Особенности управления человеческими ресурсами в России

В России имеются свои особенности управления человеческими ресурсами.

Во-первых, практика принятия кадровых решений, которая характеризуется отсутствием формализованной процедуры принятия кадровых решений на альтернативной основе (нечеткая постановка целей и задач, размытые критерии принятия решений, отсутствие взвешенного анализа различных альтернатив). Исключительно велика роль руководителя в принятии кадровых решений. Во многих случаях не проводится оценка эффективности принимаемых решений.

Во вторых, стратегическое планирование - миссия организации зачастую не осмыслена, отсутствует четкая стратегия и кадровая политика, нет увязки ее с целями и задачами организации в целом.

Еще одной особенностью является отношения к занятости, т.е. ориентация на долговременную занятость, заключение бессрочных трудовых договоров, низкая трудовая мобильность.

Так же политика в области набора и отбора кадров часто не формализована. В большинстве случаев решение принимается на основе личного расположения и интуиции непосредственного руководителя. В большинстве организаций четко не установлены формализованные принципы и политика заполнения освободившихся вакансий.

Еще одной отличительной чертой является то, что оценка и стимулирование работы персонала во многих случаях построены на результатах работы коллектива, так как на протяжении длительного времени преобладали уравнительные тенденции в оплате труда.

Мотивация в области управления человеческими ресурсами

Процесс проектирования организационной структуры управления связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения. Эффективно функционирование структуры управления зависит от заинтересованности людей, которые выполняют в ней задачи; он наличия обратной связи, осуществления контрольной функции, и от информационного обеспечения всех управленческих процессов. [2]

Мотивация персонала-этоодин из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников, является "мотивация на результат". Результаты работы сотрудников определяются с помощью ключевых показателей эффективности. Эти показатели и мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Большинство теоретиков систем мотивации приходили к выводу, что только мотивация на результат является совершенной системой, т.к. обосновывает бизнесу выплаты вознаграждений, а сотрудникам дает возможность получать и увеличивать доход в четкой зависимости к приложенным усилиям.

Функции мотивации

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах.

Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития организации. В то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с отсутствием поддержки со стороны персонала. Нередко руководство детально разрабатывает стратегию и доводит до сведения всех работающих причины, но не детализирует для каждого работника. Корпоративные планы и заявления высшего руководства о целях нередко остаются пустой риторикой. Исполнители получают заработную плату за достижение краткосрочных целей и выполнение оперативных планов.

Недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, является существенным недостатком руководства российских предприятий. Человеческий потенциал для большинства российских предприятий представляет главное и единственное на сегодняшний день конкурентное преимущество.

Процессы мотивации

Процесс мотивации включает в себя, прежде всего, установление или оценку неудовлетворенных потребностей. В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность, удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или действий. Таким образом, в процесс мотивации входит постановка целей, направленных на удовлетворение потребностей и определение действий, необходимых для их удовлетворения.

Мотивацию определяют еще и как "процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации". [3]

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. Современные менеджеры внимательно относятся к таким факторам, как:

разнообразие работы по содержанию;

рост и расширение профессиональной квалификации работающих;

удовлетворение от работы и ее результатов;

повышение ответственности и условия для проявления инициативы;

осуществление самоконтроля.

С точки зрения управления по результатам основными являются три типа мотивации:

1. Потребность в достижении цели - работник, имеющий значительную потребность в достижении цели, ставит себе высокие, но реальные цели. Для него важны хорошие достижения.

2. Потребность в присоединении - работник, испытывающий потребность в присоединении, ценит человеческие отношения и дружбу. Такой человек может быть весьма эффективен при выполнении заданий, требующих групповой работы.

3. Потребность во власти - работник, имеющий потребность во власти, хочет обладать возможностью влиять на других и поэтому ищет такие задания и должности, где у него был бы соответствующий статус, дающий возможность использовать авторитет и власть.

Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются:

1. Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет. Горизонтальные подвижки нужно делать престижными. Также необходимо одобрить и сделать престижными перемещения вниз в служебной иерархии на каких-то этапах карьеры.

2. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок.

3. Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм.

4. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.

5. Реализация новых форм взаимодействия, например, беседы начальника и подчиненного как составная часть эффективного управления, производственная демократия.

Заключение

В процессе выполнения контрольной работы, мною был рассмотрен вопрос важности системы управления человеческими ресурсами в современном обществе, выделены функции и процессы мотивации, как одного из наиболее важных элементов системы.

Итак, основной целью управления человеческими ресурсами является обеспечение достижения успеха организации с помощью людей. Система управления человеческими ресурсами определяется как способы принятия управленческих решений, основывающихся на использовании отношений между организацией и персоналом.

На мой взгляд, правильно скоординированная система мотивации персонала на предприятии ведет к значительному снижению текучести кадров и приводит к росту производительности труда.

Процесс мотивации можно определить, как процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям и поступкам путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Человек может выполнять свою работу потому, что он стремится помочь своей организации решить ее задачи. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в определенном направлении.


Список использованной литературы

1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. Учеб. пособие. - М.: Издательство "Альфа-Пресс, 2008. - 96с.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами.10-е изд. / Пер. с англ. под ред.И. Малковой. - СПб.: Питер, 2012. - 848 с.: ил. - (Серия "Классика МВА").

3. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса. Учебное пособие / Внешэкономбанк. - М.: Внешэкономбанк, 2011. - 56 с

4. Кибанов А.Я. Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: Учебник / Под ред.А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 284 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. Издание 3. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2010. - 527 с.

6. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия "Высшее образование". Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2008. - 448 с.

7. Моргенстерн Дж. Технологии эффективной работы / Джулия Моргенстерн; пер. с англ. - М.: Издательство "Добрая книга", 2007. - 336 с.

8. С.Д. Резник. Организационное поведение: Учебник.2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 430 с.

9. Организация производства и управление предприятием: Учебник - 3-е изд. - ("Высшее образование") (ГРИФ) /Туровец О.Г., Родионов В.Б., Бухалков М.И. - М.: Инфра-М, 2011. - 506 с.

10. П.В. Шеметов, С.В. Петухова. Теория организации: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. - 288 с.

11. А.П. Шихвердиев. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие. - М.: 2009. - 179 с.

12. Хилл, Н., Сьюба Т. Думай и богатей. Новая версия / Н. Хилл, Т. Сьюба; пер. с англ. С.Э. Борич. - Минск.: Попурри, 2011. - 400 с.

[1] Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. / Пер. с англ. под ред.И. Малковой. - СПб.: Питер, 2012. - 848 с.: ил. - (Серия «Классика МВА»).

[2] Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2008. - 448 с.

[3] Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2008. - 448 с.

Наши рекомендации