Характеристика методов обучения
Метод | Содержание | Достоинства | Недостатки |
4. Разработка плана-конспекта семинара по плану:
- тема семинара:
- вопросы для предварительной подготовки:
- методика проведения:
- литература для подготовки
5. Диагностика профессиональной деформации.
Аспирант должен подобрать диагностический инструментарий для выявления профессионального деформации и провести диагностику 2-3 преподавателей с разным стажем работы в высшей школе. Результаты проанализировать.
6. Разработать и представить в форме презентации программу профилактики профессиональной деформации преподавателя высшей школы по следующему плану:
- цель и задачи программы:
- целевая группа:
- сроки реализации:
- содержание программы (тематика и формы проведения):
- ожидаемый результат:
- методические рекомендации:
Система текущего контроля включает:
1. Заполнение таблиц.
Критерий оценивания:
ü наличие объективных данных;
ü соответствие предлагаемой структуре;
ü логичность и содержательность.
2. Презентация семинарского занятия.
Критерий оценивания:
ü соответствие предлагаемой структуре;
ü логичность и содержательность;
ü обоснованность.
3. Представление компьютерной презентации программы профилактики профессиональной деформации.
Критерий оценивания презентации:
ü четкость и лаконичность информации;
ü наличие основных компонентов программы;
ü содержательность;
ü внешний вид.
Вопросы к экзамену:
1. Педагогика высшей школы в структуре педагогических наук Ее предмет и задачи. Истоки и основные этапы становления высшей школы России.
2. Дидактика как отрасль педагогики. Категории и основные принципы дидактики высшей школы. Объект и задачи дидактики.
3. Принципы обучения. Принцип целенаправленности и научности обучения в высшей школе. Специфика принципов обучения в высшей школе.
4. Структура и особенности учебного процесса в высшей школе. Задача образования, воспитания и развития личности студента высшей школы.
5. Показатели качества обучения в высшей школе. Цели, содержание и организация учебного процесса в высшей школе.
6. Федеральные государственные стандарты образования и их функции.
7. Технология и методика обучения.
8. Содержание и структура образовательной технологии. Основные этапы развития технологий обучения.
9. Традиционное и инновационное обучение: сравнительный анализ.
10. Дидактические возможности новых информационных технологий. Критерии эффективности технологий обучения.
11. Традиционные формы и методы обучения в высшей школе.
12. Кредитно-модульная и модульно рейтинговая технологии обучения как педагогические инновации.
13. Психолого-педагогическая сущность интерактивных методов обучения.
14. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления. Задачи, функции и виды педагогического контроля.
15. Формы и методы контроля знаний студентов.
16. Психолого-педагогические особенности организации самостоятельной работы студентов. Виды самостоятельной работы студентов.
17. Учет типологических особенностей студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.
18. Психолого-педагогические требования к преподавателю высшей школы. Структура профессиональной деятельности преподавателя. Профессиональные и личностные качества преподавателя. Профессиональные деформации в педагогической деятельности. Педагогическая культура преподавателя вуза.
19. Слагаемые педагогической культуры.
20. Профессиональный стресс и профессиональное «выгорание» в педагогической деятельности. Способы предотвращения.
21. Теория целостного педагогического процесса.
22. Различные подходы к системно-структурному анализу педагогических объектов и явлений.
23. Генезис методов обучения. Инновационные методы.
24. Педагогическое моделирование и проектирование структуры педагогических объектов.
Фонды оценочных средств
Аспирант должен обладать компетенциями:
УК-5Способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6 Способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-4 Готовностью организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук
ОПК-6 Способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
ОПК-8 Готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 Готовность использовать современные средства мониторинга качества профессионального образования и оценки качества образовательного процесса
Шкала оценивания
оценка «отлично» выставляется аспиранту, если он показывает полные и глубокие знания, логично и аргументировано отвечает на все вопросы;
оценка «хорошо» выставляется аспиранту, если он показывает глубокие знания, грамотно излагает материл, достаточно полно отвечает на вопросы;
оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту, если он при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы;
оценка «неудовлетворительно» выставляется аспиранту, если он не способен аргументировано и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки.