Современная система образования в России и тенденции ее развития

Роль образования на современном этапе развития России опреде-ляется задачами ее перехода к демократическому и правовому госу-дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасностиотставания страны от мировых тенденций экономического и обществен-ного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактораформирования нового качества экономики и общества увеличиваетсявместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская системаобразования способна конкурировать с системами образования передо-вых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общест-венности проводимой образовательной политики, восстановление от-ветственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая ивсесторонняя модернизация образования с выделением необходимых дляэтого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политикив России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об об-разовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском професси-ональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образова-ния в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной прог-рамме развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социальноэ-кономической политики Правительства Российской Федерации на долгос-рочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации гене-ральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модерни-зации образования. 1.1. Российское образование и тенденции мирового развития Образовательная политика России, отражая общенациональные ин-тересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав-ливающие необходимость существенных изменений в системе образова-ния: ускорение темпов развития общества, расширение возможностейполитического и социального выбора, что вызывает необходимость по-вышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, зна-чительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, всвязи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельностии толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут бытьрешены лишь в результате сотрудничества в рамках международного со-общества, что требует формирования современного мышления у молодогопоколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращениесферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокиеструктурные изменения в сфере занятости, определяющие постояннуюпотребность в повышении профессиональной квалификации и переподго-товке работников, росте их профессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, который в развитыхстранах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, всвою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие обра-зования как молодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования является важным факторомсохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международно-го престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки,образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества исохранение общего образовательного пространства со странами Содру-жества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечест-венников за рубежом. 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшимфактором гуманизации общественно-экономических отношений, формиро-вания новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществунужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в си-туации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны ксотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктив-ностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На современном этапе развития России образование, в его нераз-рывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной дви-жущей силой экономического роста, повышения эффективности и конку-рентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важ-нейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны,благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен бытьв полной мере использован для консолидации общества, сохраненияединого социокультурного пространства страны, преодоления этнонаци-ональной напряженности и социальных конфликтов на началах приорите-та прав личности, равноправия национальных культур и различных кон-фессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной рос-сийской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохраненияи развития русского и родного языков, формирования российского са-мосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыг-рать ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспеченииустойчивого, динамичного развития российского общества - общества свысоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и быто-вой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей кполноценному качественному образованию в соответствии с их интере-сами и склонностями, независимо от материального достатка семьи,места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детейи подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей такжеявляется формирование профессиональной элиты, выявление и поддержканаиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны госу-дарства система образования должна обеспечить эффективное использо-вание своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных,финансовых. 1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации Государственно-политические и социально-экономические преобра-зования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияниена российское образование, позволив реализовать академическую авто-номию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образова-тельных учреждений и вариативность образовательных программ, разви-тие многонациональной российской школы и негосударственного сектораобразования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление вЗаконе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однакопроизошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономическийкризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство вомногом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовы-живанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребнос-тей страны. В современных условиях образование более не может оста-ваться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования необеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальныхзнаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившеговека: математики и информатики (включая умения вести поиск и отборинформации), русского и иностранных языков, базовых социальных игуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональ-ное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере ре-шить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требования-ми к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускни-ки учреждений профессионального образования не могут найти себе ра-боту, определиться в современной экономической жизни. В условияхэкономического расслоения общества все эти недостатки системы обра-зования усугубились неравным доступом к качественному образованию взависимости от доходов семьи. В переходный период своего развития страна должна разрешитьсвои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет эко-номии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основеее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств вбудущее страны, в котором участвуют государство и общество, предп-риятия и организации, граждане - все заинтересованные в качествен-ном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат наобразование, существенное увеличение заработной платы работникамобразования и усиление стимулирования качества и результативностипедагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образо-вания для вложения средств предприятий, организаций и граждан, мо-дернизированы действующие в образовании организационноэкономическиемеханизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в об-разовании, а также кардинально улучшить использование этих средств,направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидае-мого демографического спада контингент учащихся сократится практи-чески на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисис-темного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразова-тельных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точекроста" в образовании. Меры государственной поддержки образования будут сочетаться сусилением роли органов государственной власти и управления образо-ванием в обеспечении совместно с общественностью высокого и совре-менного качества работы образовательных учреждений и организаций,независимо от их организационно-правовых форм, систематическом ана-лизе перспективных потребностей рынков труда. 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования Главная задача российской образовательной политики - обеспече-ние современного качества образования на основе сохранения его фун-даментальности и соответствия актуальным и перспективным потребнос-тям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональнаязадача, она не должна и не может осуществляться как ведомственныйпроект. Интересы общества и государства в области образования невсегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образова-ния, а потому определение направлений модернизации и развития обра-зования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества иобразовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать всеграждане России, семья и родительская общественность, федеральные ирегиональные институты государственной власти, органы местного са-моуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные,культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма ус-тойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередномпорядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных воз-можностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего ипрофессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и орга-низационно-экономических механизмов привлечения и использованиявнебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работниковобразования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественнойсистемы на основе распределения ответственности между субъектамиобразовательной политики и повышения роли всех участников образова-тельного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образователь-ного учреждения. Основой современной образовательной политики государства явля-ется социальная адресность и сбалансированность социальных интере-сов. Стратегические цели модернизации образования могут быть дос-тигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образователь-ной системы с представителями национальной экономики, науки, куль-туры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и обществен-ных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практическикаждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели,направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а ре-зультаты общественного мнения должны пристально изучаться органамиуправления образованием и руководителями образовательных учрежденийи учитываться при проведении модернизации образования. 2. Приоритеты образовательной политики 2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан наобразование. Однако в условиях сложной социально-экономической си-туации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Прави-тельство Российской Федерации осуществит меры по их реализации,создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государс-твенного образовательного стандарта и бесплатного образования дру-гих уровней в пределах, установленных законодательством РоссийскойФедерации; равного доступа всех граждан России к образованию разных уров-ней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными госу-дарственными образовательными стандартами, гарантирующими необходи-мое для общества качество образования. Доступность качественного образования означает также государс-твенные гарантии: обучения на учебно-материальной базе с использованием совре-менного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обуча-ющегося в образовательном процессе, его психологическую и физичес-кую безопасность; социально-педагогической и психолого-педагогической помощисемье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических ипсихологических); бесплатного пользования учащимися и студентами фондами госу-дарственных, муниципальных и учебных библиотек. Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальныхпотребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых госу-дарством и обществом на их образование, о качественном уровне полу-чаемого образования и его соответствии государственным образова-тельным стандартам. Для повышения объективности итоговой аттестации выпускниковобщеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на по-лучение среднего и высшего профессионального образования предстоитосуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в об-щеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие исредние специальные учебные заведения с учетом результатов экспери-мента по введению единого государственного экзамена. При этом ввысших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям,предполагающим наличие определенных творческих, психологических,физических наклонностей, а также реализующих учебные программы по-вышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требова-ния к приему. Одновременно будет отрабатываться система специализированнойподготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразова-тельной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и соци-ализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностейрынка труда. Для расширения доступности образования вне зависимости от мес-та жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализованкомплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности об-разования на всех его ступенях. В числе этих мер: разграничение полномочий и ответственности между федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципаль-ных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Феде-рации и придания им статуса государственных образовательных учреж-дений; введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихсяи создание на региональном и муниципальном уровнях других механиз-мов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. Этообеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг ивозможность обучения в учреждениях образования, реализующих прог-раммы повышенного уровня; создание системы государственного образовательного кредитова-ния, субсидирования для расширения возможностей детям из малообес-печенных семей получать среднее и высшее профессиональное образова-ние, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; не-обходимо также использовать возможности государственного образова-тельного кредитования и субсидирования для подготовки студентов поспециальностям, имеющим особо важное значение для экономического исоциального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферуобразования внебюджетных средств и их использования, обеспечениезащиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической исоциальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного миниму-ма; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест снеполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурс-ной основе среднего и высшего профессионального образования будут вустановленном законом порядке рассмотрены предложения о предостав-лении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силывыпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускни-кам образовательных учреждений начального и среднего профессиональ-ного образования для реализации ими права на поступление в учебныезаведения соответственно среднего или высшего профессионального об-разования. Важной организационно-педагогической мерой будет восстановле-ние на современной технической основе учета детей школьного возрас-та и создание государственно-общественной системы обеспечения обя-зательного основного общего образования, мониторинга его реализа-ции. Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в по-лучении качественного общего образования будут осуществлены специ-альные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуриза-ции. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обес-печены медико-психологическим сопровождением и специальными услови-ями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе поместу жительства, а при наличии соответствующих медицинских показа-ний - в специальных школах и школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспече-ны обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровожде-нием. Правительство Российской Федерации планирует осуществить комп-лексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведениемдетей и молодежи, социальным сиротством. В их числе: создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суво-ровских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьихшкол, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйствен-ных и других училищ; создание специализированных консультативных подростковых цент-ров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и меди-ко-социальные проблемы; рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитиесистемы приемных семей и детских домов семейного типа; расширение подготовки специальных кадров - социальных педаго-гов и психологов - по профилактике социального сиротства и для ра-боты с детьми группы риска; подготовка и переподготовка педагогических кадров, а такжепроведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и ал-коголизма; введение на федеральном и региональном уровнях специальныхуполномоченных по правам ребенка. Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения под-ростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятель-ности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого стано-вится детская безнадзорность. Органами государственной власти всехуровней и местного самоуправления, органами управления образованиеми образовательными учреждениями с привлечением общественности будутприняты меры по усилению педагогического влияния на детей и под-ростков в период летних каникул и повышению их занятости. 2.2. Создание условий для повышения качества общего образования Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модер-низация которой предполагает ориентацию образования не только наусвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитиеего личности, его познавательных и созидательных способностей. Об-щеобразовательная школа должна формировать целостную систему уни-версальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельнойдеятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевыекомпетенции, определяющие современное качество содержания образова-ния. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, сле-дует сохранить лучшие традиции отечественного естественноматемати-ческого, гуманитарного и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должностать органичной составляющей педагогической деятельности, интегри-рованной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи вос-питания - формирование у школьников гражданской ответственности иправового самосознания, духовности и культуры, инициативности, са-мостоятельности, толерантности, способности к успешной социализациив обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих за-дач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного обра-зования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффектив-ных форм развития склонностей, способностей и интересов, социально-го и профессионального самоопределения детей и молодежи. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежитсемье. В целях создания необходимых условий достижения нового, совре-менного качества общего образования планируется: по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру исодержание общего образования, включая продолжительность обученияна каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьноеобразование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007годов); разработать и ввести в действие государственные образователь-ные стандарты общего образования и вариативный базисный учебныйплан, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности об-щеобразовательных учреждений; провести оптимизацию учебной, психологической и физическойнагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условиядля сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе засчет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физическойкультурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательныхучреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного време-ни и летнего отдыха детей и молодежи; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования приобеспечении государственных образовательных стандартов - на основемногообразия образовательных учреждений и вариативности образова-тельных программ; более полно использовать нравственный потенциал искусства каксредства формирования и развития этических принципов и идеалов вцелях духовного развития личности; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшейшколе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреж-дениями начального, среднего и высшего профессионального образова-ния; усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализациюучащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностран-ных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обуче-ние, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функци-ональной грамотности как минимум одного иностранного языка; предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранномуязыку за курс средней школы и обязательного экзамена по информаци-онным технологиям за курс основной школы; создать в системе профессиональной ориентации условия для пси-хологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональ-ных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в ос-воении той или иной профессии; отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различныемеханизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской шко-лы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении вкаждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольно-го и начального образования); организовать на селе систему "школьных автобусов"; обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитиеединой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" разви-тие дистанционного образования и др.; разработать нормативно-правовую базу для развития новых типовобщеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центрови комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попече-ния родителей; обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей; создать эффективную государственно-общественную систему экс-пертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержкиорганизации и проведения конкурсов среди авторов на создание учеб-ников нового поколения; обеспечить государственную поддержку образовательным учрежде-ниям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкампроцесса модернизации образования; создать независимую от органов управления образованием госу-дарственную систему оценки качества образования, которая должнастать действенным и надежным инструментом повышения эффективностиобразовательной деятельности. 