Развитие артистической смелости и элементов характерности
Действие в осложненных предлагаемых обстоятельствах. Оправдание необычного физического самочувствия.
Упражнение 172 ГОТОВНОСТЬ
Для упражнений на действие в непривычных обстоятельствах нужно прежде всего воспитать навык готовности к любой неожиданности.
— Возьмите себя за нос! Спрашивается, зачем серьезному человеку хвататься за нос? А если бы в комнату ворвался сумасшедший? А если бы он бежал на вас с криком: «Нос отрежу!» Вы бы схватились инстинктивно за нос? Нужно научиться кидаться в любое действие и уметь мгновенно оправдывать самые необычные и нелепые обстоятельства! Хватайтесь за ухо!
— Проскочите на одной ноге до двери!
— Схватите соседа за волосы!
— Крикните тоненьким голоском: «Хо! хо! хо!» Педагог ставит учеников в нелепые положения и
требует при этом соблюдения строжайшей серьезности. Среди учеников всегда бывают люди, отличающиеся особой застенчивостью, скованностью, преувеличенной боязнью показаться смешным и неловким. Их необходимо «развязать» в первую очередь;
— Ходите перед нами с гордо поднятой головой!
— Высуньте язык!
Главное— все должны при любом задании вести себя так, как если бы выполняли важное и ответственное дело. Должна быть атмосфера работы, а не розыгрыша, потому что розыгрыш способен лишь упрочить застенчивость.
Упражнение 173 СТРАННЫЕ ПОЗЫ
Встречаются в актерской работе такие трудности, которых никак не преодолеть без умения смело кидаться в необычное, кидаться стремглав, очертя голову! Тут не обойтись без отчаянной храбрости, без этакого подобия скипидара, без «творческого нахалина»! Очень это трудно — выставить себя на посмешище и, нисколько этим не смущаясь, действовать в заданных обстоятельствах.
В центр комнаты вызываются юноша и девушка. Юноша получает задание:
— Станьте на стул. Согните колени. Правую руку просуньте между ножкой стула и перекладиной. Левой рукой тяните себя за волосы вверх. Скривите рот. Удобно? Не особенно? Пожалуйста, объяснитесь девушке в любви, не меняя своего положения.
Девушка тоже получает задание:
— Станьте к нему спиной. Вытяните вперед руки. Сплетите их, как провод. Растяните губы, говорите басом: «иии-иии-иии!». Поверните голову, смотрите на влюбленного, слушайте его и относитесь к этому так, как если бы какие-то необычные обстоятельства (придумайте и оправдайте их!) заставили вас обоих быть в таких положениях.
Упражнение 174 ПРАВДА-НЕПРАВДА
Тренируя умение ученика сразу же кидаться в любые предлагаемые обстоятельства и оправдывать их, педагог неожиданно, среди работы, задает кому-нибудь вопрос:
— Как здоровье Андрея Леонидовича?
Ученик понятия не имеет, что это за Андрей Леонидович, но он обязан немедленно отозваться и придумать ответ:
— Поправляется. Температура уже нормальная.
— А вы откуда знаете?— сбивает его педагог. Ученик не сдается:
— К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.
— Люда?—поддерживает игру педагог.— С рыжими косичками?
— Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных роговых очках.
Педагог обращается к другому ученику:
— Почему вы ввязались вчера в эту драку? К третьему:
— Когда вы вернете мне книгу? К четвертому:
— Вы что, плохо себя чувствуете?
Готовность ученика должна быть такой, чтобы на любой вопрос ои дал немедленный ответ и так, как если бы он говорил чистую правду!
Упражнение 175
ОПРАВДАНИЕ КРИКА Ученики в полукруге.
—■ По моей команде (я ударю рукой по столу) кричите «Ура!».
Сразу — удар. Крики «ура!».
— Почему кричали? Чему радовались?
— Я досрочно сдал экзамен!
— Я стипендию получил!
— Бабушка приехала!
Оправдание должно быть найдено не заранее, не до крика и не после крика, а в момент начала крика. Возник в воображении вымышленный повод — увидел бабушку, например,— и надо сразу же, в ту же секунду кидаться в крик, бросать себя в крик. В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно, а это не менее важно, чем простое развитие фантазии, когда оправдание придумывают после совершения действия.
Еще команда:
— Звать на помощь!.. Кого зовете? Почему? И — неожиданно:
— Замяукать!
— Кричать «бре-бре»!
— Пропеть «кукареку!»
Упражнение 176 ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
— Разделитесь на пары и решите, кто будет толстым, а кто тонким. Потом поменяетесь ролями. Вместе займитесь одним делом. Например, собирайте на грядках воображаемую клубнику и старайтесь набрать лучшие ягоды, наполнить ими корзинку раньше партнера.
