Основные направления в психологии. Психологически школы: классические и современные
Психология. Предмет, объект и задачи психологической науки.
Психология – это наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека. Существует 3 основных компонента психологической подготовки: формирование психологической культуры (познание самого себя, другого человека, культура поведения и общения); психологическая компетентность (комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения задач в своей деятельности); умение человека представить себя на рынке труда. Задачи: знакомство с психологией как наукой; анализ того, как мы воспринимаем и осознаем окружающий мир; анализ того, что есть я. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе экспериментально проверяет.
Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Личность.
Человек: биологические свойства – конституция, высокоразвитый мозг и т.д.; соц. свойства- знания, умения, навыки и т.д. Индивид – это человек, рассматриваемый со стороны проявления биологических свойств (каждое биологическое свойство влияет на организм человека). Личность же – это человек, рассматриваемый со стороны социальных свойств. Индивидуальность – это личность, рассматриваемая со стороны ее неповторимых и уникальных качеств. Никакой личный опыт человека не сможет привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, система понятий и т.д. Одним из основных признаков зарождения личности является сознание, как высший продукт психики. Личностью человек становится под влиянием соц. среды и собственной деятельности. Личность – это совокупность психологических свойств, принадлежащих человеку и позволяющих ему адаптироваться в обществе.
История развития психологического знания.
Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знания. Основные этапы развития: I. Наука о душе (II в до н.э.); II. Это наука о сознании (XVII-XVIIIвв.); III. Наука о поведении (XX в); IV. Наука об отражении мира (XX-XXIвв.). В. Вундт в 1879 г. в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную лабораторию. В.М. Бехтерев в 1885 г. в Казани. Г.И. Челпанов в 1914 г. создает институт экспериментальной психологии.
Основные функции психики.
Психика – это свойство мозга отражать объективную действительность и на основе этого отражения строить поведение и деятельность. Функции: отражение воздействий окружающего мира; регуляция поведения и деятельности человека; осознание человеком своего место в окружающем мире.
Методы научных психологических исследований.
Методы научных исследований в психологии делятся на экспериментальные и неэкспериментальные. К неэкспериментальным относят: наблюдение – организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях (сплошное, выборочное); самонаблюдение (дневник, автобиографии); беседа, интервью; анализ продуктов деятельности (рисунки, сочинения); архивный (фото, кино факты); биографический (анализ фактов, дат, событий человека). Экспериментальные: непроективные (анкеты, опросники, тесты); проективные (рисуночные тесты, тест Роршака, тест ТАТ); организационные (естественный эксперимент, лабораторные, лонгитюдный – длительный, систематический, метод поперечных срезов); диагностические (тесты, эксперименты и т.п.). Опрос – это метод сбора первичной информации об объективных и/или субъективных фактах со слов опрашиваемого. Тест – это метод испытаний установления определенных психических качеств человека (прогностические и диагностирующие). Эксперимент – это вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт (лабораторный/естественный).
Основные направления в психологии. Психологически школы: классические и современные.
Структуралистический подход (В.Вундт): изучение структуры разума, анализируя составляющие перцептивного (восприятие) процесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта — интроспекция (метод, позволяющий иметь представления о своей сущности: структуре, организации и т.п.) или самонаблюдение. Функциональный подход (У. Джеймс): согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Бихевиоризм (Д. Уотсон): предметом психологии является поведение, а не сознание. Гештальтпсихология (Т. Вертгеймер, К. Левин): первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Психоанализ (З. Фрейд). Гуманистическая психология ( К. Роджерс, А. Маслоу): признает своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Когнитивная психология (У. Найссер, А. Пойвио): изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания.