Тема 5. Современная система образования и тенденции ее развития в различных странах

Основные положения лекции

Понятие о системе образования как совокупности образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

Развитие производства и усложнение социально–экономических отношений в обществе как условие для роста численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений. Причины возрастания их ступенчатости, совершенствование их структуры и преемственных связей. Совершенствование образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания.

Основные факторы развития системы образования: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно – технических основ, политика общества и интересы различных его сословий, исторический опыт и национальные особенности в области народного образования, педагогические факторы.

Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах; заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования, как предпосылки социального и морального прогресса; тенденции платности и бесплатности образования; финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета; привлечение средств из других источников. Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования.

Семинарское занятие №3

1. Главный признак кризиса любой образовательной системы.

2. Совершенствование системы образования как необходимый фактор повышения качества обучения и воспитания.

3. Особенности развития системы образования в одной из зарубежных стран (по выбору).

Темы индивидуальных творческих работ

1. Система образования и основные принципы ее функционирования и развития, особенности (на примере родных государств).

2. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций.

3. Реформа российской системы образования, объективные и субъективные проблемы на пути модернизации.

Практикум

Проанализируйте существование педагогических традиций в Университете дружбы народов. Насколько активно поддерживаете Вы эти традиции?

Литература

1. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2002.

2. Алферов С.Ю. Непрерывное образование. Опыт развитых стран / Сов. педагогика. – №8. – 1990.

3. Андреев В.И. Система образования в ФРГ. – Минск, 1993.

4. Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество образования в США // Советская педагогика. – №3. – 1989.

5. Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке // Педагогика. – №3-4. – 1992.

6. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М.,1983.

Тема 6. Теоретические основы педагогического взаимодействия

Основные положения лекции

Сущностная характеристика педагогической деятельности. Цели деятельности, мотивы (потребности), средства достижения, ожидаемый результат. Организация педагогической деятельности. Структура «бюджета» времени современного учителя. Содержание и сущность учения в психологических теориях. Организация творческой деятельности учащихся. Главные факторы, способствующие учебно-творческой деятельности обучающихся: личность преподавателя, творческие ситуации, самостоятельная работа, эвристические методы обучения. Общение как вид деятельности, как мера развития человека, как важнейший критерий выраженности культуры человека. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. Общие и индивидуальные принципы общения в паре «учитель-ученик», использование разнообразных межличностных связей для коллектива учащихся. Структура общения на уроке. Одобрение и похвала – сильнейший стимулятор к саморазвитию. Предпосылки продуктивного общения, операциональные средства общения учителя, их многообразие (внушение, убеждение, подражание, заражение, идентификация). Стратегия общения с учащимися. Основные характеристики стиля обучения. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Социометрия как один из методов исследования отношений в группе учащихся. Диагностика педагогической культуры учителя.

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под педагогической деятельностью? Основные компоненты деятельности и их характеристика.

2. В чем проявляется прогрессивный (развивающий) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер деятельности?

3. С целью нахождения оптимальных способов формирования самооценки учащихся в учебно-воспитательном процессе был проведен следующий эксперимент. В одном классе каждого учащегося на протяжении всего учебного года сравнивали только с ним самим. О степени успешности (не успешности) его учебной деятельности, о его продвижениях сообщали только ему самому. Его не сравнивали с другими. В другом классе успехи одного ребенка сравнивали с успехами (неуспехами) другого, причем с равными возможностями (способностями), но в силу определенных обстоятельств (старательности, организованности, дисциплинированности и т. п.) достигших в учебе лучших результатов. Все оценки высказывались с целью показать, что успех или отставание в учении зависят от отношения к работе. В третьем классе, как обычно, результаты отстающих сопоставляли с хорошо успевающими.

В каком классе и почему реакция учеников на оценки педагогов была наиболее благоприятной?

Наши рекомендации