Дети младшего возраста
Играя и слушая вожатого, дети в этом возрасте учатся действовать в коллективе. Каковы условиявыполнения детьми поручений в этом возрасте? Поручения должны быть у каждого ребенка, простые и понятные, чтобы их можно было выполнить и в то же время достаточно трудные, чтобы их хотелось выполнять. Они должны быть игровые, чтобы их интересно было выполнять.
Рекомендации по организации и проведению игр.
• Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть ограничены во времени и сопровождаться частыми перерывами, сменами характера движений.
• Недопустимы игры, связанные с большими силовыми нагрузками, с длительным неподвижным сидением за столом,
• Если по правилам игры ребенок вынужден выйти из ее, то только на короткое время, иначе он будет нарушать правила, вступая в игру самостоятельно, без разрешения.
• Дети этого возраста любят игры, в которых они должны «замереть» на месте. Такие игры способствуют развитию функции торможения.
• Все дети любят водить в игре. Выбор водящего должен быть каждый раз обоснован: «он у нас еще ни разу не водил», «он был очень смел в предыдущей игре», «очень честно соблюдал правила игры»... Водящий может быть выбран с помощью считалки или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
• Детей надо учить играть, не нарушая правил, приучать действовать по сигналу.
• Заканчивая игру, нужно отметить лучших, инициативных игроков. Полезны сюжетно-ролевые игры (исполнение ролей животных) и, конечно, разнообразные подвижные игры.
Как ввести детей в игру?
1. Изложить детям содержание игры надо кратко, образно. Правила игры давать желательно не все сразу, так как быстро усвоить их дети не смогут и невольно будут нарушать. В дальнейшем правила игры пусть дети вспоминают сами.
2. Разделить детей на команды можно так: построить отряд в одну шеренгу по росту и рассчитать на «первый-второй»; «первые» — одна команда, «вторые» — другая команда. Либо поступают таким образом:
выбираются два ведущих, отряд разбивается на пары, каждая пара придумывает себе название какого-либо животного, растения, предмета:
затем пары по очереди подходят к ведущим и «называют» себя; ведущие в определенной очередности выбирают себе членов команды из этих пар.
Есть еще следующий способ разделения на команды: выбираются (назначаются) ведущие, которые вызывают по одному члену в команду; вызванный член команды вызывает следующего по своему усмотрению. Так комплектуются команды.
2. Вожатый участвует в игре вместе с детьми.
Дети среднего возраста.
Рекомендации по организации и проведению игр:
• подвижные игры выбирать такие, которые бы не содержали излишних эмоциональных нагрузок;
• некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек;
Как ввести ребят в игру?
1. Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе, образность не обязательна.
2. Делить ребят на группы так же как и в случае с детьми младшего возраста.
3. Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой «изнутри». Если дети принимают ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).
Рекомендации по организации и проведению игр:
• игра должна быть осмысленная, деятельная, достаточно сложная;
• она может быть рассчитана на длительную подготовку;
• важно, чтобы подростки осознавали нужность игры, полезность се.
Во временном детском объединении игра выполняет важную коллективообразующую роль. Игра позволяет регулировать эмоциональный тонус детей и подростков, поддерживать интерес к предлагаемым им в летнем лагере видам деятельности.
Как ввести подростка в игру?
Разработка игр осуществляется в процессе совместного творчества вожатых, детей и подростков в выборе сюжетов, ролей, игровых задач. Это не только создает у них интерес к предстоящей игре, ожидание се, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение детей в разработку игры — залог их активного участия в ее проведении.
Разделить подростков на команды можно ранее описанными способами или в зависимости от личных привязанностей, интересов. Коли в ходе подготовки к игре выясняется, что художники, артисты, дизайнеры должны играть каждый свои роли, вожатый может поступит!. следующим образом:
— Назначить лидеров (зная о способностях ребят) по количеству групп, необходимых для подготовки;
— Предложить каждому из них пригласить по одному человеку из отряда к себе в команду;
— Затем «новичок» приглашает следующего и т.д. Это позволяет скомплектовать разноликие группы с определенной направленностью деятельности. Вожатый играет роль организатора штурма игры. Далее
делегирует свои полномочия ребятам, корректируя и направляя их деятельность.