Своеобразие умений и навыков при формировании
Умелое действие всегда направляется целью. В основе навыка лежит система закрепленных связей. Умения образуются в результате упражнения в разных условиях, предусматривают усложнение, для образования же навыка, необходимо многократное повторение в одних и тех же условиях. Образовательная задача (цель, задача) должна в конспекте уроке конкретизироваться.
Развивающая функция
Развитие речи: богатый словарный запас, лаконичная речь с оборотами, соединение внутренней и внешней речи.
1. Развитие познавательных процессов
2. Сенсомоторики
3. Воли
4. Эмоции
5. Речи
Воспитывающая функция:
1. Формирования мировоззрения: взгляды о природе, обществе, сознание
2. Нравственное воспитание
3. Патриотизм, гражданственность
4. Общение
5. Эстетика
уровни
1. Чувственно-воспринимаемом
2. Понятийный
3. Осмысление
4. Обобщение
5. Применение
IV. Основные звенья учебного процесса
Познавательные задачи выдвигаются в известной последовательности, определяемой логикой учебного процесса. Логика учебного процесса – объективная закономерность, выражающая последовательные оптимально эффективного движения школьников, от той ступени из знания и развития, с которой начинается изучения учебного предмета (раздел, тема) до того уровня знания и развития, которое соответствует полному овладению предметом, разделом. Логикой учебного процесса находится в тесной связи с логикой учебного предмета.
Логикой учебного процесса есть сплав логикой учебного предмета и психологии усвоения учащихся преподаваемого учебного материала.
Структура учебного процесса включает следующие звенья:
1. Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению;
2. Восприятие нового материала;
3. Осмысление воспринятого материала;
4. Закрепление и совершенствование знаний;
5. Применение знаний, умений, навыков;
6. Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими ЗУН и способы умственной деятельности (СУД).
Для восприятия необходимы:
1. Научность;
2. Доступность;
3. Жесты;
4. Дикция;
5. Внешний вид учителя.
Методы обучения
Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Многообразие методов. Классификации методов обучения (основные требования к классификации, классификации методов по источникам знаний, по характеру мыслительной деятельности, по целостному подходу к учебно-познавательной деятельности). Характеристика методов обучения (по В.А. Сластенину): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, учебная лекция, беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнения, лабораторные опыты, самостоятельная работа и др.); методы стимулирования и мотивации (познавательный интерес, игра, поощрение и порицание, ситуация успеха и др.); контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности (устный и письменный, фронтальный, групповой, индивидуальный).
Выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных учебно-воспитательных задач, содержания учебного материала, возможностей и потребностей учащихся, педагогического мастерства учителей, условий обучения. Оптимизация выбора методов обучения.
I. Понятие о методах обучения
По мнению Лернера и Скаткина метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся по освоению содержания образования.
Прием обучения – это составная часть метода, или реализация метода обучения на практике.
Метод обучения характеризуется тремя особенностями:
1. Метод обучения обозначает цель обучения;
2. Метод обучения обозначает способ усвоения;
3. Метод обучения обозначает характер взаимодействия субъектов обучения.
Керр выделили 4 революции в развитии методов обучения:
1. Появление профессиональных учителей;
2. Замена устного слова письменным;
3. Введение в обучение печатного слова;
4. Информатизация и компьютеризация обучения.
В педагогической литературе различают 3 уровня рассмотрения методов обучения:
1. Общедидактический;
2. Частнодидактический. Уровень конкретного учебного предмета, методики обучения;
3. Конкретные приемы обучения. Он обеспечивает вооружение будущего учителя конкретными приемами;
Структура методов обучения:
1. Объективная. Учитывает общие дидактические положения;
2. Субъективная. Она обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся и конкретными условиями.
Выбор методов обучения.
Во-первых, выбор методов обучения зависит от целей и задач обучения, во-вторых – от закономерностей и принципов обучения, в-третьих – от содержания и методов конкретного предмета и конкретной темы, в-четвертых – от учебных возможностей школьников, в-пятых – от внешних условий, в-шестых от возможностей учителей (опыт учителя, уровень подготовленности, знание закономерностей, принципов и приемов работы).
II. Классификация о методах обучения.