Тема 40. Элементы теории игр

Тема 40. Элементы теории игр

Игровые модели и их классификация

Определение 1. Конфликтной ситуацией (конфликтом)называют явление или ситуацию, в которой участвуют две или более стороны, имеющие различные интересы и обладающие возможностями применять для достижения своих целей разнообразные действия.

Определение 2. Упрощенную формализованную модель конфликтной ситуации называют игрой.

Замечание. От реального конфликта игра отличается наличием правил игры.

Теория игр – раздел прикладной математики, занимающийся построением математических моделей возможных конфликтных ситуаций и разработкой методов решения возникающих в этих ситуациях задач.

Определение 3. Заинтересованные стороны конфликта называют игроками.

Определение 4. Каждое действие игрока в рамках правил игры и в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры, называют ходом или стратегией игрока.

Определение 5. Число, выражающее степень удовлетворения интересов игрока в данной ситуации, называют выигрышем игрока.

Определение 6. Зависимость величины выигрыша игрока от всевозможных стратегий называют функцией выигрыша (платежной функцией).

Определение 7. Значение функции выигрыша называют исходом игры.

Замечание. В теории игр предполагают, что функции выигрыша и множество доступных для каждого игрока стратегий известны, то есть каждый игрок знает как свои функции выигрыша и набор имеющихся в его распоряжении стратегий, так и функции выигрыша и стратегии остальных игроков. В соответствии с этой информацией он и организует свое поведение, то есть определяет выбор своей стратегии. Суть игры заключается в том, что каждый из игроков принимает такие решения, которые, как он полагает, могут обеспечить ему наилучший результат (исход).

Определение 8. Стратегию называют оптимальной, если она при многократном повторении обеспечивает данному игроку максимально возможный средний выигрыш.

Основные направления изучения теории игр

1) выработка принципов оптимальности – критериев, по которым поведение игроков следует считать оптимальным;

2) выяснение реализуемости принципов оптимальности – установление оптимальных в выработанном смысле ситуаций, отыскание их реализаций.

Определение 9. Игровую ситуацию называют равновесной (равновесием), если в ее нарушении не заинтересован ни один из игроков.

Замечание.Равновесие является одной из форм представления об оптимальности в игре, так как в равновесной ситуации каждый игрок получает наибольший выигрыш.

Определение 10.Если в игре существуют стратегии, приводящие к равновесной ситуации, то такие стратегии называют чистыми.

Определение 11. Если в игре не существует стратегий, приводящих к равновесной ситуации, но существуют комбинации исходных стратегий, приводящие к равновесию, то такие комбинации называют смешанными стратегиями.

Замечание.Часто смешанную стратегию представляют как случайный выбор игроками чистых стратегий, при котором случайные выборы различных игроков независимы в совокупности, а выигрыш каждого из них определяется как математическое ожидание случайного выигрыша.

Определение 12. Игру, в которой не существует равновесия, достигаемого чистыми стратегиями, но достигаемого смешанными стратегиями, называют смешанным расширением исходной игры.

Классификация игр

№ п/п Признак Класс игр
1. Число игроков Парные игры (два игрока)
Множественные игры (три и более игроков)
Игры с бесконечным числом игроков
2. Количество стратегий Конечные игры (конечное число стратегий у каждого игрока)
Бесконечные игры (бесконечное число стратегий у каждого игрока)
3. Свойства функции выигрыша Игры с нулевой суммой или антагонистические игры (выигрыш одного игрока равен проигрышу другого)
Игры с постоянной разностью (игроки выигрывают и проигрывают одновременно и им выгодно согласовывать свои действия)
Игры с ненулевой суммой (возможны и конфликты и согласованные действия)
4. Возможность ведения переговоров Кооперативные (коалиционные) игры (игроки могут договариваться о совместных стратегиях)
Некооперативные игры (игроки не имеют возможности договариваться)
5. Характер действий игроков Позиционные игры (игроки совершают действия последовательно, друг за другом)
Непозиционные игры (игроки действуют одновременно)

Матричные игры

Определение 13. Игру, в которой участвуют два игрока, называют парной игрой.