— Найдите такое физическое самочувствие, какое было бы у вас, если бы вы были в два раза массивнее. Быстро бы вы сгибались? легко ли? Если бы у вас были короткие мясистые пальцы, как бы вы рвали клубнику, боясь измять ее? Если бы у вас была толстая неповоротливая шея, как бы вы крутили головой, пытаясь исподтишка заглянуть в корзинку партнера? Если бы
у вас было круглое, расплывшееся лицо, как бы чувствовали себя ваши глаза-щелки? Как бы они смотрели из-под тяжелых век? А как бы вы шли вдоль грядки, если бы у вас были грузные ноги?
— А если бы у вас были тоненькие ножки-струнки и если бы вы весили в два раза меньше, чем теперь, как бы вы обегали кустик за кустиком в поисках лучших ягод? Тело легкое? Удобно вертеться и высматривать? Пальцы ловкие, быстрые? Хорошо срывают ягодки? Шея верткая? Все видно в корзинке соседа, до самого дна?
— У кого лучше ягоды? Сравните сами.
Упражнение 177 СТАРИКИ
— Что если бы каждому из вас было уже за семьдесят? «Примерьте» на себя этот возраст. Воспользуемся, как всегда, действием с воображаемыми предметами. Разделитесь на пары, пусть старушки портнихи и старички портные принимают старичков заказчиков, делают примерку обновок.
— Что это означает — «мне за семьдесят»? Какое было бы у вас ,в этом случае физическое самочувствие? .. Вы надеваете воображаемый костюм. Легко сгибается спина? Оберегаете себя от резких движений? Когда приходится поднимать руки и просовывать их в воображаемые рукава,— болят от непосильного напряжения плечи и шея? Так осторожнее совершайте эти трудные движения! Пройдитесь перед воображаемым зеркалом, полюбуйтесь на себя в новом костюме. Как легче идти — широкими, большими шагами или короткими шажками? Легко отрываются от пола подошвы? Приходится думать о равновесии?
— Пека заказчики прихорашиваются перед зеркалом, портные присели. А как будете подниматься со стула? Попробуйте. «Подниматься» — это значит «поднимать себя». Легко себя поднимать? Спина затекла? Отчего старички часто сутулятся? Как легче держать руки? Попробуйте свободно бросить их вдоль тела. Плечи опустите, не напрягайте. И шея сама гнется, голова клонится вниз —так удобнее.
— Довольны своими обновками? Кто недоволен, покажите портным, как их переделать.
Упражнение 178 ЗАДАНИЯ НА ВНЕШНЮЮ ХАРАКТЕРНОСТЬ
Отыскать в действии с воображаемыми предметами следующие физические самочувствия, придумав обстоятельства места, времени, возраста:
1. Человек хромает (одна нога короче другой или повреждено колено).
2. Горбатый (шея вдавлена в туловище, плечи подняты, оттого длинные руки и ноги).
3. С протезом (руки или ноги).
4. Пьяный (замедленная мысленная речь, контроль за каждым движением, обстоятельная ориентировка).
5. Тугоухий или совсем глухой.
— Нет ни одного человека, в точности похожего на другого. Все хромые —хромают по-разному. Все глухие — по-фазному приспосабливаются к жизни, полной звуков. Не изображайте «пьяного вообще», а отыщите физическое самочувствие именно этого, а не другого человека. Вот где должна послужить вам тренированная актерская наблюдательность!
Упражнение 179 А Я —ЧАЙНИК!
Из анализа поведения душевнобольных можно, как это ни парадоксально, извлечь ценнейшие уроки по логике и последовательности действий в непривычных предлагаемых обстоятельствах.
— Что отличает поведение безумного человека, уверенного, что он — стеклянный? Прежде всего — полнейшая, безграничная вера в вымышленные предлагаемые обстоятельства и строжайшая логика и последовательность действий в этих обстоятельствах. Раз уж он вообразил себя сделанным из стекла,— отныне он не совершит ни одного действия, которое шло бы вразрез с этим вымыслом. Он боится, что его заденут и разобьют. Идет, опасаясь наткнуться на что-нибудь. Осторожно укладывается в постели. Не делает резких движений. Предупреждает всех незнакомых о своей беде, чтобы они не разбили его случайным движением,— никто ведь не видит, что он стеклянный. Слишком горячий чай ему вреден —он может лопнуть.
— Походите по комнате так, как если бы вы были стеклянным. Нет, действие происходит не в сумасшедшем доме. Это сказочная пьеса. Вы играете в ней роль стеклянного графина.
— А если бы вы были резиновыми, надутыми, как воздушные шарики?
— А если бы вы были алюминиевыми, на шарнирах? —■ А если бы вы были чугунными?
— А если бы вы были воздушными, совершенно неве? сомыми?
— А если бы вы были песочными, рассыпающимися от резкого, неловкого движения?
Во всех предлагаемых обстоятельствах ученики, пользуясь действием с воображаемыми предметами,
ищут и проверяют логику и последовательность своих действий в вымысле. Верное действие приводит их к вере в предлагаемые обстоятельства.
Упражнение 180 ЛИЛИПУТЫ И ВЕЛИКАНЫ
Группа делится пополам.
— Вы — лилипуты, настоящие сказочные лилипуты, ростом не более десяти сантиметров. Как бы вы вели себя, если бы попали в эту нормальную, ие лилипутскую комнату? Нет, не надо семенить ножками и пищать тонкими голосами. Не изображайте кого-то незнакомого, а действуйте так, как если бы вы были крошечными и вас окружали громадные люди (они не причинят вам зла!), громадные стулья, громадные окна; если бы по комнате летали громадные мухи и жужжали, как реактивные самолеты.
— А вы—великаны трехметрового роста, как раз под потолок. Действуйте, но помните, что кроме вас в комнате есть еще крошечные лилипуты, не наступите на них случайно. Постарайтесь не смять и не раздавить ни одного стула. Не топайте, а то пробьете пол и провалитесь на первый этаж.
— Займитесь сообща одним делом, и лилипуты и великаны вместе,— приготовьте и украсьте нашу комнату к приходу важного и дорогого гостя.
Упражнение 181 ЛЕС
— Вспомните лес. Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения этого леса —
вы — березка,
вы — куст рябины,
вы — огромная сосна,
вы — ромашка,
вы — одуванчик,
вы — трава,
вы — шишка на ветке,
вы — раскидистый старый дуб,
вы — папоротник...
— Раз вы — дерево, значит, ваши руки — самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире!.. А ноги — корни... Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите шум своих листьев?
— А если вы — трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас?
— Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмятежная жизнь... Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке?
— Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки — трагедия: все лепестки обвисли.
—■ Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки!
Упражнение 182 ВАЖНЫЙ ГОСТЬ
— Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого актера из дружественной страны.
Один из учеников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым актером. Ничего не наигрывая, здоровается со всеми по очереди, усаживается, отвечает на вопросы, стараясь
правильно говорить по-русски. Нужно добиться полной достоверности его поведения и отношения к нему всех остальных учеников.
Упражнение 183 ЦЕРЕМОНИЯ
— Сейчас мы встретим главного колдуна одного из сохранившихся еще диких племен. Нужно соблюдать тот этикет, который принят на его родине. При его появлении все должны упасть на колени, протянуть к нему руки, трижды откинуть голову и громко пропеть «о-оо-ои!» Он обойдет всех, прикоснется к затылку каждого,— нужно склонить голову и тихо пропеть «и-ии-ио!»
И в этом или подобном ему церемониале нужно добиться полной веры всех в предлагаемые обстоятельства, строгой логики и последовательности всех действий, составляющих торжественную церемонию.
Упражнение 184 РУЧНЫЕ ЧАСЫ
— Что если бы каждый из вас был деталью ручных часиков? Соберитесь кучкой, представьте себе, что эта кучка — часики на ремешке. Распределите между собой обязанности:
один — часовая стрелка, другой — минутная, третий — секундная, четвертый—заводная пружина, пятый, шестой и седьмой — три соединяющихся шестеренки,
восьмой — баланс с волоском и анкерной вилкой.
— Ищите верное «самочувствие» каждой детали.
Кто спокойнее всех? Часовая стрелка, ей спешить некуда. А секундная — работяга, любит точность и гордится своей пунктуальностью и неутомимостью. Как показать ее в действии? Как угодно,— вы можете, например, описывать пальцем большую окружность и говорить при этом «тик-тик-тик». А часовая стрелка — как вытянула руку, так и застыла...
— Который час?
Упражнение 185 ОРКЕСТР
— Сейчас мы создадим оркестр, который выступит в концерте.
Распределяю обязанности:
вы — рояль (не играете на воображаемом рояле, а сами — рояль!),
вы — пианист,
вы — скрипка, вы — скрипач,
вы — контрабас, вы — контрабасист,
вы — кларнет, вы —кларнетист,
вы — барабан и тарелки, вы — ударник,
вы — певица-солистка,
вы — дирижер оркестра.
