Своеобразие умений и навыков при формировании

Умелое действие всегда направляется целью. В основе навыка лежит система закрепленных связей. Умения образуются в результате упражнения в разных условиях, предусматривают усложнение, для образования же навыка, необходимо многократное повторение в одних и тех же условиях. Образовательная задача (цель, задача) должна в конспекте уроке конкретизироваться.

Развивающая функция

Развитие речи: богатый словарный запас, лаконичная речь с оборотами, соединение внутренней и внешней речи.

1. Развитие познавательных процессов

2. Сенсомоторики

3. Воли

4. Эмоции

5. Речи

Воспитывающая функция:

1. Формирования мировоззрения: взгляды о природе, обществе, сознание

2. Нравственное воспитание

3. Патриотизм, гражданственность

4. Общение

5. Эстетика

уровни

1. Чувственно-воспринимаемом

2. Понятийный

3. Осмысление

4. Обобщение

5. Применение

IV. Основные звенья учебного процесса

Познавательные задачи выдвигаются в известной последовательности, определяемой логикой учебного процесса. Логика учебного процесса – объективная закономерность, выражающая последовательные оптимально эффективного движения школьников, от той ступени из знания и развития, с которой начинается изучения учебного предмета (раздел, тема) до того уровня знания и развития, которое соответствует полному овладению предметом, разделом. Логикой учебного процесса находится в тесной связи с логикой учебного предмета.

Логикой учебного процесса есть сплав логикой учебного предмета и психологии усвоения учащихся преподаваемого учебного материала.

Структура учебного процесса включает следующие звенья:

1. Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению;

2. Восприятие нового материала;

3. Осмысление воспринятого материала;

4. Закрепление и совершенствование знаний;

5. Применение знаний, умений, навыков;

6. Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими ЗУН и способы умственной деятельности (СУД).

Для восприятия необходимы:

1. Научность;

2. Доступность;

3. Жесты;

4. Дикция;

5. Внешний вид учителя.

Методы обучения

Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Многообразие методов. Классификации методов обучения (основные требования к классификации, классификации методов по источникам знаний, по характеру мыслительной деятельности, по целостному подходу к учебно-познавательной деятельности). Характеристика методов обучения (по В.А. Сластенину): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, учебная лекция, беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнения, лабораторные опыты, самостоятельная работа и др.); методы стимулирования и мотивации (познавательный интерес, игра, поощрение и порицание, ситуация успеха и др.); контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности (устный и письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный).

Выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных учебно-воспитательных задач, содержания учебного материала, возможностей и потребностей учащихся, педагогического мастерства учителей, условий обучения. Оптимизация выбора методов обучения.

I. Понятие о методах обучения

По мнению Лернера и Скаткина метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся по освоению содержания образования.

Прием обучения – это составная часть метода, или реализация метода обучения на практике.

Метод обучения характеризуется тремя особенностями:

1. Метод обучения обозначает цель обучения;

2. Метод обучения обозначает способ усвоения;

3. Метод обучения обозначает характер взаимодействия субъектов обучения.

Керр выделили 4 революции в развитии методов обучения:

1. Появление профессиональных учителей;

2. Замена устного слова письменным;

3. Введение в обучение печатного слова;

4. Информатизация и компьютеризация обучения.

В педагогической литературе различают 3 уровня рассмотрения методов обучения:

1. Общедидактический;

2. Частнодидактический. Уровень конкретного учебного предмета, методики обучения;

3. Конкретные приемы обучения. Он обеспечивает вооружение будущего учителя конкретными приемами;

Структура методов обучения:

1. Объективная. Учитывает общие дидактические положения;

2. Субъективная. Она обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся и конкретными условиями.

Выбор методов обучения.

Во-первых, выбор методов обучения зависит от целей и задач обучения, во-вторых – от закономерностей и принципов обучения, в-третьих – от содержания и методов конкретного предмета и конкретной темы, в-четвертых – от учебных возможностей школьников, в-пятых – от внешних условий, в-шестых от возможностей учителей (опыт учителя, уровень подготовленности, знание закономерностей, принципов и приемов работы).

II. Классификация о методах обучения.

Наши рекомендации