Потребности. Классификация потребностей

Потребности – побуждение к деятельности, которое осознает и переживает человек (нужда в чем-то, недостаток, неудовлетворенность).

Потребности:

1) биологические 2) культурные 3) социальные (общение и т.д.) 4) потребность в труде

Потребности (по Маслоу):

1) физиологические 2) безопасность 3) быть принятым (в общность) 4) уважение и самоуважение 5) самореализация

Особенности самоактуализирования личности:

1) активное восприятие действий и способность хорошо ориентироваться в ней

2) принятие себя и других людей

3) непосредственность в поступках и спонтанность выражения своих мыслей и чувств

4) обладание чувством юмора

5) озабоченность благополучием других людей

6) способность к глубокому пониманию жизни

7) способность объективно оценивать мир

8) предпочтение новых путей

9) умение полагаться на свой опыт

10) открытое и честное поведение в любых ситуациях

11) готовность стать непопулярным, подвергаться осуждению за нетрадиционные взгляды

12) способность брать на себя ответственность

потребности (Маккеланд):

1) потребность власти 2) потребность успеха (доверие и доведение работы до удачного завершения) 3) потребность причастности

Мотив и мотивация.

Мотив (побуждение к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. Виды мотивов: мотив достижения успехов, мотив избегания неудач, тревожность, потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними (стимулы, исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человека может быть бессознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.




Эмоции и чувства. Классификация чувств.

Эмоции – реакция человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих явно выраженную субъективную окраску. Главное в эмоциях – лучшее понимание друг друга. Самая старая и распространенная эмоция – удовольствие и неудовольствие. Настроение – слабовыраженное эмоциональное состояние, которое отличается продолжительностью, слабым осознанием причин и факторов их вызывающих.

Аффекты – наступают в результате каких-либо потрясений. Стресс – реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку.

Фрустрация – тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека на пути к достижению цели.

Страсть – глубокие, сильные и устойчивые эмоциональные переживания в ярко выраженной окраской. Сублимация – трансформация сексуальной энергии в различные виды творческой деятельности.

Формы и виды переживания чувств.

1. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции связаны с конкретной ситуацией.

2. Чаще всего возникновение эмоций связывают с удовлетворением более простых, потребностей, а чувства возникают в связи с высшими потребностями.

3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считаются более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие средства коммуникации).

Одной из форм эмоциональных переживаний выступает аффект. Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.

Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.

К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:

 влияние окружающей среды (шум, загрязнение, жара);

 нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологические (болезнь, беременность) и т.д.;

 монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах;

 повседневные раздражители:

 личностная дисгармония:

 ситуации неопределенности или конкретной угрозы.

Стресс часто связан с состоянием, возникающим в затруднительных ситуациях, которое в психологии обозначается фрустрацией.

Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.


Наши рекомендации