Состав оркестра — необычный, но это не должно нас смущать. Педагог или один из учеников, ведущий, берут на себя обязанности конферансье и объявляют номера, неожиданные для самого оркестра:
— Вальс!
— Романс на патагонском языке в сопровождении оркестра!
— Симфония «Футбол»!
— Ария марсианки из оперы «Космос»! Музыканты должны играть на своих инструментах,
а те должны издавать соответствующие звуки. Певица-
солистка должна петь так, как если бы у нее был уникальный по красоте и силе звука голос (но, может быть,— совсем без звука!).
— Что это такое — я скрипка? Я вытягиваюсь на стуле и откидываю голову. Моя голова — струнодержатель с колками, натягивающими струны. Я вижу, чувствую, ощущаю, как они натянуты, эти струны — мои руки, протянутые вниз и положенные на колени (на «подставку»). Когда скрипач водит воображаемым смычком по моим струнам, я чувствую, как колеблется струна и передает свое звучание моему корпусу, корпусу скрипки. И когда я, скрипка, пою эту мелодию, я ощущаю, как звучит мой корпус... Говоря строго — я не ощущаю, а мне кажется, что я ощущаю. Но не все ли это равно, если я действую так, как если бы я ощущал?
Упражнение 186 ДЕТСКИЕ ИГРЫ
«Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их игры, тогда вы сможете стать великими артистами»,— написал Станиславский.
А как играют дети? Вспомним.
— Девушки, вам по три года. Возьмите воображаемую куклу,— вспомните, какая кукла в вашем детстве была самой любимой, как ее звали, как она была одета, и играйте!
— Юноши, тряхните стариной, сыграйте в кубики. Вспомните, как вы в них играли. Вы строили дом — «понарошку» или по-настоящему? Конечно, по-настоящему! И если кто-нибудь из взрослых случайно задевал рукой недоконченную постройку и она рушилась,— сколько было слез! Ведь рушился настоящий дом! Пусть маленький, пусть без окошек со стеклами, но все
равно — настоящий дом, в котором вполне могли жить ваши живые плюшевые медвежата. И ставя кубик на кубик, вы бормотали: «А здесь мишки будут обедать, а здесь мишки будут спать».
— Это комната детского садика. Всем вам — от трех до пяти. Вы вернулись с прогулки, раздеваетесь (вот — вешалка) и усаживаетесь играть: девочки — в куклы, мальчики — в кубики.
Упражнение 187 ИГРАЕМ В КУКЛЫ
Нужно принести на урок несколько настоящих игрушек — кукол, медвежат, зайчиков.
— Продолжаем играть в куклы. Составьте стулья в круг, садитесь и передавайте друг другу игрушки. Вы наблюдали за детьми и видели, на чем основана вера ребенка в подлинность происходящего с ним и с куклой. Ребенок всегда относится к кукле, как если бы она была живым существом. Он только всегда оправдывает — да, у Тани целлулоидное лицо, да, у нее не открывается ротик, да, ее ручки на резинках, да, она такая, но она все видит, слышит и понимает, она — совсем живая!
Ребенок верит в это, пока он играет. После игры он может отшвырнуть Таню ногой — она уже просто кукла, а не живая. Но во время игры — пусть попробует кто-нибудь из взрослых нечаянно наступить на Таню ногой, какая будет трагедия!
— Передавайте игрушки и относитесь к ним, как если бы они были живыми существами. Не подставляйте на их место воображаемых людей и медведей. Оправдывайте — и матерчатые пальцы, и бусинки вместо глаз. Так уж они устроены, эти милые живые существа! Играйте с ними и передавайте соседу. Действуйте так, как если бы на самом деле куклы вас видели, слышали, понимали.
Упражнение 188
ИГРАЕМ В «КОШКИ-МЫШКИ»
— Сыграйте так, как если бы вы были детьми. Во что будете играть? В «кошки-мышки»? Рассчитывайтесь:
«Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился паук. Фук!»
— Кошка есть. Рассчитывайтесь еще: «Стакан,
Лимон, Выйди вон!»
— И мышка есть. Все помнят условия игры? Становитесь в кружок, беригесь за руки. Помните, что вам всего пять лет. Отдавайтесь игре с тем всепоглощающим увлечением, какое свойственно этому возрасту. Кошка— очень страшный и коварный зверь, нельзя подпустить ее к мышке!
— Девушки, сыграйте в «большую скакалку», а мужчины — в лошадки!
— Сыграем в жмурки!
— В пятнашки!