Пусть в игре участвуют два игрока А и В. Каждый из игроков располагает конечным числом чистых стратегий. Обозначим их соответственно: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , …, Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – стратегии первого игрока, Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , …, Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – стратегии второго игрока. Игрок А может выбрать любую чистую стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , в ответ на которую игрок В может выбрать любую свою чистую стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Если игра состоит только из личных ходов, то выбор пары стратегий Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru однозначно определяет результат Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – выигрыш игрока А. При этом проигрыш игрока В составит Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (выигрыш игрока В равен Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ). Если известны значения Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru для каждой пары Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru чистых стратегий, то можно составить матрицу выигрышей игрока А (проигрышей игрока В) Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Определение 14. Прямоугольную матрицу Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru размерности Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , где Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (число строк) – число чистых стратегий первого игрока, а Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (число столбцов) – число стратегий второго игрока, а в клетках указаны выигрыши игроков для каждой ситуации, называют платежной матрицей игры (матрицей выигрышей, матрицей платежей) первого игрока.

Определение 15. Игры двух игроков, функции выигрышей которых можно представить в виде матриц, называют матричными.

Замечание 1. Платежная матрица второго игрока: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Замечание 2.Для наглядности матрицы выигрышей обоих игроков объединяют в биматрицу игры, элементами которой являются упорядоченные пары, состоящие из выигрыша первого и проигрыша второго игрока при данной стратегии:

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Пример 40.1. Два игрока независимо друг от друга записывают любое целое число. Если выписанные числа имеют одинаковую четность, то игрок А получает от игрока В один рубль, а если разную, то наоборот, игрок А платит игроку В один рубль. Требуется составить платежную матрицу игры.

Решение. Игрок А имеет две стратегии: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – записать четное число, Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – записать нечетное число. Игрок В также имеет две стратегии: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – записать четное число, Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – записать нечетное число. Выбор игроками соответствующих стратегий Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru однозначно определяет исход игры: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – выигрыш игрока А. Стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru соответствует выигрыш игрока А, равный одному рублю, а стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru соответствует проигрыш игрока, равный одному рублю. Тогда платежные матрицы игроков и биматрица игры будут иметь вид

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Пример 40.2.Две фирмы функционируют на рынке одновременно с одинаковым товарным объемом Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . У обеих фирм по соображениям рентабельности есть следующие стратегии: либо вбросить на рынок полный объем товара Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , либо выбросить на рынок половину объема 0,5 Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Если первая фирма выбрасывает на рынок полный объем товара, а вторая – половину объема, то первая фирма получает 100 % запланированной прибыли, а вторая – только 25 %, и наоборот. Если обе фирмы выбрасывают на рынок по полному объему прибыли, то получат по 15 % прибыли; если по половине объема, то прибыль каждой из фирм составит по 50 % от запланированной.

Решение. Обозначим Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – объем товара для каждой из фирм. Для первой фирмы возможны две стратегии: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (выбросить на рынок весь объем товара или его половину). Аналогично для второй фирмы: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (выбросить на рынок весь объем товара или его половину). Примем долю прибыли (в процентах от запланированной) за значение выигрыша при каждой стратегии. Тогда возможны следующие ситуации: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – одна из фирм выбросила Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru товара, а другая Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru товара; Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – обе фирмы выбросили по Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru товара. Запишем матрицы выигрышей обеих фирм и биматрицу игры:

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Пример 40.3. Две конкурирующие фирмы борются за рынки сбыта, других конкурентов в этом сегменте нет (дуополия). В этом случае каждый из игроков может назвать цену p, по которой он хочет продать определенное количество товара. При этом полагается, что потребители приобретут товар у фирмы, объявившей меньшую цену. В случае объявления одинаковой цены спрос Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru распределяется между фирмами поровну.

Решение. Каждый из игроков обладает бесконечным числом стратегий. Функция выигрышей игроков характеризует величины дохода фирм в зависимости от объявленных цен. Так как доход фирмы Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то функцию выигрышей игроков можно представить в виде

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru

Упрощение платежных матриц

Поиск оптимальных стратегий тем сложнее, чем больше размерность платежной матрицы. Поэтому поиск оптимальных стратегий начинают с упрощения платежной матрицы.

Определение 32. Если в платежной матрице элементы Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -ой строки не меньше соответствующих элементов Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -ой строки, то есть Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ), то стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru называют доминирующей над стратегией Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru называют доминируемой).

Определение 33. Если в платежной матрице элементы Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -го столбца не больше соответствующих элементов Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -го столбца, то есть Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ), то стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru называют доминирующей над стратегией Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru называют доминируемой).

Определение 34. Стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ) называют дублирующими друг друга, если Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ) ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru )).

Замечание. Дублирование является частным случаем доминирования. Игрокам выгоднее пользоваться доминирующими стратегиями. Поэтому вероятность применения доминируемых стратегий равна нулю. Исключая из платежной матрицы доминируемые стратегии, можно уменьшить ее размерность, что упрощает решение игры. При исключении доминируемых стратегий цена игры не меняется.

Теорема 4. Оптимальные смешанные стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru в игре с платежной матрицей Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и ценой Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru остаются оптимальными и для игры с платежной матрицей Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ) и ценой Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

На основании теоремы 4 платежную матрицу всегда можно преобразовать так, что ее элементы будут целыми неотрицательными числами, что упрощает расчеты.

Пример 40.6. Найти решение игры, заданной платежной матрицей

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Решение. Найдем верхнюю и нижнюю цены игры:

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Так как Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то игра не имеет решения в чистых стратегиях. Оптимальной стратегией первого игрока является стратегия Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , так как в ней расположен максимин Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Оптимальной стратегией второго игрока является стратегия Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , так как в ней расположен минимакс Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Исключим невыгодные стратегии первого игрока. Так как все элементы строки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru не превосходят элементов строки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то строку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru можно исключить. Аналогично все элементы строки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru не превосходят элементов строки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , поэтому исключаем Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Строку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru исключить нельзя, так как в ней есть элементы, превосходящие элементы строки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Тогда преобразованная платежная матрица игры будет иметь вид Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Исключим невыгодные стратегии второго игрока. Все элементы столбцов Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru больше соответствующих элементов столбца Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , поэтому эти столбцы можно исключить. В столбце Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru есть элементы, меньшие соответствующих элементов столбца Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , поэтому этот столбец следует оставить. Преобразованная платежная матрица игры будет иметь вид Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Найдем седловую точку матрицы Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru в смешанных стратегиях. Пусть смешанные стратегии игроков определяются векторами вероятностей Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , компоненты которых удовлетворяют условию нормировки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Функция выигрыша будет иметь вид

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Так как первый игрок стремится получить максимальный гарантированный выигрыш Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то при оптимальной смешанной стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru должно выполняться равенство Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru или Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . С учетом условий нормировки система уравнений для определения оптимальных стратегий Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru первого игрока имеет вид

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru

В ней содержится 3 уравнения и 5 неизвестных. Для отыскания Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru исключим переменные Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru с помощью подстановки: так как Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Тогда первое уравнение системы после подстановки в него выражения Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и группировки слагаемых относительно Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru можно записать следующим образом: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Так как по теореме 3 значения Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru должны быть отличны от нуля (как оптимальные), то последнее равенство выполняется при произвольных положительных Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru только в том случае, когда выполняется равенство Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Из условия нормировки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru выразим Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и подставим в полученное равенство. Раскрывая скобки и выражая Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , получим Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Таким образом, вероятности стратегий первого игрока Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Применяя аналогичный прием для отыскания Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru получаем, что вероятности стратегий второго игрока Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Подставим найденные оптимальные смешанные стратегии в функцию выигрыша, найдем цену игры Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Ответ. Цена игры Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru при Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Первый игрок может с одинаковыми вероятностями применять обе стратегии. Второму игроку выгоднее чаще использовать первую стратегию.

40.5. Графический метод решения матричных игр,
не имеющих решения в чистых стратегиях

Для построения решений игр, в которых число стратегий хотя бы одного из игроков равно двум, существует достаточно эффективный графический метод. Будем предполагать, что в рассматриваемых играх нет седловой точки в чистых стратегиях.

Определение 35. Матричную игру, в которой число стратегий первого игрока равно двум, а число стратегий второго игрока равно Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , называют Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru-игрой.

Платежная матрица первого игрока Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru-игры имеет вид

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Определение 36. Ломаную линию, состоящую из отрезков семейства прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ) и расположенную не выше каждой прямой семейства, называют нижней огибающей семейства прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ).

Определение 37. Ломаную линию, состоящую из отрезков семейства прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ) и расположенную не ниже каждой прямой семейства, называют верхней огибающей семейства прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ).

Замечание. Нижнюю и верхнюю огибающие семейства прямых будем обозначать соответственно Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Определение 38. Матричную игру, в которой число стратегий первого игрока равно Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , а число стратегий второго игрока равно двум, называют Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игрой.

Платежная матрица Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игры имеет вид Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Определение 39. Матричную игру, заданную платежной матрицей размерности Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru называют Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игрой.

Замечание. Если матричную Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru игру можно свести к игре Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru или Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то ее всегда можно решить графическим методом.

Обозначим Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – вероятность применения первым игроком стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ; Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – вероятность применения вторым игроком стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Алгоритм графического решения Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игры

1) Проверить, что игра не имеет решения в чистых стратегиях.

2) Исключить невыгодные стратегии второго игрока, упростить платежную матрицу.

3) На отрезке Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru построить семейство прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ), уравнения которых составлены с использованием столбцов упрощенной платежной матрицы Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и условия нормировки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

4) Построить нижнюю огибающую Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , выделить ее высшую точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и стратегии второго игрока, прямые которых проходят через точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

5) Найти оптимальные стратегии игроков. В зависимости от формы нижней огибающей может представиться несколько случаев.

Первый случай. Нижняя огибающая имеет ровно одну наивысшую точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , в точке Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru пересекаются ровно две прямые (например, с номерами Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ), соответствующие чистым стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru второго игрока (рис. 40.1, а)). Для отыскания оптимальной смешанной стратегии первого игрока необходимо выполнить следующие действия:

а) найти координаты точки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru как решение системы уравнений, соответствующих чистым стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru второго игрока:

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru

б) найти оптимальную смешанную стратегию первого игрока Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , в которой Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Для отыскания оптимальной смешанной стратегии второго игрока необходимо выполнить следующие действия:

а) в платежной матрице оставить только столбцы, соответствующие стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru второго игрока: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ;

б) с использованием строк матрицы Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru составить систему уравнений

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru

в) найти решение Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru полученной системы уравнений;

г) составить оптимальную смешанную стратегию второго игрока, полагая вероятности исключенных стратегий второго игрока равными нулю: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Второй случай. Нижняя огибающая имеет ровно одну наивысшую точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , в точке Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru пересекается более двух прямых, соответствующих чистым стратегиям второго игрока. Для отыскания оптимальной смешанной стратегии следует выбрать прямые, входящие в нижнюю огибающую (рис. 40.1, б)), а затем провести вычисления, аналогичные первому случаю.

Третий случай. Нижняя огибающая имеет ровно одну наивысшую точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Тогда оптимальной стратегией первого игрока является чистая стратегия Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . В качестве оптимальной стратегии второго игрока следует выбрать чистую стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , соответствующую прямой с наименьшимположительным наклоном, проходящей через точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (рис. 40.1, в)). Далее следует составить оптимальную смешанную стратегию второго игрока, полагая Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , а вероятности остальных стратегий – равными нулю.