2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования Государство возвращается в образование как гарант качества об-разовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразова-тельными, так и профессиональными образовательными учреждениями,независимо от организационно-правовых форм. Предстоит существенная модернизация содержания и структурыпрофессионального образования в соответствии с требованиями основ-ных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, госу-дарственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального об-разования выступают запросы развития экономики и социальной сферы,науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынковтруда, а также перспективные потребности их развития. Должна бытьсоздана система постоянного мониторинга текущих и перспективныхпотребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в томчисле с учетом международных тенденций. В соответствие с этими пот-ребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионально-го образования, в частности, реальную многоуровневую структуру выс-шего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынкатруда, а также рейтинги учреждений профессионального образованиядолжны доводиться до населения через средства массовой информации. Планируется создание эффективной системы содействия трудоуст-ройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготов-ки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональ-ных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы,в том числе и открытию собственного дела. В числе стратегических направлений развития профессиональногообразования особое место занимает укрепление и модернизация матери-ально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные ин-формационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, при-борами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебногопроцесса, так и поддержку вузовской науки. Особое внимание будет уделено развитию в российской высшейшколе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влия-ние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хо-зяйства страны. Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер,направленных на повышение требований к качеству профессиональногообразования, в частности: переаттестацию всех образовательных программ в области эконо-мики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимости повторное лицензированиефилиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломыгосударственного образца. К этим процедурам должны быть привлеченыведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей,органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и сред-него профессионального образования, поскольку на современном этапевозрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицирован-ных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежитсущественно актуализировать содержание и повысить качество профес-сиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией еена международные стандарты качества, интенсифицировать деятельностьпо укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учрежде-ния начального и среднего образования к потребностям местного рынкатруда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности длясоздания современной учебнометодической и информационной базы обу-чения, расширения научноисследовательских работ, издания учебнойлитературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит от-работать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общегосреднего образования в начальных и средних профессиональных учебныхзаведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образова-тельных программ, вертикальную мобильность их учащихся. Серьезному реформированию подлежит система управления профес-сиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное измене-ние во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросахфункционирования и развития профессионального образования всехуровней. В целях повышения эффективности деятельности учрежденийначального и среднего профессионального образования следует разде-лить их на два уровня - федерального и регионального подчинения,предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере намуниципальный уровень. Для достижения нового качества профессионального образованиябудет осуществляться: прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперациисети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых иинформационных агентств, служб занятости; устранение сегментации профессионального образования, неоправ-данного монополизма и слабой информированности потребителей, а так-же диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров; оптимизация перечней профессий и специальностей, по которымосуществляется подготовка кадров; структурная и институциональная перестройка профессиональногообразования, оптимизация сети его учреждений, отработка различныхмоделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего про-фессионального образования, обеспечение реальной многоуровневостивысшего образования, создание университетских комплексов; радикальное улучшение материально-технической базы профессио-нальных учебных заведений; информатизация образования и оптимизация методов обучения, ак-тивное использование технологий открытого образования; углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарныхпрограмм, соединение их с прорывными высокими технологиями; повышение статуса вузовской науки как одного из основных фак-торов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, разви-тия производительных сил общества и непрерывного обновления содер-жания профессионального образования; интеграция университетской, академической и отраслевой науки; разработка в рамках Федеральной программы развития образованияподпрограммы "Университеты России"; осуществление государственной поддержки ведущих научных итворческих школ с определением порядка и форм такой поддержки; формирование условий для непрерывного профессионального ростакадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академиинаук, обеспечение преемственности различных уровней профессиональ-ного образования и создание эффективной системы дополнительногопрофессионального образования, обеспечивающей психологическую под-держку населению при смене видов деятельности и карьерном росте; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятогонаселения в учреждениях начального и среднего профессионального об-разования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы за-нятости; обеспечение участия работодателей и других социальных партне-ров в решении проблем профессионального образования, в том числе вразработке образовательных стандартов, согласующихся с современнымиквалификационными требованиями (профессиональными стандартами), вформировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной под-готовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектовРоссийской Федерации; организация на базе гражданских учебных заведений высшего исреднего профессионального образования общепрофессиональной подго-товки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социаль-но-экономического и гуманитарного профилей, создание межвузовскихвоенных факультетов подготовки офицеров запаса. Для стимулирования научно-исследовательской деятельности пре-подавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой го-сударственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурс-ной основе. Основная цель профессионального образования - подготовка ква-лифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конку-рентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, сво-бодно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных об-ластях деятельности, способного к эффективной работе по специаль-ности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профес-сиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удов-летворение потребностей личности в получении соответствующего обра-зования. Решение задачи коренного улучшения системы профессиональногообразования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи сразвитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющеезначение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилияакадемического и педагогического сообщества, государства, предпри-нимательских кругов. 