Потребности. Классификация потребностей
Потребности – побуждение к деятельности, которое осознает и переживает человек (нужда в чем-то, недостаток, неудовлетворенность).
Потребности:
1) биологические 2) культурные 3) социальные (общение и т.д.) 4) потребность в труде
Потребности (по Маслоу):
1) физиологические 2) безопасность 3) быть принятым (в общность) 4) уважение и самоуважение 5) самореализация
Особенности самоактуализирования личности:
1) активное восприятие действий и способность хорошо ориентироваться в ней
2) принятие себя и других людей
3) непосредственность в поступках и спонтанность выражения своих мыслей и чувств
4) обладание чувством юмора
5) озабоченность благополучием других людей
6) способность к глубокому пониманию жизни
7) способность объективно оценивать мир
8) предпочтение новых путей
9) умение полагаться на свой опыт
10) открытое и честное поведение в любых ситуациях
11) готовность стать непопулярным, подвергаться осуждению за нетрадиционные взгляды
12) способность брать на себя ответственность
потребности (Маккеланд):
1) потребность власти 2) потребность успеха (доверие и доведение работы до удачного завершения) 3) потребность причастности
Мотив и мотивация.
Мотив (побуждение к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. Виды мотивов: мотив достижения успехов, мотив избегания неудач, тревожность, потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними (стимулы, исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человека может быть бессознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.
Эмоции и чувства. Классификация чувств.
Эмоции – реакция человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющих явно выраженную субъективную окраску. Главное в эмоциях – лучшее понимание друг друга. Самая старая и распространенная эмоция – удовольствие и неудовольствие. Настроение – слабовыраженное эмоциональное состояние, которое отличается продолжительностью, слабым осознанием причин и факторов их вызывающих.
Аффекты – наступают в результате каких-либо потрясений. Стресс – реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку.
Фрустрация – тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека на пути к достижению цели.
Страсть – глубокие, сильные и устойчивые эмоциональные переживания в ярко выраженной окраской. Сублимация – трансформация сексуальной энергии в различные виды творческой деятельности.
Формы и виды переживания чувств.
1. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции связаны с конкретной ситуацией.
2. Чаще всего возникновение эмоций связывают с удовлетворением более простых, потребностей, а чувства возникают в связи с высшими потребностями.
3. Чувства чаще признаются более глубокими переживаниями, а эмоции считаются более экспрессивными (выражаемые через мимику, взгляд, речь и другие средства коммуникации).
Одной из форм эмоциональных переживаний выступает аффект. Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
Настроение — сравнительно продолжительные, устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоциональный фон жизнедеятельности человека в течение относительно длительного времени.
Стресс — (от лат. «давление, напряжение») — состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия.
К наиболее распространенным причинам стрессов (стрессорам) относят:
влияние окружающей среды (шум, загрязнение, жара);
нагрузки повышенной интенсивности: физические (мышечные), физиологические (болезнь, беременность) и т.д.;
монотонность в трудовой деятельности и эмоциональных контактах;
повседневные раздражители:
личностная дисгармония:
ситуации неопределенности или конкретной угрозы.
Стресс часто связан с состоянием, возникающим в затруднительных ситуациях, которое в психологии обозначается фрустрацией.
Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.