Методы устного изложения
Слово учителя – самый доступный и распространенный инструмент обучения.
Рассказ − монологический способ, представляющий собой связное, последовательное, устное изложение нового учебного материала, используется при отсутствии у учащихся сведений по изучаемому вопросу.
Рассказ всегда связан с личностью учителя (эмоциональностью, уровнем подготовки и осведомленности в изучаемом вопросе, умением создать образ и т.д.). Возможности его использования на уроке достаточно широки; в процессе подготовки к наблюдению, проведению опыта, во время экскурсии, прогулки и т.д., когда необходимо в сжатой форме сообщить малоизвестный ребенку, значительный по объему материал.
Общие требования:
Ø научность (использование справочников и энциклопедий);
Ø воспитывающий характер;
Ø простота (доступность, но не упрощенность);
Ø интересный, яркий (красочно-эмоциональный, образный),
Ø сопровождающийся иллюстрированием и создающий у ребенка положительный эмоциональный фон,
Ø формирующий умение слушать;
Ø стилистически грамотный;
Ø лимитированный по продолжительности (краткий — за 5—10 мин. максимум информации; I, II классы — 8 — 10 мин, III —IV классы — не более 15 мин.).
Различают следующие виды рассказов:
1) по способу мышления:
а) индуктивный (на основе фактов делается обобщение);
б) дедуктивный (общее положение подтверждается конкретными сведениями);
2) по дидактическим целям:
а) рассказ-вступление (цель — подготовка детей к изучению нового материала);
б) рассказ-повествование (детальное изложение намеченного содержания);
в) рассказ-заключение (обобщение изученного);
3) по характеру изложения учебного материала:
а) рассказ-повествование, представляющий собой сообщение сведений от лица очевидца;
б) рассказ-описание, нацеленный па создание образного представления предмета, явления природы (это характеристика конкретного природного объекта в сумме его существенных и второстепенных признаков для создании его образа; различают художественное описание, создаваемое в опоре на эмоционально-образный мир ребенка при помощи иллюстраций, репродукций и т.п. (с использованием эпитетов, метафор, сравнений, иносказаний), и деловое — выделение фактических знаний на основе проведенного научного исследования (наблюдения, эксперимента), например в процессе изучения состояния водоемов края);
в) рассказ-характеристика (предполагает выделение наиболее существенных признаков);
г) рассказ-обьяснение нацелен на изучение сущности явлений, выявление причинно-следственных связей и закономерностей;
д) рассказ-рассуждение (последовательное развитие положений и доказательств, приводящих к выводам, например при выявлении влияния погоды на состояние растительного мира. На этом фоне выделяется разновидность-объяснение как инструкция, которое в силу сжатости, информативности, программированного характера нередко рассматривается как самостоятельный словесный метод.
Предварительная подготовка к рассказу предполагает:
1) определение цели, тематики и места рассказа на уроке;
2) сбор информации из различных первоисточников, проверка текстов по справочникам;
3) подбор отрывков из художественной литературы, рассмотрение возможности использования сведений из личного опыта учителя;
4) продумывание зрительного ряда — использование фотографий, репродукций, иллюстраций из книг, энциклопедических словарей, раскрасок, детских книг со стихотворениями и т.д.;
5) запись плана рассказа, продумывание методических приемов, способствующих наиболее эффективному запоминанию информации (сравнения, ассоциации, сопоставления, выделения главного, аналогии; постановки проблемных вопросов), сочетания с различными методами обучения: беседой, демонстрацией наглядных пособий, фрагментов учебных фильмов;
6) составление конспекта.
Строение рассказа:
I) создание проблемной ситуации (завязки);
2) раскрытие основного содержания (кульминационный момент);
3) разрешение проблемы (развязка).
Объяснение — это стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдениями учащихся. В объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений, доказательств.
Наиболее важные вопросы методики объяснения:
• ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися,
• последовательное изложение материала.
Успех объяснения во многом зависит также и от того, насколько удачно учитель сумеет привлечь конкретные данные. Объяснение всегда предполагает обращение с вопросами к детям и заставляет их следить за ходом объяснения, высказывать свои соображения, догадки, делать выводы. В конце объяснения учитель дает точную формулировку вывода, правила. Обязательным элементом урока, на котором использовалось объяснение, является проверка качества усвоения материала, анализ фактов и примеров, приведенных детьми.
Инструктаж — вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, наглядных пособий и т.д. По содержанию инструктаж подразделяется на
• вводный,
• текущий,
• заключительный.
Одним из противоречивых моментов современной дидактики является использование лекции в начальной школе. Лекция — систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера. Часто методисты осуществляют подмену, обозначая данным понятием традиционный рассказ учителя.
Беседа. Суть метода — посредством четко структурированной системы вопросов вызвать у детей интерес к усвоению и дополнению определенных знаний путем самостоятельных рассуждений, обобщений и выводов.
Стержнем данного диалогического метода являются базовая тема и четко формулируемые вопросы учителя, удовлетворяющие требованиям:
· нацеленность на выявление полного содержания и подведение к выводу; активизация мысли ребенка и его самостоятельность в подходе к формулированию определенных заключений;
· точность, краткость, доступность;
· адресованность всему классу (а не выборочная) с предоставлением времени на продумывание, поощрением дополнительных, уточняющих ответов и исправлением, комментированием неточных (неполных);
· определенная логическая последовательность в построении;
· отказ от элементарной (простой, содержащей готовый ответ), неопределенной формы вопроса («Что можно сделать?..»).
Основные функции — информационная и поисково-эвристическая.
Выделяют следующие виды бесед:
1) по дидактическим целям:
а) вводная, нацеленная на актуализацию, систематизацию и обобщение опорных знаний и представлений, полученных ребенком самостоятельно, стимулирование интереса к изучаемому явлению (предваряет изучение нового курса, раздела, темы);
б) сообщающая, предполагающая ознакомление детей с новыми сведениями, с параллельной конкретизацией и расширением имеющихся у них знаний (например, при изучении сезонных изменений в жизни природы, на экскурсиях и прогулках);
в) повторительно-обобщающая, связанная с необходимостью первичного закрепления полученной информации, се систематизацией и установления связей с последующим материалом (проводится л конце изучения темы, раздела, курса);
2) по характеру познавательной деятельности учащихся:
а) репродуктивная (воспроизведение и оперирование известными сведениями и приемами);
б) поисковая (эвристическая), нацеленная на организацию поисково-исследователъской деятельности детей (использование проблемных вопросов, ситуаций, поисковых заданий на сравнение, выявление причинно-следственных связей, доказательство, поиск альтернативного решения задачи и т.д,);
3) по способу мышления:
а) индуктивная (вывод на основе суммирования знаний близких природных предметов и явлений);
б) дедуктивная (конкретизация известного исходного материала в виде иллюстрирующих его примеров);
4) по форме ведения:
а) катехизическая (вопрос — ответ);
б) развернутая (эвристическая).
К положительным чертам данного метода относится повышенная активность класса, развитие речи; недочетам — длительностью времени и дробность полученного знания из-за вопросоответной формы его получения.
Беседа проводится при наличии у детей определенного минимума исходных сведений по изучаемому вопросу (и том числе на основе рассказа учителя, работы с учебной Литературой, изучения иллюстраций, просмотра кинофильма и т.д.) и предполагает дробное сообщение информации (по частям) с периодическим переключением внимания.
Этапы подготовки к проведению беседы:
1) подготовительный: четкое определение темы и цели беседы, составление плана (В том числе возможностей чередования с другими методами, приемами, например иллюстрирования); формулирование основных и вспомогательных вопросов (четких, кратких, конкретных; тщательное продумывание их последовательности, логической связи друг с другом, нацеленной на установление причинно-следственных связей); продумывание методики организации, подбор наглядных пособии;
2) беседа;
3) итог.
Дискуссия.Суть метода учебного полилога, активно используемого в системе развивающего обучения, — целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями и идеями по конкретной проблеме с целью принятия единого решения, т.е. на уроках естествознания учебная дискуссия имеет характер управляемого, целенаправленного, тематического, познавательного спора, требующего обязательной предварительной установки единого кодекса правил вежливого поведения, в том числе в процессе обсуждения, и его оттачивания с помощью игровых приемов, тренинга. Его организационной основой является самоорганизация учащихся.
Различают формы дискуссии:
1) круглые столы — обсуждение проблемы небольшой группой учащихся, во время которого происходит обмен мнениями с остальной частью класса;
2) дебаты — обсуждение проблемы участниками двух соперничающих команд, представляющих альтернативные точки зрения;
3) судебное заседание — дискуссия, носящая характер и форму судебного разбирательства (экологическое, естественно-историческое и другое судейство) (по М.И. Кларину). В процессе планирования работы необходимо предвидеть спонтанный характер возникновения такого рода обсуждения при выполнении элементарных заданий, связанных с аргументацией учащимися своей точки зрения.
К положительным чертам метода относятся повышенная активность класса, развитие речи и образных репрезентантов, умения доказательно отстаивать свою позицию, развитие коммуникативных способностей (слышать и слушать, инициативности, познавательного интереса, критически-рефлексивного мышления), высокая эффективность при закреплении изученного материала и его творческого осмысления; к недочетам — менее эффективен, по сравнению с рассказом, по передаче информации, требует высокой самоорганизации учащихся.
Этапы проведения учебной дискуссии:
1) подготовительный: обнаружение проблемы и уточнение учебной задачи (сравнение различных теорий образования Вселенной, представления формы Земли и т.д.); определение цели и идеального результата обсуждения, выбор его формы; планирование хода обсуждения (тематика выступлений, рассматриваемые вопросы, подбор справочного материала); отбор участников (4—6 чел.) и распределение ролей, например, по М.И.Кларину: «ведущий, генератор идей, аналитик, протоколист, эксперт». На данном этапе важно продумать возможности введения управляющих вопросов на стимулирование мышления («Как... почему... зачем... отчего?», «Что было бы, если?..»), вариативность хода дискуссии («Какие сведения (методы, приемы, доказательства) можно использовать?»), уточнение формулировок («Что вы имеете в виду?») и идей («Какие факты в защиту вашей теории можно привести?»), оценку («Ваша оценка представленной теории?»);
2) проведение: формулировка проблемы и цели обсуждения (достигается через изложение проблемы, описание случая, инсценировку, демонстрацию фрагмента кинофильма); анализ проблемы в малых группах (цель — выявить связанные с ней факты и обстоятельства, раскрытие темы, детализация, выявление позиций участников); представление результатов перед всем классом (межгрупповое обсуждение, принятие единого решения), формулировка выводов и проверка, оценка результатов обсуждения (высказывание своего мнения, анализ хода дискуссии с акцентом на конструктивные решения);
3) закрепление (использование полученных результатов в новой ситуации)
Словесные методы обучения естествознанию были и остаются самыми тиражируемыми в начальной школе в силу возрастных особенностей учащихся и обилия информации для ознакомления. Вместе с тем слово не является единственно возможным источником информации, поэтому использование словесных методов неизменно предполагает сочетание в работе и других разновидностей наглядно-практического уровня.
Вопросы и задания
1. В чем сущность каждого вида словесных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.
2. Почему словесные методы были и остаются самыми популярными в начальной школе?