VII класс (13– 15 лет)
(105 часов)
1. Уход за одеждой и обувью.
Приемы стирки мелких вещей (носки, трусики, фартук, косынка).
Правила пользования утюгом. Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани.
Чистка кожаной обуви: нанесение слоя гуталина, чистка щеткой, наведение глянца бархоткой.
Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды.
Практическая работа. Складывание ткани по разрыву, стачивание ручным швом.
2. Уход за жилищем.
Закрепление ранее полученных навыков. Ежедневная уборка класса. Уход за растениями в классе.
Практическая работа. Ежедневный уход за комнатными растениями, протирка пыли с цветов, мебели, подоконников, мытье полов.
3. Приготовление пищи.
Помещение кухни, соблюдение чистоты и порядка.
Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды: кастрюль, чайников, сковородок.
Нагревательные приборы и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи.
Практическая работа. Помощь взрослым в приготовлении овощных блюд из сырых овощей (салат). Чистка картофеля, овощей (сырых), отваривание картофеля. Приготовление бутербродов.
VIII класс (14 – 16 лет)
(105 час.)
1. Уход за одеждой и обувью.
Закрепление всех навыков, полученных в IV—VII классах. Пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты. Определение места оторванной пуговицы.
Практическая работа. Подготовка белья и одежды к ремонту. Ремонт белья и одежды по распоровшемуся шву и разорванному месту. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству. Складывание ткани по разрыву или распоровшему шву, стачивание ручным швом. Соединение краев разрыва частыми сметочными стежками. Наложение заплаты. Утюжка.
2. Уход за жилищем.
Участие в общешкольных уборках. Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора и опавших листьев, участие в озеленении школьного двора.
Пылесос, полотер. Правила пользования.
Практическая работа. Проведение генеральной уборки помещения, чистка зеркал, уборка полов пылесосом и его натирание.
3. Приготовление пищи.
Закрепление ранее приобретенных навыков. Правила пользования вилкой и ножом. Правила поведения за столом.
Помощь взрослым в приготовлении пищи.
Практическая работа. Заваривание чая. Приготовление яиц вкрутую. Чистка вареного картофеля. Нарезание овощей для винегрета, салата. Приготовление овощных блюд из отварных овощей. Чистка ножей и вилок.
Физическая культура
(I–VIII классы)
(7–16 лет)
Пояснительная записка
Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду. Воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество.
В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Глубоко умственно отсталые дети имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательной развитии, что сказывается на содержании и методике уроков физической культуры. Замедленность протекания психических процессов, конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Для того, чтобы ученики усвоили упражнения, инструкции к ним, необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Учитель подбирает такие упражнения и задания, которые состоят из простых, элементарных движений. Одной из характерных особенностей детей данной категории является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки они не могут воспроизвести даже хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.
В работе требуется непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения того или иного задания необходимо помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения.
Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения как отдельных заданий, так и всего урока.
Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки в упражнениях и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.
Урок целесообразно строить из четырех частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть методически связаны между собой.
В настоящую программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие упражнения, игры и игровые упражнения, гимнастика, элементы легкой атлетики.
В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:
- учить детей готовиться к уроку физкультуры;
- учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
- учить правильному передвижению детей из класса на урок физкультуры;
- учить ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
- учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
- учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
- учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
- прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
- обучать мягкому приземлению в прыжках;
- учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
- учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;
- учить метаниям, броскам и ловле мяча;
- учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
- учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
- учить преодолению простейших препятствий;
- учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;
- учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
Учитель физкультуры может решить стоящие перед ним задачи только в том случае, когда он будет вести занятия со строгим учетом структуры дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и недостатков. Учитель должен хорошо знать все данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать состояние здоровья учащихся на каждом уроке.
Особо следует учитывать особенности детей эпилептическими припадками, с травматическим слабоумием. Эти дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять упражнений, требующих больших физических усилий или ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
ПРОГРАММА
I класс (7–9 лет)
(70 час.)