Упражнение 180 ИГРУШКИ
— Мы говорили, что дети относятся к куклам, как к живым существам. Но если так, нам нетрудно представить себе, что мы-то и есть куклы! —
вы — громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать «ма-ма», вы — плюшевый медведь,
3. Какие бы звуки вы произносили, если бы вдруг чудесным образом превратились в медведя, но сохранили бы свой человеческий ум? Если бы вы были лишены возможности говорить по-человечески, то как бы вы объяснялись? Попробуйте — ревите по-медвежьи, но заставьте окружающих понять, чего вы хотите!
Упражнение 191 ИГРУШКИ ОПРАВДЫВАЮТ ПОЗЫ
- Игрушки, разделитесь на пары. Сделайте парные пражнения на оправдание позы. По моему удару ки-дайте свои игрушечные тела в неожиданную для вас позу, но не забывайте о своих возможностях, не принимайте таких поз, каких не могла бы принять ваша игрушка! .. Удар!
— Пара — тигренок и надувной заяц — верно ли вы оправдываете свои позы? Если бы вы были зайцем,
разве не насторожило бы вас такое соседство? Хоть тигренок и свой, игрушечный, но все-таки хищник! Что это за позу он принял? Не грозит ли вам опасность? А может быть, стоит умаслить его, помочь ему, чем можете?
— Это упражнение парное,— значит, каждый из вас должен приспособиться, пристроиться к партнеру, угадать его намерения и вплести свое оправдание в общее действие. Обязательно учитывайте характер партнера и игрушечное устройство его тела. Вот, я вижу, Буратино и аист сообща копаются в земле. Червяков ищете? Тогда окажите друг другу взаимные услуги — аисту удобно своим длинным воображаемым клювом ворошить землю, а Буратино своими тонкими деревянными пальцами может великолепно сортировать червей: жирных— для аиста, маленьких — себе для рыбалки.
Упражнение 192 ИСПОРЧЕННЫЕ ИГРУШКИ
— А если бы вы были испорченными игрушками? У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить
«ма-ма»,— глаза неисправны. То оба закроются и не открываются, а то один только откроется. Не правда ли, мучительное самочувствие? К тому же что-то происходит с голосом — иногда он противно скрипит.
У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке (растянулся-таки на полу!). Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди опилки посыплются.
У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет — руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.
У байкового тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно
бторвутся. Вот и попробуй вести себя сдержанйо при тигрином темпераменте!
У надувного зайца все бы ничего, да вот измазали его чернилами, а он — чистюля! Как отмыться, оттереться? Да и за пробкой надо все время следить, она последнее время непрочно держится!
У заводной лягушки отломана лапа. Поэтому ее все время заносит в сторону. Нужны героические усилия, чтобы выпрямлять свой путь.
У Буратино нос раскололся на две части, вдоль. Какой-то раздвоенный хобот получился, он торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.
У пьющего аиста — трещина на стеклянной спине. Если она увеличится — аист лопнет.
— Ищите верное самочувствие в действии.
Упражнение 193 ПАРНЫЕ ИГРЫ
Задания на парные действия испорченных игрушек:
кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса,
мартышка с плюшевым медведем и лягушка с аистом танцуют вальс под радиолу,
заяц и Буратино стреляют из пневматической пушки по мишеням.
— Потренируем переключения. Не прерывая действия, превращайтесь из сломанных игрушек в целые. По команде раз! вы — сломанные. На два!—целые. Раз!.. Два!.. Раз!.. Два!.. Раз!.. Два!..
Упражнение 194
Я —НЕ Я!
Продолжая работать над развитием артистической смелости, над умением оправдать любые необычные обстоятельства, сделаем упражнение, которое покажет
нам, умеют ли. ученики реализовать в действии свою наблюдательность, склонны ли они к яркой характерности.
Разделим учеников на пары.
— Вспомните все о своем партнере — как он сидит, стоит, ходит, смотрит, слушает, разговаривает, его излюбленные словечки, его привычку почесывать подбородок, его странную особенность — мгновенно переходить от веселья к скуке. Уловите своеобразие его «способа думать», догадайтесь о его самочувствии при общении с вами,— именно с вами, а не с кем-нибудь другим; то есть, поймите его отношение к вам.
— Нам нужно заказать новое оборудование аудитории— ширмы, кубы, скамейки. Отправляйтесь на площадку со своими партнерами и решите сообща, как по-новому оборудовать и обставить аудиторию. Можете даже поспорить. А я буду хлопать в ладоши. Один удар — вы это вы. Два удара — вы это ваш партнер. После двух ударов вы продолжаете действовать, но уже превратившись в своего партнера, а он — в вас.
— Постарайтесь уловить не только внешние особенности поведения партнера, но и внутренние его качества.
Упражнение 195 ЖИВОТНЫЕ
— Превратитесь в какое-нибудь животное: в зверя, птицу, рыбу, насекомое. Вот вам на выбор — медведь, кенгуру, белка, лисица, тюлень, слон, мартышка, верблюд, жеребенок, черепаха, крокодил, змея, дятел, цапля, курица, гусь, страус, павлин, галка, акула, золотая рыбка, стрекоза, таракан, божья коровка, паук, муха...
— Действуйте, задавая себе вопросы и отвечая на них: «что бы я делал, если бы у меня были крылья? если бы я был покрыт блестящими красивыми перышками? если бы мой рот был длинным клювом?» и т. д. Действуя, вы незаметно придете к правильному самочувствию вашего животного. Помогайте себе мысленной речью. Размышляя вслух или про себя, ищите существенные стороны характера вашего животного.
— Я дятел. Вот я, цепко держась когтями за дерево, долблю кору. Там, под ней,— вкусные жучки. Трудно долбить, даже клюв заныл. Трудно, но я привык. Я — труженик!
— Я верблюд. Вокруг меня суетится мелюзга, какие-то малорослые кошки и собачки, а я — большой, красивый, сильный, выносливый, удивительно спокойный. Ничему не удивляюсь и не терплю суматохи!
— Я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что — голову и лапы в панцирь. Достань-ка меня!.. Множество непонятных опасностей вокруг!
— Я цапля. Какие у меня стройные и красивые ножки! Никто не умеет так стоять на одной грациозной ноге, как я!
Конечно, превращаясь в животное, куклу, игрушку, растение, ученик наделяет их многими чертами своего характера. Он не уподобляется другому существу или вещи, а находит в себе сходные качества, выделяет их. Находя логику и последовательность своих действий в вымышленных предлагаемых обстоятельствах, он ориентирует свое тело и свою мысль в непривычных для себя условиях и приспосабливается, пристраивается к этим условиям. Если же он не ставит перед собой этих задач и ограничивается только внешней имитацией чужих качеств,— упражнения теряют учебную ценность.
Упражнение 196 ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
Продолжая тренинг ориентировки тела и мысли ученика в необычных предлагаемых обстоятельствах, педагог дает темы массовых этюдов:
— Птицеферма. Все вы — утки. Гуляйте на солнышке. Сейчас откроются шторки механических кормушек (вот они!), и вы можете вкусно поесть. Потом отправляйтесь на пруд (он в углу комнаты), отдохните, поплавайте.
— Колхозное стадо. Решите сами, кто вы. В стаде есть лошади, коровы, овцы и свиньи. Еще две сторожевые собаки. Вы пасетесь на хорошем пастбище. Скоро вас погонят домой.
— Деревенский двор. Небольшая компания — несколько кур, петух, цыплята, два поросенка, собака и кошка. Все давно знакомы друг с другом.
— Зоосад. Уголок сада с несколькими клетками — тут живут два тигра, лев. обезьяны, медведица с медвежатами. Распределите между собой животных, отправляйтесь в свои клетки, а трое из вас будут посетителями зоосада, натуралистами, изучающими животных.
Упражнение 197 МАССОВЫЕ ЭТЮДЫ
— Устройте на творческой площадке магазин готового платья. Вы будете продавцами, вы — покупателями, а вы все — манекенами. Манекены, становитесь на места! Покупатели, выбирайте товар! Продавцы, расхваливайте платья, надетые на манекенах!
— Здесь — музей античной скульптуры. Вы — статуи, становитесь вдоль стен. Вспомните позы статуй и
упражнение «Мраморные люди»! Вы — экскурсовод, а вы — экскурсанты. Ведите нас и рассказывайте нам о статуях.
— Здесь — картинная галерея. Вы — становитесь в позы персонажей картин (а что это за картина?). Остальные — рассматривайте живопись.
Упражнение 198 ЦИРКОВЫЕ АРТИСТЫ
— Вспомните цирковое представление. Вспомните какой-нибудь цирковой номер, особенно пленивший вас.
— Сальто на канате под куполом! На головокружительной высоте, под самыми «юпитерами», протянут канат. Артист идет по нему, слегка балансируя руками. Он спокоен и уверен в себе. Он даже улыбается, как будто не бездна под его ногами, а асфальт бульвара. Оркестр играет марш и вдруг — смолкают все инструменты, только барабан бьет напряженную дробь. Артист сгибается, подпрыгивает, переворачивается в воздухе и каким-то чудом снова оказывается на ногах, снова легко идет по канату...
