Ния. Слова тоже надо уметь найти, а то одной фразой можно переиначить поня
тия у ученика, сбить его, спутать.Как можно объяснить какие-то изменения,
которые происходят в горле, когда наступает перестройка на переходных
нотах, и мы говорим, что надо собирать звук? Как это можно объяснить и
понять головой? Это проблема! Так было и у меня. Когда мне говорили: «Зак-
рой!», «Закрывай!», — что я мог понять? Закрывать что? Или говорили: «Со-
бирай!» Но что собирать? Это же не кусок масла, который проходит через
горло, и Вы его можете смять, придать ему желаемую форму: сделать круг-
лым или собрать в иной конфигурации! Тут идет колонна дыхания, и очень
трудно понять, что с ней можно сделать! Я и теперь-то боюсь об этом слиш-
ком задумываться. Словом, проблема объяснений в педагогике — весьма
сложная вещь! Для ученика это все звучит очень абстрактно. Мои лучшие
продвижения в отношении вокала были сделаны в экспериментах с моими
коллегами, на фразах из произведений, которые я изучал, а также на некото-
рых упражнениях со словами, как «Еллена, еллена, елеонора». Слова помо-
гают мне, особенно согласные «Л», «Н», «Р». Если бы я был педагогом по
пению, то никогда не говорил бы слова «закрывай», «собирай». Единствен-
но, о чем бы говорил, — это о дыхании, о фундаменте пения. И его действи-
тельно можно объяснить, ему можно практически научить. Оно наиболее
ощутимо и очевидно, ясно чувствуется под пальцами. Когда ученик это по-
нял, по моему разумению, голос хорошо опирается, он, естественно, начи-
нает звучать правильно. Но если ученик еще чем-то этому процессу помогает
— это беда. Он еще ничего не понимает в звукообразовании и не может
себе помочь в этом, а только мешает. Говорить ему «собирай» — смешно. Как
объяснить ученику переход, если он начинающий?!
— Вы, безусловно, правы, но часто ученик об этом спрашивает, так
как читал в книгах или слышал, что в соседнем классе звук прикрывают и
собирают!
— Я бы предпочел, чтобы ученик, становящийся впервые к роя
лю маэстро по пению, ничего не знал и не читал!
—Да, но практически этого никогда не бывает. Все они приходят с
грузом навыков, отрывков знаний и коридорных разговоров, советов!
— Певец много работает психически. У него часто все зависит
от перестройки психики. Приведу пример. Молодой бас тридцати трех
лет — для баса он молодой, — который «закрывал» неудачно верха и
никак их не мог брать, пел со мной упражнение «Еллена». Это уп
ражнение построено так, что в нем повышение тона как бы незамет
но идет по трезвучию на квинту вверх. Такое впечатление, что звуки
поднимаются не выше терции. Я ему давал до трезвучия ля — до —ми,
и голос звучал прекрасно. Он мне сказал: «Какое хорошее у меня до,
я никогда его так легко и красиво не брал!» «Это у Вас чистое ми!» —
ответил я. Психологически он бы до ми никогда не поднялся! Но, ду
мая, что это до, он сделал это легко. У Вас, вероятно, тоже такое слу
чалось! Это психика! Он не думал ни о закрытии, ни о собирании, ни
о чем, а просто открыл горло, как на центре диапазона, и все само
хорошо получилось. У него никогда в жизни такого ми не было! Так и
у нас, если мы заранее знаем о трудности, о верхней ноте, то уже наша
психика мешает нам взять ее правильно. Она как бы говорит нам внут
ри: «Ты не можешь спеть эту ноту!» Как я ни убеждал себя, что нота
для меня достижима, но только подходил к ней — горло сжималось, и
нота хорошо не выходила. Если психика спокойна — это дает воз-
можность делать фантастические вещи! Потому я и считаю, что пси-
хику ученика не надо загружать лишними понятиями, представлени-
ями, соображениями. По книге нельзя понять технику. В нашем деле
трудно пользоваться словами, описаниями. Даже книгу по пению,
если она написана таким ученым и знатоком, как Вы, имеющим спе-
циальные знания, нельзя усвоить как следует, не будучи певцом, не
имея практического певческого опыта. Если читатель не пел сам —
многое у него обязательно ускользнет. Должен обязательно быть жи-
вой практический опыт.
— Все это так, но я считаю, что если для пения может быть
достаточно лишь практического опыта, то для преподавания пения надо
многое знать кроме этого, надо знать и физиологию, и психологию, и
акустику, и историю вокального искусства. Педагог в этих дисциплинах не
должен быть безграмотным.
— Я с Вами согласен, это совершенно верно. Маэстро должен
знать все, но объяснять просто и практически.Прежде всего, надо ус
покоить психику. Вот молодой бас, о котором я Вам говорил, имел
боязнь верхних басовых нот ре и ми. Я вначале успокоил его, что он
действительно бас. А в упражнениях он мне спел несколько высоких
баритоновых фраз, не думая, что это так высоко! Я вспоминаю, как
сам не задумываясь спел фразу Риголетто «...нет, страх напрасен» с
верхним соль, что в другой ситуации было мне совершенно непосиль
но. Хорошо опертый голос всегда может иметь двухоктавный диапа
зон. Если голос короток, — значит, манера пения не совсем верна.
В моей жизни были случаи, когда в ответ на мои замечания, советы
певец огорчался, печалился, говорил, что, значит, он не умеет петь,
что его школа себя не оправдала, что надо все бросить или заново
переделать. Я считаю такую позицию неверной. Следует всегда ис
кать лучшего, нового, не бояться экспериментировать. Я считаю, что
можно делать прекрасную карьеру и все же не использовать всего, что
заложено в твоем голосовом аппарате! Бывают такие голоса, которые
все могут, и певец не задумывается о многом, как мы, как большин
ство певцов. Иметь такой голос очень опасно. Разительный пример —
Ди Стефано! Огромный артист и певец, который никогда ничего не
знал и не хотел знать!
— Поете ли Вы ежедневно упражнения ?
— В своей карьере я пришел к глубочайшему убеждению о необ