Тема 24. Закономерности и принципы обучения

Основные закономерности обучения.

Понятие принципа обучения. Системы принципов обучения.

Сравнительная характеристика принципов традиционного и развивающего обучения.

Тема 25. Цели и содержание образования

Проблема целей образования и обучения, ее интерпретации. Способы постановки целей обучения. Таксономия целей.

Сущность содержания образования и содержания обучения. Компоненты содержания образования.

Теории формирования содержания образования.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Базисный учебный план и учебный план общеобразовательной школы.

Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий.

Тема 26.Методы и средства обучения

Понятие о методе и приеме обучения. История развития методов обучения.

Классификации методов обучения, их характеристика.. Критерии выбора методов обучения.

Средства обучения и их классификация.

Тема 27. Формы организации обучения

Понятие о формах организации обучения. Общие и конкретные формы обучения. Развитие форм организации обучения в дидактике.

Общая характеристика классно-урочной системы. Понятие об уроке как целостной системе: типология уроков, структура урока; организация деятельности учащихся на уроке; система уроков по теме; подготовка к уроку; анализ урока.

Тема 28. Контроль и оценка результатов обучения

Сущность и функции контроля результатов обучения. Условия эффективности контроля и оценки результатов обучения.

Виды, методы и формы контроля. Тестовый контроль.

Характеристика результатов обучения. Оценка знаний учащихся.

Неуспеваемость учащихся: причины, пути предупреждения и преодоления.

Тема 29. Современные дидактические концепции и системы обучения.

Анализ современных концепций обучения.

Концепции развивающего обучения. Соотношение обучения и развития. Учение о зоне ближайшего развития.

Дидактические концепции и системы развивающего обучения. Проблемное обучение.

Тема 30. Современные технологии обучения.

Технологический подход к обучению. Соотношение понятий “метод”, “методика”, “технология” обучения.

Технология полного усвоения. Оценка эффективности.

Технология проблемного обучения: сущность, способы создания проблемных ситуаций, способы включения обучаемых в деятельность по разрешению учебных проблем.

Технология взаимообучения (КСО). Основные признаки коллективного способа обучения. Способы и приемы организации взаимообучения. Технологии индивидуализации и дифференциации обучения. Модульное обучение, характеристика, оценка эффективности.

Тема 31. Система образования в России

Понятие системы образования, типология образовательных учреждений.

Формы получения образования.

Инновационные образовательные процессы.

Авторские школы.

Раздел v. История педагогики и образования

Тема 32. История педагогики и образования как область научного знания.

Педагогика и образование в древнем мире

История педагогики и образования как область научного знания и учебный предмет.

Зарождение педагогических традиций на ранних этапах развития человеческого общества.

Особенности педагогических традиций древнего Востока.

Образование и педагогика в эпоху Античности.

Тема 33. Влияние христианских традиций на школу и педагогику. Педагогика и образование эпохи просвещения

Новые представления христиан о человеке. Образование в эпоху раннего христианства.

Образование в эпоху Средневековья

Изменение педагогических традиций в эпоху Возрождения. Педагогическая система Я.А. Коменского.

Становление педагогических традиций в древней Руси.

Сущность философии и педагогики просвещения. Педагогическая теория Дж. Локка. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Просветительская политика Петра I. Просветительская политика Екатерины II.

Тема 34. Педагогика и образование XIX и ХХ века

Педагогическая мысль в Западной Европе XIX века. Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.

Образовательные реформы в России XIX века. Педагогика в России XIX века. Педагогическая взгляды Н.И. Пирогова. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

Педагогические течения на Западе и в США в XX веке.

Проблемы российского образования на рубеже XIX-XX веков.

Становление и развитие советской системы образования

Педагогика в России XX века.

Тема 35. Проблемы и перспективы мирового образования и педагогики в XXI веке

Образовательные системы современных высокоразвитых стран (западная Европа, Япония и США).

Состояние и проблемы современного российского образования.

Роль и место образования в современном мире.

Тенденции развития образования.

Наши рекомендации