Характеристика методов обучения

Метод Содержание Достоинства Недостатки
       
       

4. Разработка плана-конспекта семинара по плану:

- тема семинара:

- вопросы для предварительной подготовки:

- методика проведения:

- литература для подготовки

5. Диагностика профессиональной деформации.

Аспирант должен подобрать диагностический инструментарий для выявления профессионального деформации и провести диагностику 2-3 преподавателей с разным стажем работы в высшей школе. Результаты проанализировать.

6. Разработать и представить в форме презентации программу профилактики профессиональной деформации преподавателя высшей школы по следующему плану:

- цель и задачи программы:

- целевая группа:

- сроки реализации:

- содержание программы (тематика и формы проведения):

- ожидаемый результат:

- методические рекомендации:

Система текущего контроля включает:

1. Заполнение таблиц.

Критерий оценивания:

ü наличие объективных данных;

ü соответствие предлагаемой структуре;

ü логичность и содержательность.

2. Презентация семинарского занятия.

Критерий оценивания:

ü соответствие предлагаемой структуре;

ü логичность и содержательность;

ü обоснованность.

3. Представление компьютерной презентации программы профилактики профессиональной деформации.

Критерий оценивания презентации:

ü четкость и лаконичность информации;

ü наличие основных компонентов программы;

ü содержательность;

ü внешний вид.

Вопросы к экзамену:

1. Педагогика высшей школы в структуре педагогических наук Ее предмет и задачи. Истоки и основные этапы становления высшей школы России.

2. Дидактика как отрасль педагогики. Категории и основные принципы дидактики высшей школы. Объект и задачи дидактики.

3. Принципы обучения. Принцип целенаправленности и научности обучения в высшей школе. Специфика принципов обучения в высшей школе.

4. Структура и особенности учебного процесса в высшей школе. Задача образования, воспитания и развития личности студента высшей школы.

5. Показатели качества обучения в высшей школе. Цели, содержание и организация учебного процесса в высшей школе.

6. Федеральные государственные стандарты образования и их функции.

7. Технология и методика обучения.

8. Содержание и структура образовательной технологии. Основные этапы развития технологий обучения.

9. Традиционное и инновационное обучение: сравнительный анализ.

10. Дидактические возможности новых информационных технологий. Критерии эффективности технологий обучения.

11. Традиционные формы и методы обучения в высшей школе.

12. Кредитно-модульная и модульно рейтинговая технологии обучения как педагогические инновации.

13. Психолого-педагогическая сущность интерактивных методов обучения.

14. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления. Задачи, функции и виды педагогического контроля.

15. Формы и методы контроля знаний студентов.

16. Психолого-педагогические особенности организации самостоятельной работы студентов. Виды самостоятельной работы студентов.

17. Учет типологических особенностей студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.

18. Психолого-педагогические требования к преподавателю высшей школы. Структура профессиональной деятельности преподавателя. Профессиональные и личностные качества преподавателя. Профессиональные деформации в педагогической деятельности. Педагогическая культура преподавателя вуза.

19. Слагаемые педагогической культуры.

20. Профессиональный стресс и профессиональное «выгорание» в педагогической деятельности. Способы предотвращения.

21. Теория целостного педагогического процесса.

22. Различные подходы к системно-структурному анализу педагогических объектов и явлений.

23. Генезис методов обучения. Инновационные методы.

24. Педагогическое моделирование и проектирование структуры педагогических объектов.

Фонды оценочных средств

Аспирант должен обладать компетенциями:

УК-5Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности

УК-6 Способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

ОПК-4 Готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук

ОПК-6 Способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося

ОПК-8 Готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

ПК-2 Готовность использовать современные средства мониторинга качества профессионального образования и оценки качества образовательного процесса

Шкала оценивания

оценка «отлично» выставляется аспиранту, если он показывает полные и глубокие знания, логично и аргументировано отвечает на все вопросы;

оценка «хорошо» выставляется аспиранту, если он показывает глубокие знания, грамотно излагает материл, достаточно полно отвечает на вопросы;

оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту, если он при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы;

оценка «неудовлетворительно» выставляется аспиранту, если он не способен аргументировано и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки.

Наши рекомендации