Определяющие факторы профессионального обучения и повышения квалификации

Кто обучает? (лицо, мотивы, компетенция)
Кого обучают? (количество, уровень образования, способности)
Что следует преподавать? (содержание, глубина усвоения)
Как проводится обучение? (индивидуальная работа, групповая работа, этапы, формы работы)
Зачем повышается квалификация? (способности после успешного обучения)
Когда следует проводить инструктаж? планово
Где должен проводиться инструктаж? (на рабочем месте, на месте обучения, в классе)
С помощью чего проводится профессиональное обучение? (книги, экспериментальные наборы, измерительные приборы)

Определяющие факторы профессионального обучения и повышения квалификации - student2.ru

Цели обучения и ключевые квалификации:

Высшая цель:

Способность студента (учащегося) работать по профессии

Описание путем:

Квалификации (планирование – проведение – контроль)

Распределение по компетентности:

профессиональная компетентность;

методическая компетентность;

социальная компетентность

Более подробное описание путем:

Ключевых квалификаций и целей обучения.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определенным уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

Обучение включает в себя два вида деятельности:

§ преподавание – деятельность преподавателя;

§ учение – деятельность учащихся.

Эти педагогические категории тесно связаны с процессом развития человека, который предполагает духовный рост и повышение интеллекта, становление личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Многие исследователи педагогической мысли выделяют другие категории:

§ педагогическая деятельность;

§ целостный педагогический процесс;

§ категории саморазвития и самостановления детской личности.

Образование необходимо для реализации потребности общества в развитых, образованных людях. Оно осуществляется путем обучения в образовательных и специальных учебных заведениях. Эта система имеет ряд подсистем, каждая из которых имеет определенные цели и содержание, формы и методы обучения.

Цели образования:

§ жизнеобеспечение общества в конкретных исторических условиях;

§ развитие его производительных сил, общей культуры и цивилизованности;

§ укрепление гражданского статуса отношений и морально- трудовых устоев членов общества.

Учебный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Детей необходимо приучить к активной мыслительной деятельности, к самостоятельности мышления, именно эти качества помогут им заменять неактуальные знания актуальными.

Цели обучения:

Определение содержания обучения

Подразделение целей обучения по степени ясности

Вышестоящее содержание обучения.

Направляющая цель обучения.

Общая цель обучения.

Частная цель обучения.

Данные, понятия, правила, формулы, критерии оценки, счетные операции.

Общие цели обучения

Характеризуются следующими признаками:

распределения;

они относятся к небольшим по содержанию разделам обучения без детального они отличаются средней степенью ясности (здесь еще возможны различные альтернативы по содержанию и конечному поведению);

они дают преподавателю свободу действий и принятия решений.

Направляющие цели обучения

они относятся к вышестоящему содержанию обучения;

их функция заключается в определении направления обучения;

они отличаются небольшой степенью ясности (здесь имеются разные представления о содержании и привычках поведения);

они предоставляют преподавателю большую свободу действия и принятия решений;

они относятся ко всем трем целям обучения, т.к. они определяются в такой общей форме, что нельзя определить конечное поведение.

1. Основные знания.

Ознакомить учащегося с важнейшими темами и взаимосвязями в такой степени, чтобы он мог, например: назвать, показать, перечислять, различать.

2. Знания.

Подготовить учащегося в соответствующей области так, чтобы он мог, например: объяснить, описать, дать справку, изобразить, сообщить, сравнить.

3. Участие.

Обучить учащегося практическому применению в работе и деловой жизни настолько, чтобы он после инструктажа умел: обработать, подготовить, уплатить, проверить, а также пояснить соответствующие документы, оценить, выполнить.

4. Самостоятельная работа.

Обучить учащегося практическому применению в работе и деловой жизни в такой мере, чтобы он без инструктажа мог: использовать, контролировать, выбирать и применять, консультировать, обрабатывать, выдавать и выполнять, консультировать и обрабатывать соответствующие сделки, составлять документы. Цели обучения взаимообоснованы. Тем самым они соответствуют требованиям практической работы, при которой владения простыми знаниями и навыками является предпосылкой для реализации комплексных задач.

Наши рекомендации