Индивидуально-личностный подход к учащимся как важ­нейшее условие раскрытия внутреннего потенциала.

Урок-семинар как форма активизации обучения школьни­ков.

Возможности использования необычных уроков при изу­чении отдельного предмета.

Активно-игровые формы в необычном уроке.

Оценивание знаний учащихся в необычном уроке: требо­вания, условия.

Арт-педагогика и необычный урок.

Возможности необычного урока в решении воспитатель­ных задач обучения.

Опыт проведения уроков-лекций, семинаров, зачетов, практикумов.

Организация самостоятельной работы учащихся в рамках необычного урока.

Реализация межпредметных связей в ходе проведения необычного урока.

Наши рекомендации