Тема 24. Закономерности и принципы обучения
Основные закономерности обучения.
Понятие принципа обучения. Системы принципов обучения.
Сравнительная характеристика принципов традиционного и развивающего обучения.
Тема 25. Цели и содержание образования
Проблема целей образования и обучения, ее интерпретации. Способы постановки целей обучения. Таксономия целей.
Сущность содержания образования и содержания обучения. Компоненты содержания образования.
Теории формирования содержания образования.
Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Базисный учебный план и учебный план общеобразовательной школы.
Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий.
Тема 26.Методы и средства обучения
Понятие о методе и приеме обучения. История развития методов обучения.
Классификации методов обучения, их характеристика.. Критерии выбора методов обучения.
Средства обучения и их классификация.
Тема 27. Формы организации обучения
Понятие о формах организации обучения. Общие и конкретные формы обучения. Развитие форм организации обучения в дидактике.
Общая характеристика классно-урочной системы. Понятие об уроке как целостной системе: типология уроков, структура урока; организация деятельности учащихся на уроке; система уроков по теме; подготовка к уроку; анализ урока.
Тема 28. Контроль и оценка результатов обучения
Сущность и функции контроля результатов обучения. Условия эффективности контроля и оценки результатов обучения.
Виды, методы и формы контроля. Тестовый контроль.
Характеристика результатов обучения. Оценка знаний учащихся.
Неуспеваемость учащихся: причины, пути предупреждения и преодоления.
Тема 29. Современные дидактические концепции и системы обучения.
Анализ современных концепций обучения.
Концепции развивающего обучения. Соотношение обучения и развития. Учение о зоне ближайшего развития.
Дидактические концепции и системы развивающего обучения. Проблемное обучение.
Тема 30. Современные технологии обучения.
Технологический подход к обучению. Соотношение понятий “метод”, “методика”, “технология” обучения.
Технология полного усвоения. Оценка эффективности.
Технология проблемного обучения: сущность, способы создания проблемных ситуаций, способы включения обучаемых в деятельность по разрешению учебных проблем.
Технология взаимообучения (КСО). Основные признаки коллективного способа обучения. Способы и приемы организации взаимообучения. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения. Модульное обучение, характеристика, оценка эффективности.
Тема 31. Система образования в России
Понятие системы образования, типология образовательных учреждений.
Формы получения образования.
Инновационные образовательные процессы.
Авторские школы.
Раздел v. История педагогики и образования
Тема 32. История педагогики и образования как область научного знания.
Педагогика и образование в древнем мире
История педагогики и образования как область научного знания и учебный предмет.
Зарождение педагогических традиций на ранних этапах развития человеческого общества.
Особенности педагогических традиций древнего Востока.
Образование и педагогика в эпоху Античности.
Тема 33. Влияние христианских традиций на школу и педагогику. Педагогика и образование эпохи просвещения
Новые представления христиан о человеке. Образование в эпоху раннего христианства.
Образование в эпоху Средневековья
Изменение педагогических традиций в эпоху Возрождения. Педагогическая система Я.А. Коменского.
Становление педагогических традиций в древней Руси.
Сущность философии и педагогики просвещения. Педагогическая теория Дж. Локка. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
Просветительская политика Петра I. Просветительская политика Екатерины II.
Тема 34. Педагогика и образование XIX и ХХ века
Педагогическая мысль в Западной Европе XIX века. Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.
Образовательные реформы в России XIX века. Педагогика в России XIX века. Педагогическая взгляды Н.И. Пирогова. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.
Педагогические течения на Западе и в США в XX веке.
Проблемы российского образования на рубеже XIX-XX веков.
Становление и развитие советской системы образования
Педагогика в России XX века.
Тема 35. Проблемы и перспективы мирового образования и педагогики в XXI веке
Образовательные системы современных высокоразвитых стран (западная Европа, Япония и США).
Состояние и проблемы современного российского образования.
Роль и место образования в современном мире.
Тенденции развития образования.