2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приори-тетная отрасль национальной экономики, государство будет последова-тельно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потреб-ности. Важными элементами формирования эффективных экономических ме-ханизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих факти-чески новые принципы и систему финансирования отрасли, должныстать: введение нормативного бюджетного финансирования общего средне-го и начального профессионального образования с учетом обеспечениягосударственных образовательных стандартов и необходимых условийобразовательного процесса; разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансиро-вания учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднегопрофессионального образования, отражающих характер реализуемых имиобразовательных программ; создание системы государственного образовательного кредитова-ния, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленныхтерриторий для получения ими профессионального образования; выделение средств на развитие образования из бюджетов всехуровней, включая средства на приобретение учреждениями образованияучебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительнойтехники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также наповышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касаю-щейся финансового обеспечения образования; развитие механизмов финансовой поддержки субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований с учетом требований модерни-зации образования; обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нуж-ды образования из бюджетов разных уровней;стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; пере-ход к финансированию учреждений профессионального образования наконтрактной основе; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельнос-ти учреждений образования, в том числе на основе увеличения разно-образия организационно-правовых форм образовательных учреждений иорганизаций; последовательная реализация принципа экономической автономииучебных заведений при введении казначейской системы учета внебюд-жетных средств образовательных учреждений; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образователь-ных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в уч-реждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых; расширение на базе образовательных учреждений дополнительныхплатных образовательных услуг, в том числе для населения, каксредства удовлетворения повышенного образовательного спроса и каквнутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, сти-мулирования инновационных образовательных процессов; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сель-ской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных,медико-оздоровительных центров; поддержка профильного учебного производства на базе образова-тельных учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральнойпрограммы развития образования для финансирования программ развитиявсех типов и видов государственных и муниципальных образовательныхучреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюдже-тов. Система образования должна быть ориентирована не только на за-дания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий об-щественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей,местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные пот-ребности конкретных потребителей образовательных услуг должна соз-дать основу для привлечения дополнительных финансовых и материаль-но-технических ресурсов.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных петербуржцев к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. В Санкт-Петербурге 16% общей численности населения – дети. В силу этого эта сфера требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.
Концепция развития системы дополнительного образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 г.г. (далее – Концепция) разработана с учетом необходимости выполнения целей и задач программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, документов по модернизации образования в Российской Федерации, удовлетворения потребностей горожан в оказании им образовательных услуг в системе дополнительного образования детей и потребностей самой этой системы в дальнейшем совершенствовании.
Концепция направлена на реализацию государственной политики Российской Федерации в области образования, усиления внимания государственных органов исполнительной власти, общественности, бизнес-сообщества к дополнительному образованию детей и их воспитанию, к организации свободного времени во второй половине дня, к противодействию негативным явлениям в детской и молодежной среде, к обеспечению охраны прав детей.
Концепция определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге, задает основные способы и механизмы изменений.
Концепция отходит от узкого понимания сферы дополнительного образования детей как отрасли, подведомственной Комитету по образованию. Она строится на необходимости консолидированного участия в решении задач развития системы этого вида образования всех заинтересованных в этом горожан, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий города, независимо от того, поддерживаются ли они государством, развиваются на коммерческой или на безвозмездной основе.
Концепция дополнительного образования детей адресована педагогическим коллективам образовательных учреждений города, общественным организациям и государственным органам исполнительной власти, занимающимся проблемами детства, воспитания и дополнительного образования детей, бизнес-сообществу.
Концепция является основой для разработки соответствующих городских, районных программ с учетом национально-культурных, социально-экономических, этнических, демографических, других особенностей

  1. Создана многовариантная сеть дополнительного образования детей.
  2. Активно развивается дополнительное образование на базе общеобразовательных учреждений.
  3. Осуществляется интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение сохраняет свою специфику.
  4. Идет процесс обновления содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей, реализацией концепции модернизации образования.
  5. Осуществляется совершенствование программно-методического и информационного обеспечения.
  6. Стабильно и на высоком уровне работают методические службы и городские методические объединения педагогов дополнительного образования детей.
  7. Качественно улучшилась работа с педагогическими кадрами, которые обладают высоким профессиональным потенциалом.

Наши рекомендации