Четвертый случай. Нижняя огибающая имеет ровно одну наивысшую точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Тогда оптимальной стратегией первого игрока является чистая стратегия Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . В качестве оптимальной стратегии второго игрока следует выбрать чистую стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , соответствующую прямой с наибольшимотрицательным наклоном, проходящей через точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (рис. 40.1, г)). Далее следует составить оптимальную смешанную стратегию второго игрока, полагая Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , а остальные вероятности равными нулю.

Пятый случай. Нижняя огибающая имеет горизонтальный участок, соответствующий чистой стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru второго игрока (рис. 40.1, д)). Тогда первый игрок имеет бесконечно много оптимальных смешанных стратегий. Вероятность Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru применения первым игроком стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru может изменяться от Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru до Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – абсциссы точек пересечения прямой, соответствующей чистой стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , с другими прямыми, образующими нижнюю огибающую). Вероятность Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru применения первым игроком стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru может изменяться от Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru до Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Оптимальной стратегией второго игрока является чистая стратегия Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , вероятности остальных стратегий равны нулю.

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru

Рис. 40.1

6) Найти цену игры Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Записать ответ.

Замечание.Выражение Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru характеризует ожидаемый средний выигрыш первого игрока при применении вторым игроком чистой стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ).

Графическое решение Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игры во многом аналогично графическому решению Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игры, но проходит в другой последовательности.

Алгоритм графического решения Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игры

1) Проверить, что игра не имеет решения в чистых стратегиях.

2) Исключить невыгодные стратегии первого игрока, упростить платежную матрицу.

3) На отрезке Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru построить семейство прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ), уравнения которых составлены с использованием строк упрощенной платежной матрицы и условия нормировки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

4) Построить верхнюю огибающую Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , выделить ее низшую точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и стратегии второго игрока, прямые которых проходят через точку Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

5) В платежной матрице оставить только строки, соответствующие стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru первого игрока: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

6) Найти оптимальные стратегии игроков с использованием верхней огибающей. В зависимости от формы верхней огибающей также может представиться несколько случаев, вычисления в которых проводят аналогично.

7) Найти цену игры по формуле теоремы 3: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Записать ответ.

Пример 40.7. Найти решение Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru -игры, заданной платежной матрицей

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Решение. 1) Найдем верхнюю и нижнюю цены игры:

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

Так как Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то решения игры в чистых стратегиях нет.

Обозначим Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – вероятность применения первым игроком стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ; Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru – вероятность применения вторым игроком стратегии Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Условия нормировки: Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

2) Упростим платежную матрицу. Заметим, что элементы первого столбца не меньше соответствующих элементов второго столбца. Следовательно, стратегия Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru является доминирующей над стратегией Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Других доминирующих стратегий в матрице Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru нет. Исключим стратегию Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , тогда Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru . Матрица Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru примет вид Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru .

3) По столбцам платежной матрицы Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru с учетом условия нормировки Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru составим уравнения семейства прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ( Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru ), соответствующих чистым стратегиям второго игрока.

Стратегии второго игрока Ожидаемый средний выигрыш первого игрока Уравнение прямой
Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru
Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru
Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru

Построим полученные прямые на отрезке Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru (рис. 40.2).

4) Выделим нижнюю огибающую. Из рис. 40.2 видно, что наивысшая точка нижней огибающей лежит внутри интервала Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и является точкой пересечения прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , которые соответствуют стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru второго игрока.

5) Так как нижняя огибающая имеет одну наивысшую точку внутри интервала Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , через которую проходят ровно две прямые, соответствующие стратегиям Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru , то имеет место первый случай. Найдем оптимальную смешанную стратегию первого игрока:

Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru

Рис. 40.2

а) найдем точку пересечения прямых Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru и Тема 40. Элементы теории игр - student2.ru :