— Сделайте этот номер—сейчас, здесь, в этой комнате. Вот по полу протянут воображаемый канат, а под ним —бездна. С чего вы начнете? Будете пытаться увидеть бездну? Будете заставлять себя верить в то, что вы стоите на канате, что играет оркестр, что зрители смотрят на вас, задрав головы? Нет, начинайте с другого,— действуйте так, как если бы вы шли сейчас не по полу, а по канату. Если бы эта линия на полу была канатом, протянутым на большой высоте,— как бы вы шли по нему? Идите! Понимаете, как важно, сделав шаг, поставить ногу точно на линию? Иначе вы упадете! Чтобы нога попала точно на центр, следите за
равновесием тела. Мышечный контролер — настороже! Глаза неотрывно устремлены на центр каната. При каждом шаге балансируют руки, помогая телу удержать центр тяжести. Трудно, опасно идти? А если бы на вас при этом смотрели тысячи зрителей,— они вон там, внизу, под вашими ногами,— разве вы показали бы им свою неуверенность?.. Правильно, вы улыбаетесь. Вы делаете это трудное дело так, как если бы вам было легко, спокойно, весело.
— Теперь надо крутить сальто. Поищите, как сделать, чтобы мы поверили в то, что вы действительно перевернулись в воздухе... Правильно — вы пригибаетесь, ориентируетесь, смотрите, куда пойдут ноги после прыжка, переливаете мышечную энергию в ноги, вниз, к ступням. Рывок вверх! Кругообразное движение головой,— как если бы вы перевернулись в воздухе,— и, следя за центром тяжести своего тела, вы быстро переливаете мышечную энергию снова вниз, в ступни ног, потому что в момент вашего рывка вы кинули мышечную энергию по телу вверх. Быстрая проверка — точно ли ноги стоят на центре каната. Вы выпрямляетесь. Сальто сделано!
Упражнение 199 ЦИРКОВЫЕ НОМЕРА
— Вы можете сделать любой цирковой номер. Для вас нет ничего недоступного! Вспомните, например, такой удивительный номер — балансеры на першах. Один артист держит на лбу перш, огромную алюминиевую штангу. Его партнер взбирается по штанге на самую верхушку и делает там гимнастические упражнения, а в это время «нижний», держащий на лбу штангу, сгибается, садится, поворачивается и вновь выпрямляется.
— Какая должна быть взаимосвязь и взаимозависи-
мость партнеров в таком номере! Вы стоите на полу перед партнером, но так стоите, как если бы вы были на вершине перша и как если бы ваш партнер держал этот перш на лбу. Малейшая ваша неточность, потеря равновесия, и партнер не удержит перш! Работайте!
— А дрессированных лошадей вы можете показать? Конечно! Для этого не нужно становиться на четвереньки,— пусть ваши лошади бегают на двух ногах, как если бы они это умели делать!
— Задание каждому: придумать дома несколько цирковых номеров, отработать их и показать нам.
Упражнение 200 ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Работа над отдельными цирковыми номерами может завершиться массовым упражнением — цирковым представлением, с оркестром на воображаемых инструментах, с шпрехшталмейстером, объявляющим номера, с аттракционами .первого класса и, конечно, с публикой,— какое же представление в цирке может идти без аплодисментов? Непременно нужны и униформисты, подготавливающие манеж к каждому номеру.
Все цирковые жанры могут быть представлены здесь — и конная езда, и эквилибристика, и жонглирование, и акробатика, и музыкальная эксцентрика, и иллюзионизм:
Высшая школа верховой езды,
Атлетические группы,
Роликобежцы,
Гимнастка на трапеции,
Дрессированные обезьяны,
Вольтиж на лошади,
Воздушный полет,
Акробаты-прыгуны,
Акробаты на эластичном трамплине,
Танцы на проволоке,
Собачки-футболисты,
Дрессированные тигры,
Жонглер на пони,
Икарийские игры,
Эквилибристы на катушках,
Балансеры на шарах,
Морские львы-волейболисты,
Фокусы с бездонными шкатулками,
Перепиливание ящика с живым артистом.
Упражнение 201 ОТВИНЧЕННАЯ ГОЛОВА
В сказке Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» веселый и добрый волшебник совершает чудеса удивительно просто: «Шел, понимаешь, по лесу, вижу: молодой медведь. Подросток еще. Голова лобастая, глаза умные. Разговорились мы, слово за слово, понравился он мне. Сорвал я ореховую веточку, сделал из нее волшебную палочку—раз, два, три...» И что же он сделал? Самую малость — превратил медведя в человека!
— Давайте совершать обыкновенные чудеса! Ну, скажем,— подшутите над товарищем. Пока он спит, отвинтите у него голову и спрячьте ее в комнате. Пусть поищет, когда проснется!
