Ваше отношение к своим детям и внукам?

ИНТЕРВЬЮ С ШАЛВОЙ АМОНАШВИЛИ

Шалва Александрович Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

Окончил Тбилисский государственный университет, востоковедческий факультет. Должен был стать историком Ирана, но не стал: увлекли дети. На втором курсе стал работать пионервожатым.

В 1951 году пошел работать в школу. Там остался, потом стал аспирантом. Кандидатскую диссертацию защитил в Тбилиси. В 1973-м защитил докторскую у В.В. Давыдова.

Сейчас работает в Московском городском педагогическом университете – заведующий лабораторией Гуманной педагогики.

Ш.А.Амонашвили автор книг: Педагогическая симфония (трилогия: «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели»). М., 1983–1986; Переведена на многие языки. В 2003 году издана в трех томах на китайском; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Переведена на чешский, венгерский, болгарский и др. языки; В школу с шести лет. М., 1986; Размышления о гуманной педагогике. М., 1996; Школа Жизни. М., 1996. Переведена на югославский, эстонский языки; Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998; Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 2000.

Литературные произведения: Амон-Ра; Саломея; Путь Ильи (жизнь детей времен Иисуса Христа).

Вместе с членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло 40 томов).

Кто был Вашим значимым учителем?

У меня было несколько учителей.

Первый учитель – Варвара Вардиашвили («Роза») – учитель грузинского языка и литературы. Ее уроки были необычными. Она ориентировала нас на нравственно-духовные ценности. Читала «Витязя в тигровой шкуре».

Тогда было голодно. Она подкармливала нас. У нее было много учеников, которые стали затем известными людьми.

Второй учитель – Давид Онисимович Лордкипанидзе. Он был академиком АПН СССР. Он пристрастил меня к классической педагогике (Коменский, Ушинский, Гогепашвили, Руссо, Песталоцци. Вся классика). Но он не признавал Сухомлинского. А я влюбился в Сухомлинского. Мы разошлись, но я благодарен Давиду Онисимовичу за пример позиции в науке, за все.

Третий учитель – Барнат Иосифович Хачапуридзе, доктор психологических наук. Он создал свою версию теории установки. Он исследовал невоспринимаемые раздражители в установке. В 1936 году он уже создал эту теорию (аналог 25-го кадра кино). В то время грузинские ученые публиковали свои статьи на немецком языке. Не на русском, не на грузинском, а на немецком.

Все мои учителя определили мое самосознание.

Вы удовлетворены своей жизнью (и карьерой)?

В моей жизни многое происходило. Признавали, не признавали… Я в этой борьбе зрел. Это придавало мне уверенности. Я, может быть, ошибаюсь в своих взглядах, но я верю, что это был хороший опыт. Мне помогала Россия. Психология: Василий Васильевич Давыдов; Даниил Борисович Эльконин. Олег Петрович Матятин из газеты «Правда». Сейчас в России меня поддержал Дмитрий Дмитриевич Зуев. Я выжил благодаря ему.

Я удовлетворен своей жизнью.

Сейчас российское и прибалтийское учительства хорошо меня принимают. Китайцы перевели мои книги – в 2003 году вышел трехтомник.

Каково состояние Вашей души в настоящий момент?

Я только вернулся из деревни Бушети (недалеко от Телави). Написал две книги из серии книг для детей. Написал эссе «Без Сердца что поймешь?».

4. Ваши планы на будущее?

Личные...

Хочу написать учебник по педагогике «Педагогика как я ее воспринимаю».

Хочу встречаться с друзьями.

В работе…

Это и есть личные планы.

Ваше отношение к своим родителям и предкам?

Грузия – страна, где отношение к предкам чтится. Наука не поможет здесь так, как традиция. Сердце воспитывает.

Мама всегда стремилась к добру. Она была моей наставницей. Она умерла в 84 года.

Отец погиб на войне в 1942 году в Керчи. Он был коммунистом. Я тоже был коммунистом. Я верил в коммунизм. Теперь не верю.

Бабушка оказала на меня особое влияние. От бабушки я получил первоначальную веру в Бога. Она всегда читала мне молитвы. Я сомневался: «Где Бог?» Бабушка: «Не говори так!» Но сейчас во мне просыпаются бабушкины молитвы, которые на грузинском языке тепло греют мое сердце. Приведу подстрочник по-русски:

Ляжешь, заснешь,

Крест на тебе перекрестится,

Девять икон и девять ангелов

Лягут справа от тебя.

Крест, распятый на кресте,

Крест пречистый благоволит тебе,

Пусть поразит Святой Георгий

Сатану и лукавого.

Бог великий,

Триста шестьдесят три святой Георгий,

Благослови ты

Моего внука

И дари ему сон и умиротворение.

Аминь.

Дед строил дома в Кахетии. Учил, как ухаживать за лозой и как ласкать лозу. Я спрашивал: «3ачем ты это говоришь лозе, дедушка?». «Тогда будет хорошее вино», – отвечал дед.

Он учил меня правильно тратить деньги. Он снимал со своей головы кахетинскую тушинскую шапочку. Клал в нее деньги. Затем делил деньги на две части: «Одна часть для книг, другая часть для мужских дел. Ты мужчина, должен уметь тратить деньги».

Я убедился в том, что воспитание – процесс, который проявляется не сразу... А с годами. С десятилетиями.

Так что – почитание родных лежит в основе нашей культуры.

Ваше отношение к своим детям и внукам?

Сын Паат. Возглавляет лигу защиты прав детей в Тбилиси. Он психолог и социолог. У него вышла книга «Америка. XXI век».

Дочка Нина. Она живет в Москве. Мы живем у нее. Она ювелир. По профессии литератор, но имеет ювелирную мастерскую. Она дизайнер и совладелец фирмы.

От дочери двое внуков. Александр (14 лет) и Михаил (13 лет).

Люблю внуков. Они для меня такие учителя!

Если наставлять их, то нужен кто-то третий – близкие не могут быть педагогами своих детей и внуков.

Наши рекомендации