Два ученика выходят на площадку. Один укладывается на скамейку и засыпает. Другой начинает «отвинчивать» у него голову.
— Осторожнее крутите, не то он проснется. Что, туго поддается, заржавела резьба? Следите, покойно ли дыхание, не дрожат ли его веки.
Наконец голова отвинчена, и ученик несет воображаемую голову в угол комнаты, прячет ее. Потом будит товарища: «Вставай, пора на занятия!»
— Что же происходит, когда вы просыпаетесь? Видите что-нибудь? Ничего! Правда, и голова проснулась вместе с вами, но она лежит в такой темноте, что и ей ничего не видно. Ощупываете руками плечи, шею... а головы-то и нет! Конечно, это шутки вашего приятеля. Вечно он... Но он убежал. Придется вслепую разыскивать голову по всей комнате. Ищите!
Приятель неслышно крадется в угол, берет голову и подсовывает ее хозяину прямо в руки.
— Она или нет? Проверьте, может быть — чужая? Ощупайте воображаемую голову. Узнаёте свой нос, свою шевелюру? Всё в порядке, привинчивайте ее на место!
Отрабатывая с учениками упражнения на чудеса, нужно и в них стремиться отыскать логику и последовательность чудесных действий.
Упражнение 202 ОБЫКНОВЕННЫЕ ЧУДЕСА
Когда фантазия учеников разбужена, — упражнения на чудеса посыплются сами, как из волшебного ведра. Пусть каждый из учеников сделает не менее десятка чудес, чтобы утвердиться в ощущении своего всемогущества. Все чудеса должны быть придуманы самими учениками, отработаны самостоятельно и лишь затем продемонстрированы на общем занятии.
Разделим все чудеса на два основных раздела:
1. Чудо, которое неожиданно произошло со мной, самым обыкновенным человеком. К примеру:
проснулся, а глаза — на затылке; приходится учиться ходить и жить по-новому;
пью чай и вдруг превращаюсь в маленькую птичку; домашние меня гонят прочь, кошка хочет съесть;
иду на свидание, и вдруг у меня вырастают огромный нос и уши с кисточками;
иду на занятия, а на меня набрасываются невидимки, бьют, пинают, издеваются, а я никого не вижу; вдруг вырастает хвост, как у коровы.
2. Чудо, которое я, волшебник, совершаю. Например:
меняюсь с товарищем руками, ногами (отвинчивая их), краду его красивый нос, а ему подсовываю свой, курносый;
вколачиваю себе молоточком новые великолепные зубы, один за другим;
хожу и навожу на всех трепет своими руками — у меня вместо рук две змеи;
прикосновением большого пальца превращаю всех во что угодно;
накачиваю себя насосом и становлюсь огромным и могучим;
сам превращаюсь в кого хочу.
Работу над чудесами можно завершить таким же массовым упражнением, как и после цирковых номеров. Может состояться даже «концерт в доме отдыха волшебников».
МЕХАНИЗМЫ
ЖИЗНЕННОГО
ДЕЙСТВИЯ
ЗАМЕТКИ
ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
ТРЕНИНГА
ОДАРЕННОСТЬ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Все живое в мире живет, развивается, усложняется и совершенствуется, испытывая непрестанное воздействие окружающей среды и непрерывно с ней взаимодействуя.
Подчиняясь этому основному условию существования всего живого, развивается как индивидуальность и каждое человеческое существо.
Мы говорим о взрослом человеке: у него такой-то характер, такие-то способности. Он замкнут. Он общителен. Он весь в движении, как беспокойная ртуть. Он тугодум и мямля. У него абсолютный слух, и он с детства поражал всех музыкальными способностями. Или — ему, как говорится, медведь на ухо наступил. Один — гениальный полководец. Другой — ив солдатах не смог проявить сообразительности.
В чем же тут дело? Кто дарит одному человеку талант, другому ординарность, одному быструю, острую мысль, другому несообразительность, одному упорный, деятельный характер, другому апатичную нерешительность?
Наследственность? Очень соблазнительно свалить на нее все грехи и объяснить ею все добродетели. Если, конечно, относиться к ней попросту. Петров — одаренный пианист? Еще бы! И мать певица, и дедушка капельмейстер. Но это житейские разговоры. А что говорит наука?
Сейчас науке известны, например, более полутора тысяч наследственных болезней и предрасположений к ним. Врачи могут с достаточной вероятностью предсказать родителям первенца, появившегося на свет с известным наследственным дефектом, заболеет ли их второй ребенок, который еще и не родился.